издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эконаряд для ёлочки

  • Автор: Анна КАПРАВЧУК, Ангарск

В прошлом, предпраздничном номере «Сибирского энергетика» мы задавались вопросом о том, как сделать празднование Нового года максимально экологичным. Среди предложенных тогда вариантов наряда для лесной красавицы были съедобные украшения и поделки, изготовленные своими руками из перерабатываемых материалов. Ещё один вариант – мастерить ёлочные игрушки из того, что в обычной жизни является отходами.

В Ангарском художественном центре сейчас стоит ёлочка, украшенная гирляндой с 160 прорезными яичными скорлупками. Синие, красные, зелёные и жёлтые светодиоды бросают отсветы на свои геометрически идеальные «абажуры». На скорлупках тщательнейшим образом прорезаны птицы и цветы, снежинки и изморозь,  орнаменты из отверстий. 150 яиц – белоснежные, 10 – коричневые. 16 типов узоров. Всё это кропотливое убранство – плод трудов водителя «Почты России» Валерия Степаненко. 

По затратам на материал это эконом-вариант украшения ёлочки. Очень экологично, биоразлагаемо. Транспортировать и хранить украшение можно в тех же картонных или пластиковых ячейках, в которых яйца были куплены в магазине. Энергозатраты на освещение не очень большие: с белой скорлупой лучше работать при солнечном свете, иначе слишком резки тени. Главный инструмент мастера – дрель, дающая 4000 оборотов холостого хода в минуту. Но если подсчитать трудозатраты… Разработка каждого рисунка (чтобы и смотрелся, и «не проваливал» яйцо) занимает неделю-две; полный цикл от купленного в магазине яйца до готового изделия декоративно-прикладного искусства – 4-5 дней. «Кабинет» у мастера на кухне: работа со скорлупой очень пыльная. Содержимое яйца выдувается через отверстие, скорлупка промывается, высушивается – и можно высверливать узор. 

Резьбой по яичной скорлупе Валерий Вениаминович увлёкся около четырёх лет назад. Первый год ушёл на освоение технологии работы с хрупким материалом, большая часть начатых произведений тогда отправлялась в мусорное ведро. Скорлупа ошибок не прощает: поскрипывает-похрустывает и в один миг делает тщетными все предыдущие усилия. Зафиксировать обрабатываемое «изделие» нереально: в тиски не зажмёшь. В одну руку – скорлупку, в другую – высокоскоростную дрель, и вперёд. Карандашом для набросков прямо по скорлупе мастер не пользуется: удалить тёмные следы потом сложно. Предпочтений по птицефабрикам у резчика нет: толщина и прочность скорлупы у яиц всех местных производителей примерно одинаковые. Коричневые яйца капризнее: пигмент на них является отдельным слоем. В прорезной технике с ними работать сложнее: цветной слой «лохматится», выглядит неаккуратно. Зато на коричневых яйцах можно делать  двухцветные барельефы, когда снимается только окрашенный слой скорлупы. 

В Ангарском художественном центре Валерий Степаненко не впервые: здесь были две его персональные выставки, экспонировались серии работ, посвящённые Христу и истории орденов. Для выставочных серий он делает впечатляющие своей ажурностью изделия, но на гирлянде лучше смотрятся те, где больше целых фрагментов скорлупы.

Сама идея сделать новогодней красавице столь экзотичный наряд пришла дочери мастера Дарье. Несмотря на масштабность замысла, больше обычного блюд из яиц в меню семьи не стало: в неделю удавалось вырезать всего 1-2 яйца. На украшение ёлочки ушло 10 месяцев: в марте Валерий Вениаминович эту работу начал, 25 декабря закончил. 

Новогодняя экспозиция Ангарского художественного центра – не совсем про ёлочку, экзотическую гирлянду и диковинное хобби водителя почтового грузовичка. Она – про то, что даже из выеденного яйца можно сделать памятник настойчивости, аккуратности, трудолюбию и терпению. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры