Хранящий тайну талисман
Для Нины Воротниковой романс – это объяснение в любви своему слушателю
Имя исполнительницы старинных русских романсов Нины Воротниковой стоит чуть поодаль многих ярких имён: музыкантов, писателей, художников, трудами которых гордится Иркутск. Но дело, которому она отдала более тридцати лет жизни, безусловно, заслуживает внимания. Творчество Воротниковой давно известно иркутянам, любителям старинного романса, этого прекрасного, истинно русского и глубоко народного явления музыкально-поэтического жанра.
Рождённый в XVIII веке, он зазвучал в гостиных русского дворянства, а потом широко распространился в народной среде. В Иркутске романсы пели в домах поселившихся здесь декабристов – Сергея и Екатерины Трубецких и Сергея и Марии Волконских, где зимними вечерами собиралось знатное общество для салонного музицирования.
Эти старинные дома, возрождённые нашим городом для новой жизни, стали родными для Нины Дмитриевны. Именно здесь она «родилась» как исполнительница старинного романса.
А ведь это были времена, когда романс стал считаться в нашей стране «несовременным», в эфире и повсеместно загрохотал железный рок и всё человеческое, казалось, отступило перед этим захватчиком…
И вот тогда, более тридцати лет назад, появилась юная выпускница музыкально-педагогического факультета Иркутского пединститута Нина Воротникова, которая на первом салоне в день открытия дома-музея Трубецких спела романс композитора А. Яковлева на слова Антона Дельвига «Элегия»:
Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
В тебе теснились жить,
Когда ещё я не пил слёз
Из чаши бытия, –
Зачем тогда, в венке из роз,
К теням не отбыл я…
Романс очаровал слушателей, и слова, и музыка, и талантливое исполнение запомнились. А для Нины это стало началом пути.
Как раньше, так и теперь Нина Дмитриевна с каким-то мистическим ужасом отмахивается от всякого величания, от разговоров о деньгах, никогда не навязывает себя в высоких кабинетах… Это понятно всем истинным художникам: мирская суета легко убивает творческое состояние. Но цену себе она знает, а потому путь, избранный раз и навсегда, прошла без тени сомнения. «Ла Скала» – это значит «лестница». Нина Воротникова шла по своей «лестнице» всю жизнь, всё выше к совершенству, к глубинному пониманию поэтического слова и музыкальной ткани любимых романсов.
В характеристике к награждению Нины Воротниковой почётным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» сказано:
«Заслугой Н.Д. Воротниковой является возрождение и утверждение после долгого запретительского замалчивания камерного салонного музицирования старинного русского романса XIX-XX веков. Наиболее полно это выразилось в организации салонных вечеров в иркутских домах-музеях декабристов, где Н.Д. Воротникова была одной из организаторов и первых исполнителей.
Эти музыкально-поэтические вечера являются известным и признанным достоянием современной культуры Иркутска».
Нина Воротникова всю жизнь проработала в пединституте, она доброжелательный и строгий учитель, старший преподаватель по вокалу музыкально-педагогического факультета. Через её руки и её трепетную душу прошла не одна сотня молодых дарований. Её студенты трудятся на всей территории Сибири и Дальнего Востока, неся в народ музыкальную и певческую культуру.
Воссоздание старинного русского романса стало для Нины Дмитриевны делом всей её жизни. За годы творческой работы над ними (и над собой) она исполнила множество романсов, как широко известных и давно любимых народом, так и редко исполняемых. И к каждому из них певица относится словно к открытию, находит только свои, неповторимые оттенки звучания поэтического слова и музыки. Она проживает каждый романс как историю своей жизни и умеет донести до слушателя это переживание. По её собственному признанию, для неё романс – это «объяснение в любви каждому своему слушателю». Разумеется, и они отвечают ей взаимным признанием и любовью. (Помните слова поэта: «Позвольте, я в любви вам объяснюсь высоким словом русского романса!»)
Увлекаемые пением, мы как бы поднимаемся над обыденностью, над тревогами бытия. Для каждого из нас романс – как некий талисман, хранящий тайну сердца…
О творчестве Н. Воротниковой написано немало статей по впечатлениям от её выступлений, в которых отмечается тёплый грудной тембр её голоса, его глубина и сила, артистическое исполнение каждого романса, когда певица предстаёт в образе дамы то золотого, то серебряного веков великой русской культуры.
Главное в русском романсе – его поэтическое содержание. Композиторы выбирают для создания романса самое совершенное, яркое, эмоциональное стихотворение. В нём должна быть заключена, в самой тонкой и точной форме, история человеческого чувства, высокой нравственности и чистоты. Темы старинного русского романса: любовь, разлука, счастье встречи, – всё, чем богата жизнь. Он помогает нам оставаться людьми, сохранить в душе то доброе, вечное, без чего человек не был бы человеком.
Можно сказать, что, сохраняя в романсовой форме этот маленький поэтический шедевр, Нина Воротникова совершает дело особой важности, уберегая от забвения прекрасные порывы русского сердца.
В числе авторов стихов и музыки – великие русские поэты и композиторы. Романсы созданы на стихи Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Дельвига, Тютчева и Фета такими композиторами, как Чайковский, Рахманинов, Глинка, Булахов, Гурилёв, Даргомыжский…
Есть в репертуаре Воротниковой и романсы современных авторов: нет-нет да и появляются достойные музыкального воплощения стихи, их находят наши известные композиторы, такие, как А. Петров, В. Баснер, Г. Карева, И. Шварц и другие. Другая эпоха и другая музыка, и романсы звучат свежо и сильно.
Надо сказать, что Нина Воротникова выходит на сцену не одна. Вот уже на протяжении сорока лет она поёт в сопровождении камерного трио: это Наталья Авессаломова (в её руках волшебная скрипка старинного немецкого мастера Георгия Клёца), это Наталья Тихонова, которая оживляет строгий рояль своими умными и чуткими пальцами и, наконец, Александр Тихонов, чья виолончель вторит человеческим голосом виолончельному голосу певицы. Та же «Характеристика» говорит об этом так:
«Заслугой Н.Д. Воротниковой является создание ею камерного трио, которое на протяжении трёх десятков лет сопровождает её выступления, одновременно исполняя лучшие классические произведения инструментальной музыки. Все эти годы солистка и участники камерного трио занимаются просветительской работой бескорыстно».
О том, как создавалось это творческое содружество, рассказывают легенды. Эти четверо, каждый из которых профессионал, яркая индивидуальность, одни только знают, сколько усилий было положено, сколько споров и разногласий преодолено во имя создания коллектива. Сейчас они не просто сотрудники – их дружба проверена годами. Они не могут друг без друга. Они советуются друг с другом, вместе решают любую проблему. Им сложно встретиться, потому что они трудятся «в разных ведомствах», каждый ведёт свою концертную деятельность, но под общей крышей (в старом добром значении этого слова) Иркутского областного Центра русской культуры, где музыканты чувствуют себя своими.
Директор Центра Рюрик Саляев много сделал для этого замечательного коллектива. В годы, когда науку, как и страну, начал захлестывать экономический кризис и мало кто представлял, что будет дальше, он способствовал созданию первого музыкального альбома певицы.
Нина Воротникова и камерное трио являются участниками почти всех значительных культурных событий жизни Иркутска: «Декабристских вечеров», «Дней русской духовности и культуры», концертов по случаю знаменательных дат. Они с удовольствием выступают не только в крупных концертных залах, Органном и филармонии, но и в Доме актёра, Доме писателя, в музеях и актовых залах учебных заведений и организаций.
Было даже выступление в колонии строгого режима.
И всюду восторженный и взыскательный иркутский слушатель осыпает их цветами. Случается, что для слушателей не хватает места в концертном зале. Это ли не свидетельство высокого профессионального мастерства наших исполнителей, любви народа к старинному романсу и классической музыке!
Нина Воротникова относится к своему голосу как к божьему дару; готовясь к каждому концерту, словно к священнодействию, она разговаривает со своим голосом, как с существом отдельным, живущим своей особой жизнью, умоляя его не подвести, раскрыться. Она добивается особой рельефности фразировки, необычайной выразительности вокальных образов, её пение так богато эмоционально-смысловыми оттенками… Эти особенности явились с годами труда, по мере взросления души, по мере приобретения певицей высокой человеческой мудрости. Иначе мы слышали бы заурядное пение, не оставляющее в душе следа.
А как бережно она выговаривает каждое слово романса! Её интонации многообразны, потому что чувство русской поэзии дано ей, как никому другому. Слово – это тоже инструмент для выражения собственной души, её богатства. Но самое важное – понять душу поэта…
В годы учёбы и в начале концертирования Нина Воротникова пела сопрано – так считали её педагоги и, соответственно, «тянули голос вверх». Со временем она почувствовала, что ей «неуютно» в высокой тональности, хотя голос её отличается широким диапазоном, и стала петь меццо-сопрано. Голос приобрёл глубокое грудное звучание, редкое в Иркутске. Да, пожалуй, и во всей России таких голосов – поискать. «Тембристое меццо-сопрано» – так называется ныне пение Нины Воротниковой.
Весной этого года Нина Дмитриевна выпустила свой третий альбом – лазерный компакт-диск с записью лучших произведений, прозвучавших на концертах старинного романса. В своём творческом поиске она мечтает о создании новых программ: первая должна быть посвящена возрождению (в новом прочтении!) советской песни романсового звучания (на слова Ильи Сельвинского, например), известных советских композиторов – от Блантера и Дунаевского до великого Свиридова.
Ну а мы, поклонники её доброго таланта, надеемся услышать романсы в исполнении любимой певицы в сопровождении прекрасных музыкантов: Натальи Авессаломовой, Натальи Тихоновой и Валентина Тихонова.