Устроилась на новом месте
На Ново-Иркутской ТЭЦ торжественно запустили новую турбину, перевезённую из Усть-Илимска
«Такое последний раз было в 1987 году». Одной этой фразой, короткой и ёмкой, можно объяснить, насколько важное событие произошло на Ново-Иркутской ТЭЦ в среду, 18 декабря. Здесь запустили новый турбоагрегат, получивший шестой станционный номер. За тем, как в реализации проекта, значимого для Иркутской области, была поставлена эффектная точка, наблюдали корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ и Дмитрий ДМИТРИЕВ.
Проект по переносу турбоагрегата с одной станции на другую был инициирован в 2011 году. Предпосылки просты: одна из машин станции была законсервирована, поскольку Усть-Илимский лесопромышленный комплекс существенно сократил потребление пара от ТЭЦ, тогда как в Иркутске постоянно растут тепловые и электрические нагрузки. Поэтому на Ново-Иркутскую ТЭЦ было решено перебросить машину, которая, проработав всего 44 тыс. часов, бездействовала уже несколько лет. Необходимо учесть, что её парковый ресурс составляет 202 тыс. часов, иными словами, турбина может спокойно проработать ещё более четверти века. И в этом кроется уникальность проекта – ОАО «Иркутскэнерго» для увеличения мощности своей станции использовало уже имеющееся, но неиспользуемое оборудование. Поэтому, кстати, цена оказалась невелика – около 11 тыс. рублей, или 350 долларов, за дополнительно установленный киловатт-час, тогда как при строительстве нового энергоблока она обычно превышает 3 тыс. долларов.
Из вагона в грузовик
Но интересен проект не только этим. Помимо того что на Усть-Илимской ТЭЦ нужно было провести демонтаж турбины, а на Ново-Иркутской её установить, не нарушив работу действующих машин, энергетикам предстояло решить вопрос по доставке агрегата. Перевозили его сначала по железной дороге, а затем по автомобильной трассе на автопоезде, состоящем из тягача с полуприцепом-тралом.
«Это было сделано для того, чтобы не строить отдельные железнодорожные пути, не тратить лишние деньги и не занимать лишнюю площадь для завоза турбоагрегата, – рассказывает заместитель технического директора – начальник технического отдела Ново-Иркутской ТЭЦ Денис Холодилов. – Вместо этого его попросту перегрузили на трал, ввезли в машинный зал, а дальше установили на фундамент существующими мостовыми кранами». В Иркутск столь габаритный груз доставляли по частям: отдельно цилиндр турбины, отдельно генератор, отдельно ротор и так далее.
Несмотря на то что транспортировка турбоагрегата была сопряжена с определёнными хлопотами, в машинный зал станции он вписался аккуратно, заняв ту площадку, где раньше располагался блок ремонтных мастерских. Взамен демонтированных бытовок построили новые, более просторные. «Одно дело строить на открытой площадке, где работают только строители и монтажники, совершенно другое – монтировать, проводить геодезические изыскания, забивать сваи в действующем цехе, где находится генерирующее оборудование, которое очень чувствительно к разного рода механическим воздействиям, – сообщил журналистам директор Ново-Иркутской ТЭЦ Юрий Матлашевский уже после того, как новую турбину включили в сеть. – Поэтому приходилось разрабатывать специальные мероприятия, которые позволили бы нам не нарушить технологический цикл работы станции. Это нам удалось».
«Разрешаю включить турбоагрегат в сеть»
За полчаса до этого разговора мы, ещё не зная таких тонкостей, шагали через машинный зал. Всё, что было известно в тот момент о новой турбине, – её электрическая мощность составляет 50 МВт, а тепловая – 180 Гкал-ч. Это, если отбросить разницу в 10 МВт, сопоставимо с характеристиками двух первых машин Ново-Иркутской ТЭЦ – агрегатов ПТ-60-130/13, запущенных в 1975 и 1976 годах. Сходство есть и в другом: все три турбины компактны, поэтому установлены поперёк огромного корпуса, а не вдоль него, как более мощные агрегаты Т-175/210-130 и Т-185/220-130. Мимо пяти машин, последнюю из которых запустили в 1987 году, мы прошли до конца машзала – туда, где стоит новичок, на белоснежном боку которого красуется надпись, выведенная синими буквами: «Ново-Иркутская ТЭЦ. Турбоагрегат Р50-130/13 ст. № 6». Над ним с потолка свисает баннер, демонстрирующий, насколько выросла мощность станции: с 60 МВт в 1975 году до 580 МВт в 1987-м, а затем до 655 МВт в 2003-м. Казалось бы, откуда взялась прибавка десятилетней давности, если в последний раз новую турбину запустили четверть века назад? Объяснение простое: в промышленную эксплуатацию был введён уникальный котёл с кольцевой топкой, получивший станционный номер восемь. Несмотря на это, осталась разница между установленной мощностью котлов и турбин, достигающая 24%. Но 18 декабря 2013 года она существенно сократилась: со вводом в строй шестой машины установленная мощность турбоагрегатов Ново-Иркутской ТЭЦ возросла до 705 МВт.
Лишь малая часть церемонии запуска происходит в машинном зале – здесь только разрезают ленточку и подписывают акт о сдаче новой турбины в эксплуатацию. Самое интересное происходит несколькими минутами позже на щите управления станцией.
– Турбоагрегат станционный номер шесть на холостом ходу, три тысячи оборотов, технологические схемы согласно эксплуатационным инструкциям, тепломеханическое состояние в норме, – докладывает начальник смены турбинного цеха Сергей Яковлев генеральному директору ОАО «Иркутскэнерго» Олегу Причко. – Прошу разрешения на включение турбоагрегата со станционным номером шесть в электрическую сеть.
– Разрешаю включить турбоагрегат номер шесть в сеть, – отвечает Олег Николаевич.
Его собеседник делает шаг назад, снимает трубку телефона, стоящего на пульте управления, и произносит: «Турбоагрегат станционный номер шесть к включению в электрическую сеть подготовлен!» Через 20 секунд на заднем плане звучит объявление, поданное в машинном зале по системе громкой связи: «Внимание персоналу! Включается в сеть турбоагрегат номер шесть». Начальник смены электроцеха Игорь Безродных под аккомпанемент затворов фотокамер поворачивает несколько ключей на щите управления, и на небольших дисплеях появляются цифры, демонстрирующие частоту тока. Вновь оживает громкая связь:
– Внимание персоналу! Включён в сеть турбоагрегат номер шесть.
– Такое последний раз было в 1987 году, – негромко замечает кто-то из собравшихся.
Машина между тем постепенно набирает нагрузку. «Для всех нас сейчас состоялось действительно очень важное событие, – говорит журналистам Причко. – Наверное, не случайно оно почти совпало (мы его не специально приурочили) с нашим профессиональным праздником – Днём энергетика. Мы подарили нашим коллегам, всем нам, Иркутской энергосистеме хороший подарок». Презент действительно важный и нужный: несмотря на то что диспетчеры из Системного оператора ЕЭС России фиксируют некоторое снижение электропотребления в регионе, областной центр и прилегающие территории продолжают развиваться, требуя всё больше тепла и электричества. Если взять схему и программу развития электроэнергетики области на 2014–2018 годы, в ближайшие шесть лет потребности Иркутско-Черемховского энергорайона увеличатся более чем на миллион киловатт-часов, а одному только Иркутску дополнительно потребуется 750 тыс. Гкал-ч тепловой энергии. В такой ситуации новая турбина на Ново-Иркутской ТЭЦ, работающая исключительно в теплофикационном режиме, при котором одновременно с электричеством вырабатывается тепло, окажется как нельзя кстати.
«Благодаря перспективному проекту переноса турбоагрегата из Усть-Илимска в Иркутск и его реализации многими подразделениями группы, в том числе «ЕвроСибЭнерго-инжиниринг», нам удалось значительно повысить эффективность генерации Иркутской энергосистемы», – подчёркивает исполняющий обязанности генерального директора ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин. Помимо генподрядчика, в роли которого выступало ООО «ЕвроСиб-Энерго-инжиниринг», свою лепту в то, что новая машина заработала, внесли ООО «БМУ Гидроэлектромонтаж», ОАО «Уралпромэнергопроект», ЗАО «Иркутскэнергоремонт», ЗАО «Иркутскпромстрой», ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго» и другие организации, так или иначе участвовавшие в проекте.