издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Главное, чтобы голова работала»

Павлу Тюкавкину 26. В сентябре 2011-го он снял снял свой первый сюжет на телевидении, а спустя чуть больше двух лет получил «Тэфи-регион» в номинации «Лучший оператор» за 15-минутный фильм «Юрий Кочура. Певец любви» о слепом поэте.

Елена КОРКИНА

Для белореченского канала РТВ это уже вторая статуэтка: в 2009 получили Орфея за лучшую публицистическую программу («Вера Мамедова. Надежда и любовь»), теперь обзавелись лучшим оператором. И снова с любовью в заглавии. По мнению Павла, залог успеха компании в людях, у которых есть интерес и желание работать. «Коллеги радовались больше, чем я: два Орфея на студии для такого маленького городка! – улыбается он и добавляет: – Я не то что шёл к этой награде. Не было такой цели – добиться, а потом радоваться и пожинать плоды. Просто работал, а однажды узнал, что прошёл в финал». 

Там, помимо Павла, оказались операторы из Уфы (с небольшим фильмом «Человек. Балерина») и Салехарда (с сюжетом о тайне бе-зымянного озера). На вопрос, почему в итоге выбрали именно его работу, Павел разводит руками. Говорит, самому было интересно узнать – даже пытался поговорить с жюри, но его члены с награждения уехали быстро. «Может быть, художественности было больше, – предполагает он. – Когда мы уже всё отсняли, я много времени уделял деталям в процессе монтажа, каждый день смотрел на материал по-новому». 

Работа длилась около двух месяцев: авторы следили за героем, ездили за ним с места на место, потом написали, смонтировали. «Я не знал тогда, что это пойдёт на какой-то конкурс, – смеётся Павел, – просто снимал красивый документальный фильм. Если бы знал, что это на Тэфи, ещё дольше бы делал, не спал, волновался». В итоге вместо волнения была эйфория и радость, что старания оценило жюри.

А В 2011 был только опыт работы верстальщиком, знакомый, рассказавший о вакансии, и желание работать с интересом. «Тогда привлекла возможность делать что-то творческое. Многие знакомые, например, продавцы-консультанты, и у меня был такой опыт в юности. Но здесь работает голова, я не считаю часы, они летят. И даже в нерабочее время постоянно думаю о съёмках. Так что это скорее хобби».

На РТВ Павел пришёл без опыта и знаний: «Первый раз я поехал снимать кочегарку в Мальте, которую как раз должны были завести к сезону, – вспоминает он. – Мне дали камеру – 25-ую Sony, с которой я очень плохо разбирался, и поехал. Снимал безо всяких настроек, но некоторые кадры даже похвалили». 

Учил и помогал старший коллега. Благодаря ему, а также личной инициативе навык потихоньку пришёл. «Почему меня оставили? Наверное, видели какой-то потенциал, что глаза горят. Я тогда всех донимал: подходил, спрашивал, почему так нельзя, а как правильно, потом мы смотрели работы, а в следующий раз я привозил лучше». Параллельно начинающий оператор осваивал фотографию, чтобы научиться чувствовать композицию. Павел поясняет: «Это была дополнительная домашняя работа. Кадр – это не просто картинка, которую ты должно снять, нужна задача. Выразить определённую эмоцию, например. Потом эти навыки начал применять в работе». 

То ли от того, что стаж небольшой, то ли помогает природная любознательность, то ли особый подход к съёмкам, только на текучку новостной работы Павел не жалуется. Говорит, что новости – это своего рода станок, за которым точатся навыки, но и к этой работе можно подходить творчески, потому информационная подача Павла не интересует. Его цель – вызвать эмоции: «Если трагедия – пытаюсь добиться сочувствия, чтобы человек поcле блока новостей остался в своём мирке, подумал; если снимаю какие-то концерты – стараюсь передать настроение, поймать улыбки, счастье». Люди, эмоции, переживания – это вообще его конёк. И Тэфи тому подтверждение.

Впрочем, награда – это не рубеж и тем более не предел, ведь принцип работы остаётся тот же: делать следующую работу с интересом и лучше, чем предыдущую. Для этого у молодого оператора есть всё, разве немного свободы не помешает. «Оператору не нужно говорить, что именно он должен снимать, лучше просто поставить задачу. Тогда он сможет раскрепоститься, работать так, как чувствует, будет сам ходить, снимать, и в итоге сделает что-то оригинальное, и это будет оценено, потому что операторы мыслят картинками и знают, как подать материал, чтобы он был атмосферным и при просмотре не было чувства дискомфорта», – считает он. 

В Иркутск лучший региональный оператор прошлого года не рвётся. Говорит, на РТВ коллектив хороший, условия работы устраивают, да и времени на собственные проекты и программы хватает. Единственное, что привлекает в столице региона – зарплата, а качество от перемены мест не меняется. «Всё зависит от людей. Даже на федеральных каналах бывают хорошие съёмки, а бывают не очень удачные, – уверен Павел. – А всё, чему я могу научиться, можно найти в Интернете. Конечно, хочется встречаться с людьми, которые понимают, обсуждать. Есть мысль куда-то поехать, но пока она стоит в сторонке, не перебродила».

Большие жизненные цели тоже в процессе формирования. В ближайшем будущем Павел планирует совмещать новости с документальным кино и больше работать в качестве соавтора. Ему хочется заниматься ещё и звуком, и светом, и цветом, и сценариями, разбираться и в технике, в и технологиях. «Такой человек-оркестр, – формулирует Павел. – Но пока, на этом уровне, мне хватает того, что есть. Когда достигну большего, будет переход на следующую ступеньку. Скорее всего, буду работать не один. Может быть, это будет реклама, может быть, документальные фильмы. Главное, чтобы голова работала и всегда было движение».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры