издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Братский квест

Братская городская Дума взяла курс на самоликвидацию

В северной столице Иркутской области повторяется обкатанная когда-то в Усть-Илимске, Усолье-Сибирском, Черемховском районе политическая схема. В городе с населением 250 тысяч человек может быть распущен местный парламент. В начале прошлой недели стало известно, что городскую Думу покидают Елена Садовникова и Андрей Савинов. Ещё через день о сдаче мандатов заявили Ольга Крампит и Владимир Тулин. А ещё через день – Владимир Дягилев и Светлана Петрук. Как только Дума лишится кворума, она станет нелегитимной. А это означает, что поправки в Устав, вводящие прямые выборы мэра, принимать будет некому. В течение трёх месяцев после роспуска должны будут состояться новые выборы местного парламента. И именно он по старой схеме выберет нового мэра из рядов депутатов. Таким образом, идея лидеров местной «Единой России» о возвращении власти в Братске путём проведения быстрых прямых выборов градоначальника, похоже, почти провалилась.

Когда 21 ноября Дума Братска не сумела собрать кворум для принятия решения о назначении публичных слушаний по внесению изменений в Устав о прямых выборах мэра, глава города Константин Климов ещё надеялся, что в ближайшие три рабочих дня парламент всё же соберётся. Тогда удалось бы провести слушания в декабре, а к концу года принять поправки в Устав. Схему дальнейших действий Климов не скрывал: он уходит в отставку, в течение шести месяцев назначаются прямые выборы мэра. Если бы кворума не удалось получить в ноябре, Дума по этому вопросу собралась бы уже только в 2014 году. Однако события следующей недели показали: ситуация выходит из-под контроля Климова. Сначала о нежелании больше работать в составе Думы Братска заявили Елена Садовникова и Андрей Савинов, потом Ольга Крампит и Владимир Тулин. В Думе осталось 19 человек, с учётом ушедших ранее в Заксобрание области Георгия Любенкова и Сергея Магдалинова. Достаточно получить ещё три заявления, чтобы она стала нелегитимной и пошла по единственно возможному пути – к роспуску. Уже в среду стало известно, что Думу намерены покинуть Владимир Дягилев и Светлана Петрук. Теперь там 17 человек. И нужно только одно заявление, чтобы квалифицированное большинство (две трети от общего числа) было потеряно и уже ничего нельзя было изменить. На утро пятницы такой человек ещё не нашёлся. 

«Я считаю, что этот демарш депутатов связан исключительно с политической обстановкой в городе, – заявил через свою пресс-службу мэр Константин Климов. – Дума была накануне принятия очень важных для города решений, в том числе возвращения прямых выборов мэра. Политические силы в городе, которые не желают возвращения прямых выборов мэра, решили пойти на такой шаг – признание Думы Братска неправомочной. В этом случае решение о возвращении прямых выборов оттягивается на неопределённый срок».

Как сообщал «Конкурент» ранее, на прошлых выборах в Думе Братска большинство представляли члены «Единой России», однако позже местное отделение партии власти утеряло контроль над депутатами, тогда как главврач второй городской больницы Александр Гаськов, напротив, своё влияние усилил. Гаськов, по словам источника, близкого к политсовету ИРО «ЕР», находится в противостоянии с местными единороссами, совершая попытки установить контроль и за местным отделением «ЕР». Поскольку администрация города, возглавляемая Еленой Гольцварт, со слов источника, лояльна к группе Гаськова, «перезагрузка» власти в городе выгодна сейчас только тем, кто стоит за Константином Климовым. Тогда как их оппоненты заинтересованы в сохранении существующего положения вещей. Поэтому попытка Климова провести в Устав поправки о прямых выборах мэра, которые бы запустили скорый процесс избрания нового градоначальника, «забуксовала» именно на уровне Думы. В случае роспуска Думы Константин Климов, вероятнее всего, уже не будет настаивать на скором сложении полномочий, а воспользуется правом оставаться мэром вплоть до избрания нового парламента. 

Ситуация, когда несколько штрейкбрехеров могут погубить целую Думу, в Иркутской области не редкость. В 2009 году шесть человек от «Единой России» и двое прим­кнувших сумели развалить городскую Думу Усть-Илимска. Тогда они пытались помешать приходу к власти спикера Андрея Сергеева. В 2012 году нелегитимной была признана Дума Усолья-Сибирского, поскольку шесть депутатов осенью 2011-го взяли и сложили мандаты. Тогда инициаторами исхода выступили члены фракции «Народный фронт», разрушившие схему, которую построил Евгений Кустос при помощи получившей большинство в Думе группы «Усольчане», заняв пост сити-менеджера. Опыт Усолья-Сибирского показал, что в новую Думу легко избрались те, кто участвовал в развале прежней. 

«Российские политики отвечают не перед избирателями, а перед властными кланами, – считает новосибирский политолог Алексей Мазур. – Поэтому они будут делать то, что их клан или, в лучшем случае, партия сочтёт выгодным. И не важно, какой ущерб понесут избиратели. Ведь избиратели не помнят и не знают ни хороших, ни плохих поступков депутатов и будут голосовать «с чистого листа». В Братске уже ходят слухи, что ныне сложившая полномочия Светлана Петрук вновь пойдёт на выборы по Падунскому округу. Очевидно, не останутся за бортом и другие, кто сейчас работает на развал Думы. «Это типичная технология завала, и самое удивительно, что можно предположить, «откуда уши растут», – заметил координатор регионального отделения «Голоса» Алексей Петров. – Так, может, кто-нибудь из государевых мужей или великих общественных деятелей Братска, имеющих рейтинг в тамошней среде, объявит об этом, проведёт разъяснительную работу, чтобы в следующий раз все отказники не были переизбраны в новый состав? Хотели скандальной славы? Получили. Не только для себя, но и для города и региона в целом». 

– Мы имеем дело не с правовым тупиком, а с политическим, – считает профессор ИГУ, заслуженный юрист России Сергей Шишкин. – С юридической точки зрения всё законно – никто не может запретить депутатам сложить мандаты. И действия после роспуска Думы юридически прозрачны и понятны. Однако у нас второй город в Иркутской области лишается важнейшего элемента самоуправления – парламента. Это ненормально. Мотив большинства сложивших мандаты – несогласие с политикой Константина Климова. Вообще-то существует более цивилизованный инструмент разрешения такого рода конфликтов. Можно было инициировать процедуру отзыва спикера Климова. Но, вероятно, такой вариант в этом составе Думы просто невозможен из-за её сегментированности. Меня удивляет, что уже появились со стороны ушедших реплики о готовности вернуться в парламент, если Климов подчинится некоей «воле». Это поведение политически незрелых людей. Мы можем рассуждать о латентных мотивах каждого из депутатов, отказавшихся от мандатов. И этим людям нельзя предъявить правовых претензий. Но при этом они сознательно рушат систему власти в северной столице Приангарья. Жители города так или иначе через СМИ вовлечены в конфликт, который ещё более усугубляется сложной экономической и экологической ситуацией в Братске. А ведь речь сейчас идёт о контрпродуктивной политике – роспуск Думы будет означать блокирование института прямой демократии. Мы сами, своими руками создаём на севере Иркутской области зону тяжёлой политической нестабильности. 

Сергей Шишкин считает, что областные власти должны компетент­но вмешаться в ситуацию. Однако региональная власть заняла выжидательную позицию, предоставив сторонам разрешить конфликт самостоятельно. По мнению Сергея Шишкина, вместо нормального разрешения ситуации вся область наблюдает некий «братский квест»: как мэр Климов борется сначала с сити-менеджером в суде, а теперь ещё и ждёт, какой из депутатов поставит крест на Думе, расставшись с мандатом. «Пока не разрешена прошлая ситуация – суд не вынес решения по экс-мэру Братска Александру Серову, а сейчас на город опустилась новая волна разрушения власти. Я думаю, компетентным структурам надо взяться за проверку версий корыстных, коммерческих интересов, которые кроются за политическими поступками, – говорит Сергей Шишкин. – Или мы так и будем ждать окрика из Кремля?» 

На заседание Думы в пятницу, несмотря на усилия Константина Климова и призывы к консенсусу, пришли 13 из 17 оставшихся депутатов, поэтому никакие вопросы этот парламент решать был не вправе. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры