издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Cпаму бой

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

Времена, когда звук смс сулил пару приятных дружеских слов, канули в лету. Теперь посредством сообщений всё чаще предлагают тонировку машины, недорогие детские коляски и скидку на квартиру в строящемся доме. Не беда, что квартира у вас уже есть, а детей не предвидится: длинные руки спамеров дотянутся до каждого, в том числе до тех, кто свои номера отправителям не предоставлял. Впрочем, у поставщиков рассылок наступают плохие времена: мобильные операторы развернули настоящую антиспам-кампанию – фильтры, введение запрета на смс с коротких и символьных номеров, возможность пожаловаться на спам с конкретного номера или отписаться от всех рассылок разом.

Всеобщую активность в этом направлении операторы объясняют просто: спама стало слишком много. Так, абоненты «МегаФона» в течение трёх кварталов нынешнего года получали по два миллиарда спам-сообщений в месяц, что почти в тысячу раз больше, чем два года назад. Старший менеджер по внешним коммуникациям Дальневосточного региона «ВымпелКома» Константин Солохин подчёркивает: пик спам-нагрузки пришёлся на октябрь 2013 года, когда все операторы фиксировали значительное увеличение количества жалоб от абонентов. По оценкам центра мониторинга МТС, прирост рекламных рассылок в октябре составил около 300 миллионов. «Это вынудило нас усилить фильтрацию трафика», – подчёркивают в компании.

Борьба со спамом, конечно, началась не вдруг: у абонентов практически всех операторов есть возможность ограничить поступление ненужной информации с помощью разного рода «чёрных списков», кроме того, можно отписаться ото всех смс с коротких и буквенно-символьных номеров. Правда, как предупреждают в «ВымпелКоме», абонент не сможет получать и потенциально полезные рассылки. Но таких масштабных мер до сих пор ещё не принималось.

С ноября 2013 антиспам-фильтр, который блокирует номера, осуществляющие подозрительные массовые рассылки, включил «Байкалвестком», аналогичную платформу запустил «МегаФон»: в результате в сети в течение последнего месяца было заблокировано 240 миллионов спам-сообщений, что вдвое больше, чем месяц назад. Кроме того, по информации компании, втрое сократилось и количество жалоб.

 «ВымпелКом» проектом антиспама также занимается с осени. В частности, 1 декабря компания запустила единый номер для отписки от нежелательных сообщений с конкретных коротких буквенно-цифровых номеров. Причём отписаться можно как от спама, так и от рекламы, на которую абонент давал согласие. «Мы рассчитываем, что сможем заблокировать до 80% всех нежелательных рассылок, на которые будут поступать жалобы», – отмечает Константин Солохин. Радикально со спамом борется МТС: «Мы готовились к блокировке внешнего трафика, который рассылается с коротких и буквенно-символьных номеров, ещё с первой половины года, – отмечают в компании, – а летом приступили к заключению прямых договоров с распро­странителями и агрегаторами смс». При этом, как сообщает пресс-служба МТС в регионах Сибири и Дальнего Востока, тарифы на рассылку смс были снижены на 15%. Таким образом компания стремится оградить абонентов от спама, в том числе из-за рубежа.

Операторы изобретают всё новые методы борьбы со спамом, однако 100% мер противодействия ему не существует

«МегаФон» также уведомил агрегаторов и других контрагентов об изменении системы работы компании с короткими номерами, что требует наличия прямого договора с «МегаФоном» или контрагентом, уже имеющим такой договор. С 5 ноября компания начала блокировать смс, приходящие в сеть с коротких цифровых и буквенных номеров.

По аналогичному пути идёт «Байкалвестком». «С 1 февраля мы закроем доставку сообщений со всех буквенно-цифровых номеров, обладатели которых не заключили с нами договор сотрудничества, – предупреждают в компании. – Таким образом, мы сможем гарантировать доставку сообщений и оперативно принимать меры относительно конкретного юрлица, если поступят жалобы на спам с его номера».

Меры, предпринимаемые компаниями, приводят и к другим улучшениям. «Система «Антиспам» лишает часть мошенников одного из инструментов в их схемах», – уверен менеджер по связям с общественностью Иркутского регионального отделения компании «МегаФон» Роман Предеин. Впрочем, есть в этом процессе и свои побочные эффекты. Например, возможны перебои в работе интернет-банкинга.

«В такую ситуацию уже попадали банк «Тинькофф», платёжная система QIWI, – рассказывает специалист по связям с общественностью компании «Байкалвестком» Глеб Русин. – Мы со своей стороны уже начали рассылать информационные письма юридическим лицам, которые, как мы знаем, используют сервисы, но не имеют договора с нами». Что касается абонентов, имеющих претензии по поводу смс-информирования, то им имеет смысл отправлять их той организации, с которой у них заключён договор. То есть банку.

Интересно, что ряд банков в связи с новыми правилами начал использовать для оправки смс длинные номера. Кстати, именно они остаются доступными для спамеров и мошенников. Операторы говорят в голос: в рамках действующего законодательства права блокировать смс с частных одиннадцатизначных номеров они не имеют. «Выход – более тесное межоператорское сотрудничество с целью оперативного пресечения спам-рассылок с таких номеров, – отмечает Глеб Русин. – Как нам кажется, все игроки рынка заинтересованы в этом».

Но для того, чтобы полностью справиться с проблемой, необходимо внести поправки в законодательство. 

Спам из Интернета, как и звонковый, явление довольно редкое, поэтому обычно такие проблемы быстро решаются с помощью чёрного списка. Однако существуют и изощрённые варианты. Так, недавно от имени одной из служб такси на номера иркутян стали поступать звонки, часто в ночное время. Вскоре стало ясно, что сама служба здесь ни при чём: вероятно, происки конкурентов. Более того, абоненты БВК, с чьих номеров якобы осуществлялись звонки, на самом деле в процессе не участвовали: всё дело в хитрых схемах с подстановкой виртуальных номеров. У получателя звонка определяется якобы номер БВК, хотя де-факто с этого номера исходящих звонков не было. «По большому счёту, со случаем такого объёмного «звонкового» спама мы столкнулись впервые, – комментирует Глеб Русин. – Проблема в том, что определить «качество» звонка до того, как нам поступит на него жалоба, мы, как и любой оператор, не в состоянии. Мы разрабатываем алгоритмы анализа, применяем фильтры, которые позволяют отсечь часть вредоносного трафика, но стопроцентных мер превентивного воздействия пока нет».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры