15 лет в танце
Детская балетная студия при Иркутском музыкальном театре имени Н.М. Загурского 9 ноября отчётным концертом отметила своё пятнадцатилетие. За эти годы многие юные танцоры познакомились с искусством балета, было поставлено большое количество балетных спектаклей, студия неоднократно становилась лауреатом самых различных творческих фестивалей и конкурсов не только в России, но и за границей: в Германии, США, Японии, Испании, Франции.
Студия была основана в 1998 году. Уже в 1999 году воспитанники студии участвовали в постановке балета «Щелкунчик». В 2000 году принимали участие в постановке балета «Сотворение мира». В 2001 году состоялась премьера балета «Чиполлино», фрагмент которого был представлен зрителям на юбилейном концерте. 2005 год – премьера балета «Золушка». А в 2006 году состоялся первый гала-концерт балетной студии. В 2007-м поставлен детский балет «Дюймовочка». За годы существования студии её воспитанники участвовали и в постановках музтеатра: «12 стульев», «Гранатовый браслет», «12 месяцев», «У Емели Новый год» и «Волшебная лампа Алладина».
Первый набор в студию составил 70 человек. С каждым разом детей приходило всё больше, коллектив рос, развивался. Сейчас в детской балетной студии занимаются более 100 человек в возрасте от 4 до 16 лет. В основе учёбы лежит программа хореографических училищ, а специальные предметы ведут солисты балета театра Мария Стрельченко, Евгения Бутакова, Татьяна Садовая, Елена Горбунова, Анна Веселова. Студию возглавляет художественный руководитель Марина Александровна Демьяненко, бывшая солистка балета, педагог-репетитор балета театра.
Первый выпуск детской балетной студии состоялся в 2005 году, второй – в 2010-м. Многие выпускники были направлены в лучшие хореографические училища страны и работают сейчас на сценах театров Москвы и Санкт-Петербурга.
Балетная студия ведёт активную конкурсную и фестивальную жизнь с самых первых своих творческих шагов. В 1998 году коллектив студии принимает участие в фестивале «Весенняя капель», в 2006 году становится лауреатом на международном фестивале детского и юношеского творчества «Роза ветров» в Москве. А в 2007 году – лауреат международного конкурса «Роза ветров» во Франции. Коллектив получает Гран-при на международном фестивале музыки и танца «Таланты без границ» в испанском Салоу. Студия является лауреатом всероссийского конкурса имени Натальи Сац «Синяя птица» со своим знаменитым балетом «Дюймовочка». И это далеко не полный список всех творческих побед и успехов студии. В ноябре 2011 года состоялся культурный обмен между Иркутской областью и Японией. Программа детской студии была представлена в таких городах, как Канадзава и Нанао. Совсем недавно детская балетная студия вернулась на родную сцену из американских гастролей.
Перед выступлением я встретилась с участницами концерта, воспитанницами балетной студии. Девочки были взволнованны и очень шумно что-то обсуждали, примеряли яркие костюмы, делали не менее яркий концертный макияж. За кулисами царила атмосфера суматохи и волнения, которой были охвачены и дети, и родители, и педагоги.
Воспитанницы студии Аня Захарова, Вика Кузнецова, Оксана Астафьева при-знаются: сегодняшнее волнение ничто по сравнению с тем, что каждая из них испытывала, выходя на сцену впервые. «Самый волнующий – первый концерт, когда тебе кажется, что выйти на сцену просто нереально, что страшнее не придумаешь, – говорят они. – А последующие выступления проходят уже более спокойно, привыкаешь, становишься смелее».
– А где вам уже доводилось выступать?
– Мы выступали не только в иркутском театре, но и в других городах России, и даже в Америку съездили недавно. У нас скоро появится шанс танцевать сольно, – говорят Аня и Вика, – мы уже будем вставать на пуанты.
– Понравилось вам в Америке?
– Да, но когда ты остаёшься на три недели без родителей и в чужой стране, как бы там здорово ни было, всё равно скучаешь по дому, очень, – делится впечатлениями Аня.
– Как давно в балетной студии?
– Мы занимаемся уже шестой год, с четырёх лет, – рассказывают воспитанницы студии.
– Почему выбрали именно балет?
– Здесь всё так красиво, романтично, чудесные костюмы, грация, – поясняет Вика Кузнецова. – Да и друзья со школы на концерты приходят, сначала смеются, а после концерта говорят, что это так здорово, действительно красиво, говорят, что я молодец!
– А у меня мама балериной хотела стать, – говорит Аня Захарова, – вот и я заинтересовалась.
– Сложно даётся искусство балета?
– Бывает сложно, когда учим новый танец, новые движения. Не всегда всё сразу получается. Иногда обращаемся к старшим девочкам, например, спрашиваем: «А как у тебя это получилось? Как это лучше сделать?» – рассказывает Аня.
– Да, здесь тебе никто в помощи не откажет: ни педагоги, ни товарищи. Мы дружный коллектив, поэтому пусть не всё получается, но ты не боишься делать ошибки. Смотришь на преподавателей, девчонок из старших классов и тянешься за ними, набираешься опыта, – добавляет Оксана.
– Сколько часов вы занимаетесь?
– Где-то по полтора-два часа, несколько раз в неделю. Например, бывает так, что во время репетиций мы приезжаем к 12 часам, а уезжаем только в три часа дня.
– А мальчишки-то у вас есть?
– У нас целых три мальчика!
– Хотели бы продолжить свою карьеру балерины?
– Да, – снова хором отвечают девочки, – однозначно!
– Я хочу поступить в училище Санкт-Петербурга, – говорит Вика. Аня и Оксана мечтают о другом: – А мы хотим в Москву, в Московское училище, в Большой театр.
– Кто для вас в профессии является кумиром, примером для подражания и стремления?
– Майя Плисецкая, – хором отвечают девочки. – Она неповторима!
На этом мы завершили разговор, потому что оставалось совсем немного времени до выхода на сцену. Мне пришлось покинуть эту атмосферу творческой суеты, волнения, переживания, последних минут подготовки и прогонов, и отправиться в зал.