издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Арбитражный суд разберётся со «своими» и «чужими»

В Арбитражном суде Иркутской области вводятся новые порядки. Недавно назначенный на должность указом президента России председатель суда Батраз Алдатов полон решимости укрепить авторитет третьей власти в регионе за счёт повышения качества правосудия, обеспечения справедливости, гласности, открытости в деятельности представителей Фемиды.

На прошлой неделе состоялось расширенное заседание президиума арбитражного суда, на котором были утверждены 12 локальных актов, призванных в конечном итоге повлиять на уровень экономического правосудия в регионе. «От состояния экономического правосудия во многом зависит инвестиционная привлекательность субъекта РФ, – уверен Батраз Алдатов. – Потенциальный инвестор изучает прежде всего объективные показатели деятельности суда, оценивает уровень правовой, судебной защиты бизнеса». 

Принятые на заседании президиума суда документы, по мнению председателя, должны привести к повышению профессионализма судей и работников аппарата, поднять ответственность исполнителей на каждом порученном участке, укрепить контрольную функцию во всех управленческих звеньях. Локальные акты призваны также сработать на поддержание благоприятной морально-психологической обстановки в коллективе и развитие системы обратной связи. «Когда олигархи судятся в Англии, это подрывает авторитет судебной системы государства, – заявил Батраз Алдатов. – То, что мы наметили, повысит доверие к судебной власти». 

Для разработки новых управленческих документов в суде были созданы специальные рабочие группы, которые возглавила член президиума Лариса Кродинова. По её словам, работа по подготовке документов шла в три этапа. Сначала свои предложения и пожелания высказали председатели судебных составов, судьи, руководители и работники структурных подразделений. С учётом этих предложений были подготовлены проекты поло­-

жений, и их тоже направили судьям и сотрудникам аппарата для изучения. После чего новые положения вынесли, наконец, на расширенное заседание президиума суда для голосования. 

Как рассказала Лариса Кродинова, при подготовке документов комиссия использовала опыт других регионов: арбитражных судов Свердловской и Ростовской областей, Пермского края, Республики Северная Осетия – Алания, судов общей юрисдикции Красноярского края, Республики Мордовия и других. Был также изучен и применён зарубежный опыт системы управления в целом. Но это относится лишь к положениям о постоянно действующей наградной комиссии и комиссии по отбору претендентов на должность судьи Арбитражного суда Иркутской области, о порядке оценки уровня профессионализма работников судебной системы – кандидатов в судьи, о наставничестве и проведении конкурсов профессионального мастерства. Что же касается Положения о системе трёхуровневого управленческого реагирования на отмены судебных актов вышестоящими инстанциями, то аналогов этого доку­мента в стране и мире, похоже, нет. «Положение разработано полностью нашими рабочими группами, подобного документа мы не нашли в других судах. При желании коллеги смогут использовать наш опыт», – пояснила Лариса Кродинова. Она также рассказала, что все акты подготовлены за три рабочих недели и в них нашли воплощение «многие идеи председателя суда». 

Наибольший интерес среди новых документов представляет положение о системе реагирования на отмену судебных актов. Вообще-то в такой отмене нет ничего необычного. Экономическое правосудие, по словам Батраза Алдатова, это своеобразное сито – оно не позволяет удерживаться незаконным судебным актам. В Арбитражном суде теперь появятся собственные меры реагирования на отмену решений вышестоящей инстанцией. Система состоит из трёх уровней: судебный состав, судебная коллегия и президиум Арбитражного суда Иркутской области. Меры реагирования предусмотрены разные – от беседы с председателем судебного состава и организации само­обучения судьи до обсуждения вопроса на совещании, изучения случаев отмены решений попавшего на заметку представителя Фемиды в следующий отчётный период. Всё это позволит не только вырабатывать единообразную правоприменительную практику, повышать профессионализм судей и качество рассмотрения дел, но ещё и выявлять случаи принятия явно незаконных судебных актов, связанных с меркантильной заинтересованностью вершителя правосудия. «Телефонное право сейчас в других формах, но есть, – убеждён Батраз Алдатов. – У судьи, председателя есть знакомые в органах власти, которые могут, используя свои должности, звонить и просить «посмотреть такое-то дело». Новая система реагирования на отмену решений позволит выявлять подобные случаи. «Требования у меня очень жёсткие, – заявил председатель арбитражного суда. – Пусть никто не сомневается: принятие явно незаконного судебного акта бесследно не пройдёт. Я буду обращаться в квалификационную коллегию и настаивать – такой человек не должен работать судьёй». 

Батраз Алдатов рассказал также ещё об одном нововведении, позволяющем обеспечить невмешательство в отправление правосудия государственных и муниципальных органов. Арбитражный суд Иркутской области сегодня выставляет на своём сайте все поступающие непроцессуальные обращения, как письменные, так и устные, исходящие от представителей оперативно-следственных служб и других должностных лиц. «Нашу практику высоко оценили представители бизнес-сообщества, – говорит Бат­раз Алдатов. – Такой элемент судебной защиты бизнеса просто необходим». 

Когда на совещании зашла речь о документе, которым закреплён порядок оценки уровня профессионализма работника аппарата, желающего надеть мантию судьи, новый председатель опять вспомнил о проблемах с телефонным правом. «Все, кто приходит работать в суд, хотят стать судьями, и это естественно, – сказал Батраз Алдатов. – Но я столкнулся с положением, когда существовала очередь на долж­ность судьи. Работники других судов ходатайствуют, чтобы поставить в эту очередь кого-то из своих, звонят родственники сотрудников, занимающие высокие посты». Алдатов считает, что судья должен обладать комплексом профессиональных, мировоззренческих и нравственно-этических качеств. Он заявил, что в суде, которым он руководит, безнравственные люди не будут допущены к отправлению правосудия. «Я обращаюсь ко всем членам коллектива. И, пожалуйста, передайте тем, кто на этом заседании не присутствует. Если ко мне обратятся с ходатайствами чьи-то родители, родственники с просьбой продвинуть на должность судьи из аппарата, предупреждаю: я это обращение обнародую и в характеристике укажу на низкие нравственные качества претендента. Так и знайте – судьёй ему не быть», – сказал недавно назначенный председатель, к которому уже пытались обращаться с сомнительными просьбами высокопоставленные ходатаи. Новое положение, позволяющее оценивать профессиональные качества претендента на должность судьи, содержит несколько десятков объективных критериев (стаж, учёные звания, научные степени, поощрения и т.д.), по каждому определено количество баллов. «Это положение не позволит случайным людям попадать в судебную систему», – уверен Батраз Алдатов. 

Он пообещал, что уже по результатам работы в нынешнем году будут определены лучшие по профессии – победители конкурсов среди председателей судебных составов, судей, их помощников, секретарей судебного заседания, руководителей и специалистов структурных подразделений. «Буду встречаться с Советом судей Иркутской области, – пообещал Батраз Алдатов. – К 2015 году, убеждён, звание «Лучший судья» будет присуждаться Советом судей, это очень значимо». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры