Настоящая кузница невозможна без горна
Валерий Кондратьев занимается кузнечным делом более 35 лет
Иркутское отделение Союза кузнецов России объединяет около полусотни человек.Фестиваль кузнечного искусства «Гефест», который уже несколько раз проходил в Иркутске, их рук дело! Заправляет иркутскими кузнецами Валерий Кондратьев, он же является вице-президентом Союза кузнецов России. Сегодня половина города, точнее, красивые решётки, фонари, ограждения, другие кованые украшения – заслуга именно Валерия Кондратьева и его единомышленников. А рождается вся эта красота в стенах обычного офисного кабинета, ведь эскиз – это основа любого изделия, и иногда на замысел уходит больше времени, чем на его воплощение. Ну а самая горячая во всех смыслах работа проходит в кузнице. И если вместо молота сегодня гидравлический пресс, то умелые и умные руки кузнеца не заменит ни одна машина.
Автобусные остановки по сказкам Пушкина
В Иркутске проживает целая диаспора кузнецов, если можно так выразиться. У Валерия Кондратьева вся семья кузнечным делом занимается – жена, дочь. Сам Валерий Иванович в кузнецах уже более 35 лет, то есть почти полжизни:
– По образованию я художник, окончил Строгановское училище в Москве. В советские времена художники занимались всем, чем только можно было заниматься, в том числе и подрядной агитацией, что партия велит, то и делали. И кузнечное дело я начал практиковать ещё в Твери, тогда это был город Калинин. Он входит в Золотое кольцо, в мозаику заповедных пушкинских мест, и мне в своё время пришлось там много работать с металлом, стеклом. Мы, например, делали автобусные остановки по сказкам Пушкина, украшали рестораны, кафе, блинные. Это была серьёзная работа, и она хорошо финансировалась. И сам город постепенно приводили в порядок, Тверь – город старинный, туристов бывает много.
В 1984 году житейские обстоятельства забросили семью Кондратьевых в Сибирь, в Иркутск. Была работа на железной дороге – например, обустройство привокзальной площади, было создание собственной фирмы как очередной жизненный этап. Подобралась хорошая и крепкая команда единомышленников-профессионалов. «И полгорода сделано по нашим эскизам», – с гордостью уверяет Валерий Кондратьев.
Сейчас в Иркутске достаточно много кузниц, но «законодателями моды» в своё время стали Кондратьев и его команда. И сегодня они держатся взятой когда-то высокой планки профессионализма, мастерства, таланта и творчества:
– Настоящая кузница – это, в первую очередь, горн, это живой огонь. Мы работаем с раскалённым металлом, работа – только ручная, эскизы – только индивидуальные. Прежде, чем что-то сделать, мы думаем, рисуем, рассматриваем разные варианты. Сейчас многие кузнецы берут журналы и работают уже по готовым шаблонам, наш же принцип – никому и ничего не делать одинаково. Ведь стандартные и одинаковые каминные решётки можно купить и в магазинах. Зачем платить немалые деньги за ручную работу и получать неэксклюзив? Настоящих мастеров по пальцам можно пересчитать, хотя кузницы сегодня открывают чуть ли не в гаражах, работают на сварочных аппаратах. Иногда приходишь в кузницу, а в ней даже горна нет! Варят изделия из полуфабрикатов, разве это индивидуальный продукт? Кузнец – человек творческий, и работа с металлом предполагает, что мастер обладает художественным вкусом, который и позволяет создать красивое и оригинальное изделие.
Как ИК № 19 была принята коллективным членом Союза кузнецов России Валерий Кондратьев работает в двух кузницах. Художественные изделия, в основном выставочные экземпляры, куются в Ново-Ленино. Вторая кузница – в исправительной колонии № 19, что в посёлке Маркове. Это уже давнее и крепкое сотрудничество, благодаря которому многие из ребят обрели профессию, ремесло и после заключения начали жить хорошей трудовой жизнью:
– Когда я пришёл в колонию, там была совсем маленькая кузница – как эта комната. При колонии работает профучилище, где мы выпускали кузнецов, которые получали удостоверение «кузнец ручной художественной ковки» – единственные в России! И человек 20–25 встали на правильный путь после колонии, значит, что-то полезное я в жизни сделал. Они работают, многие женились, купили жильё, они участвуют в наших выставках, дорожку в нормальную жизнь без уголовщины я им пробил. И дипломные работы этих ребят мы в своё время даже посылали в Москву на выставки. Исправительная колония № 19 была принята коллективным членом Союза кузнецов России, такого в истории Союза вообще никогда не было.
После столь успешной работы с проблемной молодёжью у Валерия Кондратьева созрел замысел заняться профориентацией воспитанников детских домов. Эта идея вынашивается уже несколько лет – создать школу именно для таких ребятишек, дать им возможность заработка и обучения хлебному ремеслу. Ведь ребята из детского дома обычно выходят в никуда. Другой срез проблемы – рынок перенасыщен юристами, экономистами, бухгалтерами, психологами, а рабочих рук не хватает. Профессия же кузнеца обеспечит и работой, и позволит достойно содержать семью. Вот такой социально значимый проект родился в рабочем кабинете Валерия Кондратьева, но его воплощение требует определённой материальной базы и поддержки властей. Но уже достигнута договорённость с Иркутским художественным училищем.
Казачья пушка в рабочем кабинете
Как мы уже говорили, у кузнеца Валерия Кондратьева два рабочих места – непосредственно в кузнице и в обычном офисном помещении. В кабинете это строгий человек в костюме, но обилие всевозможных дипломов и грамот на стенах выдаёт его профессиональную принадлежность, как и всяческие работы из металла, которые там и сям разбросаны по офису. Например, изящный столик, диванчик по типу садовой скамейки, декоративные вещицы – всё это сделано вручную из железа. Осмыслить, что человек способен в буквальном смысле этого слова лепить из расплавленного металла, непросто. Но это факт – завитушки, изгибы, выверты, повороты, извилины, вся эта изысканная вязь создаётся вручную, она неповторима и потому особенно ценна.
В рабочем кабинете кузнеца можно даже увидеть пушку:
– При желании и некоторой доработке она стрелять начнёт, – уверяет Валерий Кондратьев. – У нас был большой заказ на такие пушки, это чугун, литьё, на всякий случай мы их сделали с запасом. Это точные копии тех пушек, что стояли у наших казаков, они маленькие, компактные, легко переносятся, из них можно было стрелять и с лодки, и с берега. Эти пушки мы выставляли на нашем фестивале кузнецов, а сейчас планируем передать их в Тальцы.
Слава об иркутских кузнецах распространилась по стране и давно уже поступают заказы из других городов России – в Благовещенске спроектировали и воплотили в жизнь несколько скверов с фонтанами, не так давно была сделана большая работа для Олимпийского Сочи. Да и в родном городе не все ещё уголки обустроены. Например, несколько лет назад на ограждении у памятника Александру было отломано 360 деталей. Приварить новые было невозможно, пришлось всё отрезать и заново делать уже 720 деталей. Такая работа.
Ну и вовсю идёт подготовка к очередному фестивалю кузнечного искусства «Гефест», который предположительно состоится в августе этого года. Переговоры, приглашения, финансы – хлопот много. Есть идея сообща – с кузнецами из разных городов и стран -– сделать памятный знак в честь сибиряков, погибших в первую мировую войну. Все эти идеи рождаются в обычном офисном кабинете – с одобрения персонажа с картины иркутского художника Александра Муравьёва. Картина была нарисована специально к юбилею Валерия Кондратьева. Кузнец на ней изображён рядом с домовёнком. Так один художник увидел другого – мастера по металлу, кузнеца, человека суровой и красивой профессии.