Полёты в мечтах и наяву
В этом году треть иркутских пассажиров вылетала за границу
Чартеры в Болгарию, круглогодичные рейсы в Корею, Япония без пересадок – намерения авиа- и туркомпаний относительно новых зарубежных направлений становятся всё более смелыми. По словам коммерческого директора аэропорта Иркутск Юрия Курдюкова, уже в этом году треть иркутских пассажиров летала международными рейсами. Если маршрутная сеть расширится, как планируется, этот показатель значительно возрастёт. Правда, по данным всё того же аэропорта, востребованными среди иркутян были бы и внутренние направления.
Чартерный рай
С октября рейсы из Иркутска в Бангкок выполняют уже четыре авиакомпании, чартеры также летают на Пхукет, Хайнань и Камрань. В апреле возобновляются рейсы во вьетнамский Дананг, также можно будет улететь в Шарм Эль Шейх. Однако Таиландом, так же как Китаем, Вьетнамом и даже Египтом, уже никого не удивишь. Другое дело возможность отправиться на Бали и запущенный S7 чартер в Гоа. Правда, как отмечают в компании «Пегас туристик», индийское направление пользуется не таким успехом, как ожидалось, поскольку турагентства пока не привыкли к оформлению такого типа виз. Но, несмотря на это, речи об отказе от Индии не идёт: с заполнением рейсов нынешнего сезона, который заканчивается в апреле 2014 года, больших проблем нет, а в октябре, после перерыва на лето, «Пегас туристик» планирует возобновить полёты в Гоа.
Радостным событием обещает стать чартерный рейс в болгарский город Бургас. Полёты начнутся 5 июня, рейсы будут выполняться созданной в 2013 году компанией «Икар», большую часть своих сибирских и дальневосточных рейсов которой передаст небезызвестный Nord Wind. «Цена на отдых в Болгарию приемлемая, сопоставимая с ценой отдыха на Байкале», – комментируют туроператоры.
Помимо прочего, актуальными, хоть и сезонными, остаются чартеры в Барселону, на острова Кипр и Крит, а также в Турцию. А вот чартеров в Черногорию, спрос на которую в Иркутске растёт, в ближайшее время ожидать не стоит.
Нерегулярно регулярно
С учётом отмены виз с 1 января грядущего года занятным выглядит возможное появление круглогодичных рейсов в Сеул. Пока Korean Air готова перевозить иркутян в Страну утренней свежести лишь с мая по октябрь и в околоновогодние дни. Так, в ближайшей навигации запланированы пять рейсов с 20 декабря по 18 января. Ещё месяц назад представители перевозчика в Иркутске утверждали, что рассуждать об увеличении количества рейсов и переводе направления на круглогодичную основу преждевременно, теперь же специалист отдела маркетинга представительства компании в России и СНГ Сергей Яницын подтверждает, что в компании эту возможность прорабатывают.
В отрасли к намерениям авиакомпании относятся со сдержанным энтузиазмом: представители туристических фирм опасаются, что даже отмена виз не даст желаемого потока туристов, если цены на билеты не снизятся. Сейчас билет эконом-класса за пределами новогодних дат (20 декабря из Иркутска и 27 из Сеула) обойдётся в 23 тысячи рублей.
Впрочем, на стороне регулярных рейсов не только отмена виз, но и возможность развить связи с соседними регионами. Так как помимо Иркутска Korean Air летает лишь по трём направлениям в России (Москва, Санкт-Петербург и Владивосток), это значит, что при благоприятных условиях и слаженной работе всех заинтересованных лиц через Иркутск в Корею могут потянуться жители Красноярска, Новосибирска, Читы, Якутска и Улан-Удэ.
«Мы готовы к диалогу и сделаем корейской стороне предложение поучаствовать в мартовской отраслевой выставке, – отметила начальник отдела туризма городской администрации Ирина Урбанович. – Также у нас есть возможности и потенциал для выезда наших туроператоров в Корею».
«Ангара» стремится за границу
Интересно, что у Korean Air может появиться конкурент: авиакомпания «Ангара», позиционирующая себя как домашний перевозчик, замахнулась на международные рейсы. В частности, по сеульскому направлению. По словам первого заместителя директора компании Владимира Никифорова, в этом направлении руководство видит перспективу. По предварительным прикидкам специалистов компании, стоимость перелёта на Ан-148 в оба конца составит около 27 тысяч рублей. Как отмечают эксперты, с такими ценами конкурировать с высококлассной Korean Air можно и не начинать. Впрочем, Никифиров подчёркивает: эти цифры не являются окончательными. Планируется, что после консультаций с туристическими компаниями стоимость билетов может снизиться.
«Ангара», уже подавшая заявку на международные полёты в Росавиацию и планирующая получить допуск к ним в феврале следующего года, грезит и о других направлениях. «В первую очередь мы собираемся осваивать рынки Южной Кореи и Китая – традиционные направления, которые обслуживаются туристическими компаниями», – рассказывает Никифоров.
В планах китайские Байдахэ (ориентировочная стоимость билета 18,5 тысячи рублей), Вэйхай (около 20,2 тысячи) и Далянь (около 19,5 тысячи), а также таджикский Худжанд (27,5 тысячи), Алма-Ата (22,6 тысячи) и даже Токио (33,6 тысячи). «Изначально мы этот рейс не выбирали, но японские компании предложили попытаться вместе его открыть», – объяснил Никифоров интерес к Японии. Стоимость этих билетов, как и полётов в Сеул, будет изменяться. Впрочем, всерьёз обсуждать этот вопрос и авиакомпания и турфирмы планируют лишь в феврале будущего года.
Ещё одно намерение относительно следующего года озвучила авиакомпания «Аэромонголия», выполняющая три рейса в неделю по маршруту Иркутск – Улан-Батор. Коммерческий директор компании господин Галбадрах пообещал решить проблему с распространением билетов «Аэромонголии». Дело в том, что сейчас перевозчик использует «специфическую монгольскую систему, через которую можно продавать только билеты на внутренние рейсы», из-за чего возникают проблемы с загрузкой рейсов и доступом к билетам. Планируется, что работа в международной системе начнётся в течение первого полугодия 2014 года.
Хабаровск – хорошо, но мало
Темпы освоения российских направлений можно охарактеризовать скорее как неспешные. Сравнительно недавно «Ангара» начала летать в Челябинск, авиакомпания «Аврора» (дочка «Аэрофлота», созданная в ноябре путём слияния «Сахалинских авиатрасс» и «Владивосток Авиа») запустила рейс Хабаровск – Иркутск. Первый самолёт из Хабаровска прилетел 19 ноября. По словам представителя компании, в феврале количество рейсов должно увеличиться с трёх до пяти в неделю. С 15 июня 2014 года ежевоскресные рейсы в Хабаровск открывает и S7. Кроме того, компания увеличивает регулярность полётов в Магадан до двух раз в неделю.
Дополнительные стимулы к развитию может получить и самое популярное направление Иркутск – Москва, несмотря на то что о закреплении «Трансаэро» на рынке пока говорить рано. Так, основной задачей турагентства S7 tour в Иркутске (фирма создана авиакомпанией «Сибирь») является «увеличение туристического пассажиропотока на озеро Байкал». О полётах в столицу помышляла и авиакомпания «Ангара», однако для её воздушных судов расстояние от Москвы до Иркутска с учётом встречного ветра оказывается слишком большим.
Впрочем, содействовать туристическому бизнесу «Истлэнда», которому и принадлежит «Ангара», перевозчик намерен всё равно. «Для того чтобы туристы посещали те объекты, которые у «Истлэнда» есть на Байкале, мы готовы подвозить их из Новосибирска по промотарифам, которые будут практически ничтожны по сравнению с существующими», – сообщил Владимир Никифоров.
Тем же, кого турпродукты не интересуют, остаётся довольствоваться малым. И хотя специалисты аэропорта подсчитали, что большинство иркутских пассажиров летят транзитом в Калининград, Ростов, Владивосток, Краснодар, Сочи, Анапу, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, этих городов в ближайших полётных планах авиакомпаний нет.