Звездопад на Рождество
Иркутский областной музыкальный колледж имени Фридерика Шопена порадовал иркутян музыкальными премьерами
Две музыкальные премьеры, одна за другой, удивили, восхитили и обрадовали иркутян. В концертном зале филармонии были исполнены два абсолютно разных сочинения. Если начать сравнивать стиль, творческий почерк авторов, то в процессе сравнения выявится много отличий и очень мало точек соприкосновения. Пожалуй, самое главное, что могло бы объединить «Страсти по Матфею» митрополита Илариона и мессу «Бунос-Айрес» Мартина Палмери, – это вечная тема о жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа, о смысле жизни в современном прочтении.
Заслуживает огромного уважения тот факт, что исполнителями стали студенческие коллективы Иркутского областного музыкального колледжа имени Фридерика Шопена – академический хор колледжа под управлением Ольги Башириной и камерный оркестр колледжа под управлением Татьяны Акимовой. Несмотря на молодёжный состав исполнителей, слушательский интерес был очень высок, в зале не было свободных мест.
Впервые в Иркутске были исполнены «Страсти по Матфею» митрополита Илариона.
Автор сочинения митрополит Иларион, в миру Григорий Валерьевич Алфеев, является одним из выдающихся деятелей современности. Как пишут во многих печатных изданиях, «у митрополита Илариона прекрасная репутация как пастыря, учителя, проповедника и исповедника. Он имеет большой опыт в международной деятельности православной церкви. Он свободно говорит по-английски и ещё на нескольких языках. Его уважают внутри и вне православной церкви даже те, кто не согласен с его идеями и действиями».
Автор более 800 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений отцов церкви с греческого и сирийского языков, почётный доктор и профессор многих высших учебных духовных и государственных учреждений разных стран, митрополит Иларион много внимания уделяет творчеству.
«Страсти по Матфею» были написаны в 2006 году. В течение 2007–2012 годов это сочинение прозвучало 48 раз, в том числе в 14 городах России, а также в различных городах Украины, Молдавии, Греции, Венгрии, Австралии, Канады, Македонии, Сербии, Италии, Турции, Эстонии, Латвии, Литвы, Швейцарии, США. Жанр страстей, или пассионов, существовавший в эпоху западноевропейского музыкального барокко, можно приблизить к жанру оратории, в которой есть сюжет, действующие лица, рассказчик (евангелист), но отсутствует сценическое действие. «Страсти по Матфею» – уникальное сочинение, написанное в традициях православной литургической музыки с использованием струнного оркестра. Сочинение не предназначено для богослужебного употребления и исполняется в концертных залах. Форма его заимствована из западной традиции пассионов, достигших расцвета в творчестве И.С. Баха. Поскольку произведение звучало в разных городах России, то своё мнение о нём уже успели высказать многие выдающиеся исполнители и музыкальные деятели. Певец Евгений Нестеренко заметил, что «православный епископ выступил как композитор-новатор! Он первый, кто сумел использовать баховскую форму оратории и наполнить все 28 номеров православным каноническим духом». Дирижёр Владимир Федосеев убеждён, что «это музыка, которая проникает в душу любого человека». По мнению ректора Московской консерватории Александра Соколова, «это не музыка для литургии, но, тем не менее, она ведёт человека к Богу через знание о Боге, к духовному через душевное… Это совершенно необыкновенное ощущение новой России. Это не просто новый жанр, а новое явление в культуре и духовности».
Оригинальное по многим параметрам произведение потребовало от исполнителей соответствующего отношения и понимания основной идеи, которая заключается в том, чтобы перенести атмосферу православного богослужения Страстной седмицы на сцену концертного зала. Определённая сложность для исполнителей заключается в разной стилистической основе номеров сочинения. Многие номера воспроизводят стиль и манеру русского церковного пения, некоторые близки древнерусскому знаменному распеву, номера с участим евангелиста (партию евангелиста исполнил Антон Смолин) воспроизводят манеру псалмодической речитации на одном звуке, характерную для православной церкви.
Столь разноплановое, многостилевое содержание сочинения, его неисчерпаемое мелодическое богатство смогли сотворить настоящее чудо воссоединения слушателей и исполнителей: философская тема поиска и обретения смысла жизни, унаследованная из прошлых столетий и претворённая современными музыкальными средствами, побуждала к размышлению, сопереживанию, сочувствию и глубокому, искреннему исполнению и восприятию музыки.
О премьере мессы «Буэнос-Айрес» (Misa Tango) Мартина Палмери надо говорить с особым чувством гордости: это не только первое исполнение сочинения аргентинского автора в Иркутске, но и первый за последние несколько лет совместный проект Иркутского музыкального колледжа и Иркутской филармонии. Волнующую, страстную атмосферу аргентинского танго, подчинённую музыкальным законам католической мессы, смело, достойно выразили в исполнении как хор и оркестр колледжа, так и солисты филармонии Екатерина Переверзева (сопрано) и лауреат международных конкурсов Сергей Фукалов (аккордеон).
Это произведение можно смело назвать музыкальным парадоксом времени: соединилось несоединимое – ритмы аргентинского танго и латинский текст, танцевальные мелодии и музыкальные формы католического богослужения.
Месса «Буэнос-Айрес», одно из востребованных современным слушателем сочинений, была написана и исполнена в 1996 году национальным симфоническим оркестром Кубы. В 2013 году произведение прозвучало в исполнении хора Кёльнского собора и Римского камерного оркестра. Месса была написана под впечатлением композиций Астора Пьяццоллы, который поставил танго в один ряд с классическими жанрами и сделал возможным выражение романтических настроений XX столетия жанровыми средствами танго. Объединение столь противоположных мессы и танго в одном произведении привело к соединению разных музыкальных форм и ритмических формул, что, безусловно, вызывает удивление. Впервые за всю историю существования мессы в качестве тем её основных частей использованы танцевальные темы танго, которые, согласно исторически сложившимся законам жанра мессы, подвергаются полифоническому развитию и преобразованию. Постепенно, по мере звучания частей сочинения, ритм становится спокойнее, настроение – сдержаннее, и первоначальное страстное, крайне напряжённое и взволнованное чувство преобразовывается в настроение сосредоточенного покоя.
Трудно воздержаться от восторженных высказываний в адрес исполнителей, которые смогли в полной мере передать содержание сочинения.
И хочется выразить особые слова благодарности руководителям коллективов: Татьяне Юрьевне Акимовой, руководителю камерного оркестра колледжа, и хормейстеру Ольге Станиславовне Башириной, которой принадлежит идея исполнения названных произведений. Благодаря их усилиям и бесконечному энтузиазму, любви к искусству, в Иркутске прошли замечательные вечера, открывшие слушателям ранее незнакомые грани современного музыкального искусства. Очень может быть, что исполнение новых для музыкальной жизни города произведений станет ещё одной доброй иркутской традицией.