издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нерушимое братство

  • Автор: Юлия Цицеронова

Поколение «афганцев» вспоминает службу «за речкой» как лучшие годы своей жизни. И для Сергея Валерьевича Тарасова это был самый яркий и значимый отрезок в его судьбе. Он уверен: Афганистан научил его многому, но самое главное – любить жизнь, разбираться в людях, ценить настоящую мужскую дружбу.

Сергей Тарасов был призван в пограничные войска 14 ноября 1985 года. Полгода пробыл на заставе на советско-монгольской границе. А когда начался отбор в Термезскую десантно-штурмовую маневренную группу (ДШМГ) в Афганистан, успешно прошёл испытания и уже в июне 1986 года в числе 30 «счастливчиков» оказался в узбекском городе Термез. 

После небольших учебных стрельб начались вылеты на операции. Зона ответственности у Термезской ДШМГ была более двух тысяч километров: Туркмения, Таджикистан, Узбекистан. В задачу входила ликвидация банд-групп и проверка караванов в непосредственной близости с афганской границей. О своих первых военных опытах Сергей Валерьевич вспоминает с гордостью: «Все операции были сложные, а мы – ещё молодые, необстрелянные. Но результаты показали хорошие, и нас сразу зауважали и «старики», и другие десантные отряды». За смелые и решительные действия в боевых операциях рядовой Сергей Тарасов был награждён медалью «За отвагу».

Он пробыл в Афганистане полтора года. Полтора года – в постоянной опасности. Было ли страшно? «Страх присущ каждому живому существу, – улыбается Сергей Валерьевич. – Но у нас была очень серьёзная, жёсткая подготовка. Поэтому, когда мы начали летать на операции, появилось ощущение свободы, а страха мы не замечали – он просто исчезал. Но, признаюсь, на первой операции страх все-таки накрыл. Высадили нас с вертолета, а где-то там, впереди, стрельба… Старые вояки учили: пуля, которая в тебя летит, не свистит. Прислушивайся… Слышишь – летит и не свистит – резко отклоняйся. А остальные мимо тебя так – вжик! вжик!».

Случалось и так, что во время операции нечего было поесть. Приходилось самим что-то добывать, а в горах это совсем не просто. «Однажды, – вспоминает Сергей Валерьевич, – была небольшая операция. Высадили нас в горах и снабдили припасами на два-три дня сухим пайком. Он давно надоел, и мы в первый же день выбросили все консервы в пропасть. Но прошли два дня, три, уже неделя… Пришлось лезть в ту самую пропасть. Слезли, а на дне лежит 500-килограммовая неразорвавшаяся авиабомба, и все наши припасы – вокруг неё. Осторожненько собрали свои баночки и – наверх. Но вниз-то спускались минут сорок, а обратно лезли часа два… Ещё запомнилась пора цветения маков – все горы красные. Такая красота! Никогда не забуду».

Об Афганской войне и её причинах было немало споров и пересудов: зачем и кому был нужен этот конфликт, затянувшийся на 10 лет? Сергей Валерьевич неохотно размышляет об этом: «В причинах войны я разбираться не хочу. Это – политика государства. А мы – солдаты. Нам приказали, и мы выполняли свои боевые задачи. А кому эта война нужна была, тогда не задумывались… »

Сергей Валерьевич в нашей беседе ни разу не применил слово «враг». Тепло говорит он о местных жителях, с которыми встретился во время службы: «Мы же помогали народу. И до сих пор афганцы о нас вспоминают с благодарностью». И с нескрываемой горечью вспоминает своих погибших сослуживцев. А те, кто остался жив, недавно виделись в Воронеже на 25-летии десантно-штурмовой группы.

После Афганистана Сергей Валерьевич недолго оставался в Иркутске, вскоре уехал в Самару – навестить боевого друга. Евгений Пиков в одной из боевых операций был тяжело ранен, долго лечился в госпитале. И вот однажды написал, что не видит смысла в жизни, потому что рука после ранения не действует, и он практически калека. Сергей, не раздумывая, бросился к другу на помощь. Приехав в Самару, устроился на работу на авиационный завод. Жил в Самаре, пока не убедился, что с другом всё в порядке: с помощью постоянных тренировок Жене удалось не только разработать руку, но и достичь успехов в профессиональном спорте. Вот оно – «афганское братство».

Вернувшись в Иркутск, Сергей Валерьевич несколько лет проработал на Иркутском авиационном заводе. А сегодня он – председатель Иркутской городской общественной организации «Комитет пограничников», работает в одной из коммерческих структур Иркутска, активно занимается общественной работой. И остается верен нерушимому «афганскому братству».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры