издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«У природы нет плохой погоды…»

  • Автор: Мария МОЖЕНКОВА, научный сотрудник ИОХМ им. В.П. Сукачёва

Снегопады и метели пришли на смену золотому многоцветию осени. Волей-неволей, но приходится настраиваться на это, воспетое ещё Джеком Лондоном, «белое безмолвие». Одни печально вздыхают, другие стараются не замечать изменений в природе, а кое-кто даже впадает в депрессию. Но мы забываем, что природа сама по себе не имеет негативного состояния. И кто, как не художники, могут нам это показать и доказать!

В подтверждение вышесказанного хотелось бы поговорить о голландских пейзажах XVII века, которые выставлены в одном из залов Иркутского художественного музея. Стены отдела западно-европейского искусства украшают работы Соломона Ромбаутса, Фредерика де Мушерона, Николаса Питерса Берхема, Антони Ван Кросса и Говерта Флинка.

Почему именно голландцы обратили своё внимание на природу и сделали пейзаж самостоятельным ведущим жанром живописи? Ведь небольшая страна на севере Европы никак не может похвастаться роскошными и захватывающими видами природы.

К этому привела, как ни странно, политическая ситуация в стране. С середины XVI века обострилась борьба за независимость от испанского владычества. В 1609 году Испания заключила перемирие на двенадцать лет, тем самым фактически признав независимость северных Нидерландов – Республику Соединенных провинций. В неё вошли семь провинций: Голландия, Зеландия, Фрисландия, Гелдерн, Утрехт, Гронинген, Оверэйсел. По имени одной из них, ведущей в политичес­ком, хозяйственном и культурном отношениях, всю страну стали также называть Голландия (южные провинции, оставшиеся под гнётом Испании, назывались Фландрией). 

Любовь простого человека к своей Родине, путём долгой героической борьбы отвоёванной у испанцев в эпоху нидерландской революции, нашла своё выражение в развитии реалистического пейзажа. Голландия дала миру многих прекрасных художников, сделавших изображение природы своей специальностью. Нигде в XVII веке пейзажная живопись не получила такого развития, как в этой маленькой стране.

Внимание живописцев обратилось к окружающей их действительности. На первый план вышли образы природы. 

С. Ромбатус. Опушка леса

Один немаловажный момент: художники умели передавать родную природу такой, какой она воспринималась простыми людьми, тесно связанной с их жизнью и настроениями. Подобное можно наблюдать в работе Антони Ван Кросса «У городской стены». Здесь в канву пейзажа органично вплетаются элементы бытового жанра. Жизнь города и стихия воды показаны как единый и неделимый гармонично сосуществующий мир. Обыденность момента не лишена любования, но и не приукрашена автором. 

Для голландского художника того времени словно не существует эффектных или неэффектных мотивов природы. С любовью и правдой он фиксирует всё самое обычное и вместе с тем типичное для его Родины. Тематика разнообразна: пустынные дюны, скромные селения, каналы с тихо скользящими лодками рыбаков или те же каналы зимой, оживлённые конькобежцами, леса и луга. Кстати, именно в голландском искусстве пейзаж приобрёл разделение: так, морской пейзаж стали называть мариной, а изображение архитектурных видов – ведутой. 

Равнинный характер природы Голландии обусловил и показательную для её живописи схему построения пейзажа, ничем не ограничиваемого с краев, имеющего очень низкий горизонт и отводящего небу более чем две трети площади картины. 

Серо-голубое, несущее пену облаков небо создаёт впечатление бесконечного простора и организует в единое целое другие части композиции. Достижению этого единства способствует и исключительное умение передавать освещение, влажный воздух, смягчающий все резкости очертания предметов. Внимание к атмосферным явлениям приучает избегать цветистости колорита. Подчиняя его общему, несколько нейтральному тону, тот же Фредерик де Мушерон в своей работе «Горный пейзаж» добивается окончательного слияния всех деталей пейзажа и иллюзии полной правдоподобности в изображении природы. 

А если мы обратим наше внимание на «Сельский пейзаж» Николаса Питерса Берхема, то можем заметить, что в него введены ещё и небольшие фигурки людей и животных (так называемый стаффаж), изображаемые, как правило, для оживления вида и имеющие второстепенное значение. 

Возле каждой из работ голландских пейзажистов можно провести достаточно длительное время. И, что интересно, вам не станет грустно. Пусть на этих полотнах нет буйства красок или захватывающих сюжетов, но они притягивают к себе искренностью и умиротворенностью. И очень хорошо показывают нам, как можно любить и воспевать повседневные виды, видеть в обы­денном прекрасное. 

Конечно, нельзя кардинально взять и изменить окружающую нас реальность. Зато можно поменять своё отношение к ней. И тогда моросящий дождь перестанет навевать грусть, ветер окажется не пронизывающим, а свежим, а трепещущий на ветке желтый лист станет ярким маячком на вашем пути, равно как и наступившая зима порадует вас сиянием хрусталиков на своём волшебном покрывале…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры