издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пони, маленькие кони

В иркутском ботаническом саду начали учить верховой езде

Зимой в Ботаническом саду тихо и немноголюдно, лишь в оранжереях зеленеют тропические растения – настоящий летний оазис в Сибири. Животные сидят в своих клетках и вольерах и привычно ждут весны, как и все мы. В отличие от кроликов, хорьков и шиншилл, пони на улицу зимой выводят. Эти животные нуждаются в движении. Пока уроки верховой езды проходят не ежедневно, что не отменяет разминки и пробежки.

В июне прошлого года в Иркутском Ботаническом саду открылся контактный зоопарк. Здесь не было и не будет диких и хищных зверей, ведь основная цель этого проекта – максимальное сближение, взаимодействие городских детей и живой природы. Идея была реализована благодаря фонду региональных социальных программ «Наше будущее». Инициаторы зоопарка, сотрудники Ботанического сада, представили проект на конкурс «Социальный предприниматель», организованный фондом, и выиграли грант в размере 550 тысяч рублей. 

На 20 сотках в крытых и открытых вольерах поселили уток, гусей, индюков, коз, кроликов. Не так давно в зоопарке появились монгольский як и две маленькие изящные шиншиллы. В ближайшее время привезут африканских ежей. Это карликовые животные, размером меньше ладони, их плюс именно для зоопарка – активность в светлое время суток. Ну а в январе в зоопарке появился дополнительный интерактив: обучение верховой езде на маленьких лошадях. И развлечение, и для здоровья полезно. Пока в зоопарке два пони – Ника и её дочь Кнопка, но в скором времени прибудет синеглазый мальчик Булат. А такой цвет глаз у пони – большая редкость. Вот вам и год Синей Лошади. 

– Нику и Кнопку нам подарил заводчик пони, живущий в Иркутском районе, – рассказывает Иван Сизых, директор фонда «Иркутский Ботанический сад». – Адаптировались лошадки быстро, вначале они к людям отнеслись с опаской – ведь до этого жили в табуне, общались только между собой. Но сейчас это контактные животные, они уже хорошо прижились у нас. В феврале мы ждём самца Булата. Цели разводить животных у нас нет, но и такое развитие событий возможно. Если средства будут позволять, со временем мы построим для наших маленьких лошадок хорошую конюшню. Посетители от пони в восторге – это же лошади, но лошади маленькие, изящные. 

А, как известно, маленькие животные рождают в людях особые чувства – нежность и умиление. Поэтому езда на пони, общение с ними вызывают и у детей, и у взрослых гамму эмоций. Уроки верховой езды даёт инструктор Ирина Козлова. Девушка занимается конным делом с 1998 года, тогда она впервые пришла на ипподром и убедила дедушку записать её на занятия. Сначала она два года просто занималась в секции, после и сама стала участвовать в скачках. Затем скакать надоело и настало время для тренерской работы.

Конных клубов и центров сегодня в Иркутске достаточно, а конкретно с пони работают лишь на ипподроме и ещё в одном месте. Поэтому появление маленького пони-клуба в Ботаническом саду было уместно, особенно этому обрадовались жители Свердловского района, ведь на ипподром слишком часто не на-ездишься.

Как утверждает Ирина, никаких принципиальных отличий большой лошади от лошади маленькой нет. Детям учиться азам верховой езды проще на пони – они вызывают меньше боязни. А всё остальное – как и с обычными лошадьми.

– Тренер знает, что обычно лошади, работающие под начинающим всадником, сразу включают «хитрость». Если лошадь, обычная или пони, чувствует, что сверху новичок, то начинает всячески отлынивать от работы. В таких случаях со взрослой лошадью проще – инструктор сам сел и снял это неповиновение. А на пони уже так просто не сядешь, не те габариты, – рассказывает Ирина Козлова. – Пони вообще очень хитрые: если ты сам садишься или кто потяжелее собрался ехать, то пони сразу «тук-тук-тук» копытцами: «Я бегу, я всё умею». А если лёгкого ребёнка на него садишь, начинается: «Я не могу идти, мне тяжело, я устал». Не все такие, но в целом лишний раз пони напрягаться не будут, в работе избирательны. А новичка они сразу чувствуют по посадке, по поведению: как человек садится, как берёт стремена, как собирает повод, как работает шенкелями (обращенная к лошади часть ноги всадника от колена до щиколотки, служащая для управления лошадью). Бывает, что пони не хочет подпускать к себе всадника – только увидела человека, уши на затылке сложила, насупилась, у нас это называется «крысится». Тоже надо найти подход. Поэтому инструктор нужен не только для того, чтобы учить ездить, управлять пони, но и чтобы помочь найти подход к животному. Ведь каждый пони обладает своим характером и нравом. Занятие длится час, полчаса ребёнок пони чистит, седлает, и ещё полчаса проводит в седле. Юный наездник учится тому, как правильно подойти к пони, как зафиксировать его на время чистки, чтобы он не укусил, как вычистить, оседлать, как выбраться из помещения, чтобы тебя не раздавили. 

– Не раздавили?!

– Пони тоже могут лягнуть и укусить. В большинстве случаев они лягают не потому, что нападают, а потому что пугаются. Лошадь – животное пугливое и стадное, если её резко схватить за заднюю ногу, она это может расценить как нападение и взбрыкнуть. Поэтому нужно знать маленькие секреты: если вы хотите взять пони за заднюю ногу, необходимо сначала погладить его по шее, затем продолжить движение по крупу и аккуратно перейти к ноге. Никаких резких движений! В большинстве случаев пони обладают мирным нравом. Лягаются только от страха, а укусить могут, если угощение неправильно подано.

– Что дают такие занятия детям?

– Дисциплине учат, труду, реакцию развивают. Многое зависит от того, что сам ребёнок хочет взять: кто-то хочет ездить, а кто-то просто рядом с животным находиться. У меня была девочка, она боялась ездить, но ей нравилось возиться с лошадью. 

Напоследок хочется заметить, что общение с животными в принципе полезно детям, особенно городским. Никогда ещё общение с живой природой не было так актуально, как в наш век скорости и информационных технологий. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры