издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Скован исками

Судебные разбирательства затёрли ледокол «Ангара»

Отношения с областными властями у ИРО ВООПИиК испортились год назад из-за ледокола «Ангара». Тогда общественники попросили судно в собственность у регионального министерства культуры. Запрос передали в региональное минимущество, где не только ответили отказом, но и велели привести памятник в надлежащее состояние, пригрозив разрывом договора о безвозмездном пользовании. Иск об освобождении и передаче истцу ледокола и пирса министерство имущественных отношений подало в арбитраж летом прошлого года, однако к рассмотрению дела по существу суд приступил лишь в январе. Корреспондент «Конкурента» Ангелина САЛОМАТОВА после очередного судебного заседания поняла, что изложить драматическую историю памятника юридическим языком будет непросто.

Метят в собственники 

Исковое заявление от регионального министерства имущественных отношений поступило в Арбитражный суд Иркутской области 17 июля­ прошлого года. Ведомство потребовало от Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры освободить и передать истцу «занимаемые объекты безвозмездного пользования». Речь идёт не только об историческом судне, изготовленном в Великобритании и собранном в доке на Байкале в 1900 году, но и о 45-метровом пирсе, у которого обездвиженный ледокол встал в заливе ГЭС микрорайона Солнечный в Иркутске в 1990 году. 

В ответ обеспокоенные общественники из ВООПИиК, которые последние 25 лет присматривают за судном, заговорили о том, что государство намерено избавиться от «непрофильного актива» и продать «Ангару» «под ресторан» или даже казино. В ВООПИиК утверждают, что после 1962 года, когда эксплуатация ледокола в качестве буксира-плотовода прекратилась и судно списали с баланса Восточно-Сибирского речного пароходства и передали ДОСААФ, его судьбой мало кто интересовался. После пережитого пожара «Ангару» бросили в заливе около Мельничной пади, где оно пролежало затопленным несколько лет на боку. 25 лет назад ВООПИиК под руководством ныне покойного Николая Салацкого (бывшего председателя Иркутского горисполкома. – «Конкурент») решилось на реставрацию памятника. По разным оценкам, выполнение работ потребовалось от 715 до 848 тысяч рублей без поправочных коэффициентов на современную денежную систему. 

Нынешнее руководство ВООПИиК­ считает свои претензии на ледокол обоснованными принципом приобретательной данности: добросовестное пользование объектом и вложение в него собственных средств, считают общественники, дают им право считаться собственником судна. Во встречном иске (арбитраж параллельно рассматривает его в том же деле), представители ВООПИиК требуют признать недействительным договор безвозмездного пользования, заключённый в 2000 году с министерством имущественных отношений Иркутской области. Тогда оно разрешило обществу базироваться на стоечном судне и за свой счёт содержать объект в достойном состоянии. 

В подтверждение правоты сторона ходатайствовала в суде об истребовании доказательств в ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство». ВООПИиК намерено получить из архивов организации, на балансе которой некогда стоял буксировочно-пассажирский пароход «Ангара», распоряжение Совета Министров от 1967 года о передаче судна областному комитету ДОСААФ. По мнению общественников, документ поможет доказать, что в 1962 году ледокол списали и больше никому, кроме них, до него не было дела. Однако стороны, привлечённые в заседание в качестве третьих лиц, сомневаются в доступности архивных документов. 

«Никаких сведений нет»

Представитель Байкало-Ангарского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства заявила, что на бумагах собственника ледокола во времена его эксплуатации по прямому назначению не существовало вовсе: «Несмотря на то что оно построено так давно, судно нигде никогда не регистрировалось. Я просмотрела старые судовые книги за семидесятые и восьмидесятые годы для того, чтобы определить, состоял ли на учёте когда-нибудь данный объект. Никаких сведений нет ни в архивных документах, ни в судовых книгах, а в те годы право собственности подтверждалось как раз судовыми документами. Всё, что нам передали, все архивные документы были исследованы. Больше у нас ничего нет, и я сомневаюсь, что есть у других ведомств». 

В 2011 году бассейновое управление зарегистрировало «Ангару» в Государственном судовом реестре и корабль получил право плавания под флагом Российской Федерации. Поскольку право собственности возникает с момента государственной регистрации, попутно судно при­обрело и официального владельца в лице министерства имущественных отношений Иркутской области. В бассейновом управлении уверены, что процедура состоялась на законных основаниях. 

Согласно информации Минкульта РФ, корабль является памятником с местной категорией охраны и полностью именуется как «Ледокол «Ангара», построенный для плавания по оз. Байкал. Использовался белогвардейцами как плавучая тюрьма для красноармейцев и место расправы с противниками колчаковского режима». Под охрану как памятник судно поставили в 1980 году. В качестве подтверждения права собственности на объект наследия юристы минимущества представляют документы, изданные органами исполнительной власти федерального уровня. 

«Постановлением за январь 1994 года данный объект был включён в перечень, разграничивающий право собственности на памятники культуры. Министерством культуры государственному комитету по управлению имуществом РФ были переданы перечень имущества, которое должно отойти в собственность РФ, и перечень объектов имущества, которые должны отойти в собственность субъекта, то есть Иркутской области. Имеется свидетельство о том, что данные перечни были приняты государственным комитетом», – заявил юрист министерства.

Доводы истцов суду предстоит оценить по итогам будущих заседаний, ближайшее из которых назначено на 22 января. В частности, министерство имущественных отношений ещё не обосновало позицию по праву собственности на пирс. Напомним, в Арбитражном суде Иркутской области также рассматривают иск Минимущества к администрации Иркутска о признании недействительным постановления мэрии о выделении в аренду Управлению капитального строительства Иркутска участка около ледокола. Тем временем, несмотря на то что общественников официально попросили с корабля, они продолжают устраивать там встречи и вечера. В декабре прошлого года на ледоколе состоялось заседание Клуба любителей истории, а в ноябре чествовали иркутянина, родившегося на корабле 70 лет назад во время выполнения пассажирского рейса. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры