издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шутка с летальным исходом потянула на 16 лет

Иркутский областной суд поставил точку в громком уголовном деле об убийстве 45-летней тайшетской предпринимательницы Беруты Ивановой. 28 декабря 2011 года к её дому была подброшена мина, замаскированная под новогодний подарок от детей-сирот.

«Дорогая тётя Берута! – было напечатано на развороте открытки. – Спасибо Вам за то, что помните и помогаете детям, которым нелегко в этой жизни. Благодаря Вам мы улыбаемся чаще! И в знак благодарности мы сделали своими руками для Вас подарок – оберег семейного очага. Он лежит в волшебной рукавице Деда Мороза, достаньте её с боем курантов в кругу семьи в новогоднюю ночь, загадайте желание и положите под  ёлочку. Ваши желания и желания Ваших близких обязательно исполнятся! Счастливого Нового года!»

Этот смертельный сюрприз  в ярком подарочном пакете был снабжён запиской: «Открыть с наступлением Нового года». В Тайшете многие знали о необыкновенной щедрости предпринимательницы, всегда готовой прийти на помощь нуждающимся. На этом и сыграл Сафаров, смастеривший мину из ручной наступательной гранаты с ударно-дистанционным взрывателем. Так получилось, что «подарок» попал сначала в руки мужа Беруты, и это обстоятельство существенно сократило число вероятных жертв. «Меня очень тронула благодарность детей-сирот, которым супруга действительно много помогала, – говорит Пётр Петрович. – Но так получилось, что в тот вечер мы всем коллективом собирались отметить наступающий Новый год в ресторане. Берута торопилась в парикмахерскую. «Подарок» я занёс в дом и положил на стол в её комнате, не распечатывая. А потом мы про него в суматохе забыли». 

Потому и не распечатали за праздничным столом в кругу семьи. «Утром 1 января Берута, приготовив завтрак, прошла в свой кабинет поработать за компьютером. Тогда-то и прогремел взрыв. Когда мы с сыном Павлом забежали в комнату, картина была страшной, – рассказывает Пётр Иванов. – Пол, потолок, дверь и окно вышибло, батарея лопнула, и хлынула вода, кругом валялись лохмотья электропроводов. Я сначала подумал, что взорвался компьютер, и лишь потом увидел открытую банку из-под подарка, который мы должны были вскрыть под бой курантов в присутствии всей семьи, чтобы всем вместе умереть». Как установили эксперты ЭКЦ ГУ МВД, радиус действия «сюрприза» превышал 24 метра и жертв могло быть значительно больше. Погибла женщина спустя 10 дней в районной больнице. В обвинительном заключении целую страницу заняло перечисление множественных не совместимых с жизнью травм головы, груди, рук и ног, полученных при взрыве.

За это преступление 16 января 2012 года был задержан известный в городе бизнесмен Олег Сафаров, владелец строительной фирмы, а в недавнем прошлом – ещё и сети салонов игровых автоматов. По версии следствия, причиной нашумевшего преступления стала банальная ревность. 36-летний Олег Сафаров решил отомстить Руслану Иванову, сыну коллеги по бизнесу, за роман со своей женой Алёной. Чтобы сразу не попасть под подозрение правоохранительных органов, «сюрприз» он подбросил матери ненавистного юнца. По словам свидетелей-продавцов, Сафаров донимал Беруту звонками и СМС-сообщениями, просил её объяснить сыну, что чужих жён трогать нельзя. Но мать не желала вмешиваться в личную жизнь Руслана. 

– Я вышел из душевного равновесия, психанул и, находясь в состоянии психического возбуждения, вспомнил, что у меня есть эта граната, – объяснял Сафаров на предварительном следствии. Его жена Алёна рассказала, что дружок, с которым у неё якобы «ничего такого не было», обещал «распинать ей лицо», запугивал, вот благоверный и начал строить планы мести. Кстати, Руслан – единственный из семьи Ивановых, кто не явился в родительский дом на празднование Нового года, и смерть от взрыва гранаты ему в любом случае не грозила. 

Ни на предварительном следствии, ни в суде Сафаров так и не признался в умысле на убийство. Допрошенный в качестве подозреваемого, он заявил, что, отправляя взрывное устройство вместо подарка, не желал смерти кому-нибудь из семьи Ивановых. Мол, думал, что граната не настоящая, а учебная, с эффектом шума и дыма. Когда случилось несчастье с Берутой, Сафаров с Алёной отдыхали на Гоа. Примирившиеся супруги уехали в путешествие сразу после того, как «сюрприз» попал в дом Ивановых. Позднее в суде Олег Сафаров изменил свою позицию: выслушав прокурора, зачитавшего обвинительное заключение, он заявил, что полностью отрицает свою вину по всем предъявленным ему статьям.

Предварительное следствие длилось год. За это время уголовное дело перебывало в руках многих сотрудников и Тайшетского отдела СУ СКР, и подразделения по расследованию особо тяжких преступлений регионального управления Следственного комитета России. На судебных заседаниях выяснилось, что часть доказательств оказалась при этом утеряна. Суду пришлось дополнительно назначать четыре экспертизы, в том числе почерковедчес­кую, исследование веществ и материалов, комиссионную судебно-медицинскую. В заседаниях допрошено более 80 свидетелей, среди них давали пояснения эксперты и специалисты. 

В результате государственный обвинитель сократил объём предъявленных Сафарову изначально статей, вменив лишь п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ – убийство, совершённое общеопасным способом. Из списка исчезли обвинения в  незаконном изготовлении взрывного устройства (ч. 1 ст. 223), незаконном хранении и ношении боеприпасов (ч. 1 ст. 222) и покушении на умышленное причинение смерти двум и более лицам общеопасным способом, не доведённом до конца по не зависящим от виновного обстоятельствам (ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Гособвинитель согласился с тем, что собранной доказательственной базы недостаточно для вынесения вердикта. 

В результате Иркутский областной суд приговорил Олега Сафарова за убийство, совершённое общеопасным способом, к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Накануне приговора потерпевший Пётр Иванов отозвал заявленный в ходе предварительного следствия гражданский иск на возмещение материального ущерба в сумме 560 тысяч рублей и морального вреда, который он оценил в 5 миллионов. Вдовец пожелал рассматривать этот вопрос в гражданско-правовом порядке, когда приговор в отношении Сафарова вступит в законную силу. 

Однако вряд ли это случится скоро. Осуждённый не скрывает, что считает приговор несправедливым и собирается обжаловать его в Верховном суде России. Родственники подсудимого с таким вердиктом также не согласны. В интервью Братской студии телевидения мать Олега Сафарова дала понять, что настоящий убийца до сих пор на свободе: «А тот, кто это сделал, будет сейчас ходить на свободе и убивать. Мой ребёнок не виноват ни в чём. Нам в Интернете сообщения шлют – моих внуков на берёзах распять». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры