издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мне доверяют, меня берут на фронт!»

  • Автор: Виктор НИЛОВ

В 1939 году иркутскую школу № 11 окончила Шура Постольская. 70 лет назад, в августе 1943-го, комсорг Постольская дважды спасла свой стрелковый батальон от гибели на смоленской земле в ходе наступательной операции «Суворов». В минувшем августе дата широко не отмечалась, и потому помянем героиню добрым словом рядом с днём её рождения.

В августе 1943-го младший лейтенант Постольская служила в 88-й стрелковой дивизии. Вместе с другими дивизиями 31-й армии 88-я стрелковая ведёт бои в окрестностях деревни Рыбки на стратегическом направлении Москва – Минск. Ожесточённые бои идут с переменным успехом, обе стороны несут огромные потери, поисковики работают до сих пор.

В начале операции «Суворов» батальон Постольской прикрывает боевые действия соседей. Под деревней Рыбки батальон оттягивает на себя значительные силы противника, но в ночь на 9 августа оказывается в окружении. Получив приказ, Александра вместе с опекаемыми ею разведчиками выискивает слабое место в боевых порядках врага. Быстро оценив обстановку, с криком «Бей гадов!» комсорг бесстрашно ведёт свою группу в атаку, в результате которой батальон счастливо выходит из окружения.

16 августа на позиции батальона бросаются крупные силы противника. В этот день Саша Постольская совершает второй за неделю подвиг. Он представлен в общедоступном электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (запись в базе данных за номером 19180260). «В районе высоты 207,4 около деревни Рыбки Сафоновского района Смоленской области в момент, когда немцы пошли в контратаку, А.С. Постольская организовала бойцов роты для её отражения. Командир роты в этот момент был выведен из строя. Воодушевлённые примером Постольской бойцы ворвались в траншею. Противник не ожидал стремительного удара, обратился в бегство…»

А вот из корреспонденции во фронтовой газете (полевая почта 36436-с) старшего лейтенанта И. Куприянова следует, что Александра Постольская организовала для отражения атаки бойцов, оставивших поле боя. И на всё это мы смотрим уже совсем другими глазами. Комсорг батальона Постольская перехватывает группу красноармейцев, под натиском противника покинувших боевую позицию без приказа. Беглецы оставили на поле боя тяжело раненного командира и скорее всего обрекают батальон на гибель (свидетельства смертельной опасности имеются). Кем сейчас они, беглецы, являются и куда бегут? Согласно жестокому, но действующему приказу наркома обороны № 227 («Ни шагу назад!»), покинувшие без приказа поле боя направляются прямиком в штрафную роту. Будь здесь заградотряд, он, в соответствии с приказом, мог расстрелять их на месте. Комсорг Постольская, рискуя жизнью, проводит смелую действенную политбеседу. Называет беглецов теми словами, что они заслужили, в том числе «отступниками». Напоминает о покинутых товарищах и приказывает следовать за ней. Бойцы подчиняются комсоргу батальона, ставшему командиром. По пути на позицию Постольская заворачивает туда вторую группу «отступников». У них нет винтовок, они бронебойщики (по некоторым данным, в немецкой атаке участвовали танки). Судя по всему, гитлеровцы успели занять оставленную беглецами траншею и расслабились. «Противник не ожидал стремительного удара, обратился в бегство, оставив на поле боя до 30 трупов своих солдат. Ротой взяты трофеи: ручных пулемётов – 9, гранатомётов – 2, винтовок – 9. В этом бою погибла смертью храбрых тов. Постольская А.С.».

Из этих двух источников можно сделать вывод, что в представлении на посмертное награждение орденом не указано, что Александра Постольская вернула на поле сражения бойцов, покинувших его без приказа. Подвиг Шуры таким образом невольно умаляется, но зато наградное представление не подставляет беглецов и командование части под серьёзнейшие разборки в особом отделе за нарушение приказа Сталина № 227. А что до Постольской, то выходит, что она спасает батальон не только от гибели, но ещё и от позора.

В публикациях о Шуре Постольской иногда встречается неверное упоминание о награждении её двумя орденами Отечественной войны обеих степеней. Заблуждение вполне объяснимо. Постольская была достойна награждения орденом I степени уже за первый подвиг 9 августа. 16 августа Александра совершает второй подвиг, и её представляют на посмертное награждение высоким орденом. Трудно сказать, на какую степень, возможно, на первую. Но полностью подвиг не обрисовывается, а степень ордена определяется Указом Президиума Верховного Совета СССР, и он называет вторую. Всё это, может, не так уж и важно, но о подвиге Шуры пишут сочинения студенты и школьники всей страны, и им надо знать полную правду. Заметим, что в названном интернетовском банке документов А.С. Постольская значится как ефрейтор, хотя она пусть недолго, но всё же была офицером в звании младшего лейтенанта (приказ по войскам 31-й армии от 24 июля 1943 года).

В действующей армии ефрейтор Постольская воевала с августа 1942 года радистом в отдельных полках связи, причём дважды была ранена. После мартовских боёв 1943-го и очередного лечения в госпитале в мае она добилась перевода на передовую и вскоре стала комсоргом батальона. 

Из письма фронтового товарища известно, что героиню похоронили в двух километрах на север от деревни Рыбки, в небольшом кустарнике. За день до смерти Шура написала родным: «Мама, милая мама! Я очень люблю тебя, отца, Танюшку, Вовика, своих товарищей. За это я и воюю, мама!.. Если надо, я умру без страха. Так требует наша земля, Родина, которую я люблю безгранично…»

Наряду с военной наградой у Александры Постольской была и трудовая.

В 1939 году Шура поступила на химический факультет Томского индустриального института (нынешний политехнический университет). Сдав первую сессию, перевелась на геолого-разведочный факультет. В 1941-м Александра ударно трудилась токарем на институтском спецпроизводстве по изготовлению мин, выполняя норму на 200–400%. О стахановке Постольской писала томская газета «Красное знамя». Она была награждена Почётной грамотой Томского горисполкома. 

В апреле 1942-го, когда крайне обострилась ситуация на фронтах, в числе нескольких сотен томских девушек Постольскую призвали в Красную Армию. «Мне доверяют, меня берут на фронт!» – радовалась она. 

Шура около полугода училась только на «отлично» в военной радиошколе в Новосибирске. По окончании курсов получила звание ефрейтора и добилась отправки на фронт (её хотели оставить в радиошколе младшим командиром для нового набора). Перед новым, 1943 годом Александра писала родным: «…если я даже не вернусь, то всё равно умру героем, как Зоя Космодемьянская». 

В конце 1950-х фронтовые письма Александры Постольской были опубликованы в журнале «Юность». В издательстве «Советская Россия» увидела свет книжка «Фронтовые письма Шуры Постольской». После этих публикаций имя Шуры стало известно всей стране. В честь неё в Томске проводится легкоатлетический пробег. На минувшем рубеже веков эта традиция прерывалась, но в 2006-м пробег в честь любимой героини томских студентов возродился. Кто мы без знания истории, своих корней и героев? Так себе, проезжие в бескрайних просторах Сибири и быстротекущем времени. 

Александра Постольская погибла в бою на смоленской земле 70 лет назад, но её подвиг и письма – живая история. Из военных лет её письма доходят до нас.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры