издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тулунский аффект

Наблюдатели ждут решения суда высшей инстанции по делу об убийстве гражданского активиста

  • Автор: Ксения ЛАЗАРЕВА

Приговор обвиняемому в убийстве 74-летнего Александра Ходзинского Тулунский городской суд вынес 31 декабря прошлого года. Решение суда вызвало неоднозначную реакцию общественности. Признанный виновным по части 1 статьи 107 УК РФ (убийство, совершённое в состоянии аффекта) бывший вице-мэр города Геннадий Жигарев получил наказание в виде ограничения свободы на один год и десять месяцев. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин назвал приговор «несправедливым», однако не все юристы склонны упрекать суд в излишней мягкости приговора.

В ходе следствия подсудимый находился под подпиской о невыезде с 6 декабря 2012 года, когда квалификацию его действий смягчили до убийства, совершённого в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вы­званного тяжким оскорблением со стороны потерпевшего. Тело журналиста с колото-резаными ранами нашли 7 июля 2012 года во дворе одного из жилых домов в Тулуне. Изначально смерть мужчины связывали с профессиональной деятельностью: за годы он подготовил множество публикаций, критикующих деятельность местной администрации. 

В частности, в материалах он выступал против рынка «Созвездие», в процессе возведения и эксплуатации которого обнаружил нарушения и злоупотребления со стороны властей. Однако следствие не нашло в мотивах совершённого преступления «профессионального» следа: на момент убийства Геннадий Жигарев не работал в администрации, а причиной аффективной вспышки, как решил суд, стало поведение потерпевшего. По имеющейся информации, конфликт между сторонами длился несколько лет.

«Для определения психологического и психического состояния подсудимого Жигарева в момент совершения преступления была проведена стационарная комплекс­ная психолого-психиатрическая экспертиза. Согласно заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов, в момент правонарушения он находился в состоянии аффекта. Сторона защиты в судебном заседании настаивала на причинении Жигаревым смерти Ходзинскому в состоянии необходимой обороны. Однако суд признал данные доводы несостоятельными», – говорится в сообщении пресс-центра суда. 

Санкция по статье предъявленного обвинения предполагает реальное лишение свободы на срок до трёх лет, однако суд учёл смягчающие обстоятельства: частичное добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, состояние здоровья и инвалидность подсудимого. Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не установил. Приговором оказались недовольны многие общественники, журналисты, юристы. Общее мнение выразил уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. 

«Разочарован решением суда и вынесенным приговором, считаю, что о его справедливости не может идти речи, – говорится в официальном заявлении на сайте уполномоченного. – Назначенное убийце наказание не соответствует тяжести преступления. Но не только в этом дело. Сомнению подвергнуты репутация и доброе имя Александра Ходзинского – человека, бескорыстно и открыто выступавшего в защиту общественных интересов, против произвола и беззакония. Убеждён, что убийство связано с выполнением Александром Ходзинским своего профессионального и гражданского долга». 

В свою очередь некоторые представители профессионального сообщества считают вынесенный приговор справедливым. «Ответственность за убийство при установленных обстоятельствах жёстко ограничена видами наказания, предусмотренными статьёй 107 УК РФ. Российский суд не может вынести приговор и назначить иное, допустим, более жёсткое, наказание, не предусмотренное законом, – говорит адвокат Сергей Юрьев. – До вынесения приговора квалификация преступления была установлена органами следствия, в дальнейшем она нашла подтверждение и в ходе судебного заседания. В частности, о справедливости приговора говорят результаты экспертизы». Однако, признаёт юрист, в Иркутском областном суде при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке приговор может быть изменён. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры