«Мы наступаем на грабли, но с каждым разом они становятся всё меньше»
Мэр Иркутска подвёл итоги года
Планируется ли реконструкция Маратовского кольца и других транспортных узлов Иркутска? Как администрация борется с недобросовестными перевозчиками, удалось ли муниципальным транспортным предприятиям выйти из кризиса? Сколько лет понадобится для полной ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда в городе? Мэр Иркутска Виктор Кондрашов обсудил эти и другие вопросы с редакторами и журналистами ведущих СМИ города.
На итоговой встрече с журналистами мэр предложил вспомнить, какие проекты администрация областного центра в этом году завершила успешно. Редакторы иркутских СМИ попросили разобрать и ошибки, объяснить горожанам, почему из года в год мэрия при решении коммунальных вопросов наступает на одни и те же грабли.
– В этом году мы перестали тратиться по мелочам. Мы выполняли социальные обязательства и при этом не забывали про экономику. Все муниципальные предприятия («Водоканал», «Горэлектротранс», «Спецавтохозяйство», «Иркутскавтодор», «Иркутскавтотранс» и другие) вышли на безубыточный уровень работы. Напомню, задолженность «Горэлектротранса» была такой высокой, что ещё полгода – и мы бы потеряли предприятие. Мы стабилизировали хозяйственную деятельность в городе в целом. Я всегда говорил, что основные направления хозяйствования должны оставаться у города, нужно сохранять муниципальные предприятия. Бизнес лоббирует свои интересы, компании договариваются между собой при выходе на тендер, в итоге мы получаем, что предприятие не справляется с условиями подряда. Так у нас произошло с уходом за городскими зелёными насаждениями в прошлом году.
Мэр Иркутска добавил, что в конце года самым главным событием для коммунальной и энергетической сфер города стало успешное согласование схемы теплоснабжения областного центра. Теперь, отметил градоначальник, в администрации начнётся работа с единым поставщиком теплоресурсов, что позволит, в том числе, решить проблему высоких тарифов для жителей микрорайона Зелёный.
– Одной из главных в Иркутске по-прежнему остаётся транспортная проблема. Средства пока аккумулируются в других сферах, тоже очень важных, но дорожное направление провисает. Виктор Иванович, какие шаги администрация намерена предпринять в следующем году, в частности по Маратовской развязке?
– Я подчеркну, что мы поставили работу в систему, ушли от авралов, мы всё сейчас просчитываем и перепроверяем. Много говорили о том, что мы могли бы взять имеющийся проект реконструкции Маратовской развязки 2008 года, переработать его. Да, мы бы заплатили 25 миллионов рублей, но ничего стоящего не получили бы. Потому что тот проект реконструкции совершенно не связан с транспортной системой города в целом. Видимо, в своё время он был «продавлен». Когда мы начали в него вникать, увидели, что Маратовская развязка тянет за собой изменение движения во всей центральной части города. Необходимо сделать односторонними улицы Сурнова и Рабочего Штаба, что потребует перекладки троллейбусных путей. Это, по мнению ГИБДД, до 30% снизит нагрузку на дороги. Весь данный комплекс позволяет значительно снизить стоимость реконструкции Маратовской развязки. Изначально она составляла 13 миллиардов, мы уже снизили её до 3,5 миллиарда. Если получится сбить цену до 2 миллиардов, то работы сможем провести за муниципальные средства.
Кондрашов добавил, что для решения транспортной проблемы в Иркутске важна не только Маратовская развязка, но и узел на улице Сергеева на Синюшиной горе. Ежедневно из Шелехова, по официальным данным, на работу в Иркутск приезжает 18–20 тысяч человек, магистрали просто не справляются. Но одновременно заняться всеми транспортными проблемами город не может – нет средств.
– Проблема ветхого и аварийного жилья может найти разрешение в ближайшие годы? Ведь на переселение людей из такого жилого фонда Иркутску было выделено меньше средств, чем Ангарску, Шелехову и Черемхову.
– Программа по расселению у нас свёрстана. На неё были перекинуты средства из проекта по реставрации ещё одного квартала деревянных памятников. Сейчас мы занимаемся двухэтажными многоквартирными деревянными домами. Через пять–семь лет этот аварийный фонд будет полностью ликвидирован. Но у нас на подходе уже пятиэтажки, которые тоже становятся аварийными.
– Вопрос касается установки детских площадок во дворах. Администрация каждый год наступает на одни и те же грабли. Ещё в начале года было ясно, что с установкой детских площадок вновь не уложатся в срок. Есть гарантия, что история не повторится и в 2014 году?
– У всей страны был провал в сроках из-за принятия федерального закона, по которому все муниципальные заказы должны разыгрываться на тендерах. Пока системе обучались, год-полтора потеряли. По поводу повторяющихся ошибок: замечание принято. Да, мы наступаем на одни и те же грабли, но с каждым годом они становятся всё меньше. На следующий год перед комитетом ЖКХ поставлена задача отыграть все контракты до марта.
– В Иркутск приезжает много гостей из других городов. И все отмечают плохое состояние общественного транспорта. В автобусах неприятно и страшно ездить, порой пассажиры замечают, что на панели приборов не работает ни один датчик, водители повсеместно нарушают правила. Администрация в состоянии повлиять на частных перевозчиков?
– С транспортом мы бьёмся уже два года. В этом году город приобрёл 23 новых автобуса. К муниципальному транспорту у вас ведь нет претензий? На частников нам законодательство не даёт возможность повлиять, мы вынуждены их подталкивать только конкуренцией. Кстати, когда увеличился муниципальный автопарк, частные перевозчики стали приобретать большие автобусы и уходить от маршруток. Думаю, мы и дальше сможем таким образом на них влиять.
Встреча с мэром длилась почти два часа. Кроме коммунальных вопросов градоначальника просили прокомментировать развитие дополнительного детского образования, строительство спортивных объектов и детских садов.