Особенности трёхлетнего бюджета
Главный финансовый документ Иркутской области прошёл второе чтение без особых проблем. Все поправки и замечания депутатов были рассмотрены и внесены в законопроект накануне, на заседании бюджетного комитета. Нужно отметить, что бюджет впервые был спланирован на три года и опять же впервые сформирован по программному принципу. Примерно 70% расходов будет направлено на исполнение социальных обязательств и потому уже сегодня в правительстве его называют не иначе как «социальным».
Параметры бюджета, который будет определять жизнь региона на ближайшие три года, выглядят сегодня следующим образом: доходы 2014 года запланированы в объёме 95,9 млрд. рублей, расходы – 106,2 млрд. рублей; на 2015 год – доходы 98,2 млрд. рублей, расходы – 111,5 млрд. На 2016 год – доходы 106,8 млрд. рублей, расходы – 120,3 млрд. Причём расходная часть состоит из 17 областных государственных программ. Все меры социальной поддержки жителям региона будут сохранены: только бюджет министерства социального развития на будущий год пре-дусмотрен в объёме более 17,4 млрд. рублей, включая федеральное софинансирование.
«Бюджет сложный и достаточно жёсткий», – так охарактеризовала документ министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова и добавила, что это связано, в первую очередь, с падением доходного потенциала. В 2012 году на территории области были зарегистрированы консолидированные группы налогоплательщиков, которые, исходя из действовавшего на тот момент законодательства, выплачивали налог на прибыль из совокупного дохода всех предприятий консолидированной группы, расположенных не только в нашем регионе, но и на территории других субъектов.
Однако налоговое законодательство изменилось. Теперь оно позволяет учитывать не только прибыль предприятий, входящих в консолидированную группу, но и убытки. Это первый момент. Второй – изменение конъюнктуры на мировых рынках. Идёт снижение цены на товарную целлюлозу, на золото и алюминий, являющиеся стратегическим продуктами для Иркутской области. Наконец, так совпало, что с 2014 года прекращается действие льготы по налогу на добычу полезных ископаемых для Верхнечонского нефтегазового месторождения в связи с достижением совокупной добычи сырой нефти и попутного газа в объёме 25 млн. тонн.
Поддержки много не бывает
Всего на выполнение государственных программ на трехлетний период закладывается 327,4 млрд. рублей. При этом объём социальных обязательств региона не только не снижается, но напротив, увеличивается. Это связано с тем, что до 2018 года продолжится реализация майских указов президента, которые ставят перед региональными властями три больших задачи. Прежде всего, это увеличение зарплат работников бюджетной сферы, на которое в бюджете дополнительно заложено 4,7 млрд. рублей. Во-вторых, от субъектов ждут решения проблемы доступности дошкольного образования. Существует и третья большая задача, к реализации которой мы по-настоящему ещё не приступали, – ликвидация аварийного жилищного фонда.
Но мало того, что сокращения социальных программ не произойдёт. Напротив, уже в следующем году на территории области будут реализовываться три новых меры социальной поддержки населения. Социальные выплаты будут получать люди, имеющие статус «дети войны», а также семьи, воспитывающих трёх и более детей. Наконец, новые меры соцподдержки будут введены для людей, которые взяли в семью приёмных детей. Без сомнения, основные силы социального блока правительства будут направлены на то, чтобы выполнить обязательства перед бюджетниками и найти средства на выплату повышенной зарплаты. На новые меры поддержки бюджет планирует выделить более 300 млн. рублей.
Детский сад и не только
Всё это происходит на фоне продолжающегося реформирования систем здравоохранения и образования. Стоит отметить, что с 1 января 2014 года в рамках изменений, предписанных новым Федеральным законом «Об образовании», на уровень субъектов передаются муниципальные дошкольные учреждения. Со следующего года финансирование детских садов станет зоной ответственности субъекта и будет относиться к его к расходным обязательствам. В связи с этим обстоятельством региональное правительство вводит новый вид выплаты муниципалитетам – «субвенцию на дошкольников».
– Предвосхищая вопрос о том, все ли необходимые ресурсы предусмотрены, скажу сразу: мы исходили из заработной платы, сложившейся за первое полугодие 2013 года, – предупредила Наталья Бояринова. – Мы понимаем, что фактически зарплата сложится несколько иная. Вследствие этого будет проведено уточнение областного бюджета на выплату зарплаты в полном объёме и бесперебойно.
В бюджете впервые предусмотрена субвенция на учебные расходы для дошкольных образовательных учреждений. Это средства на приобретение учебного оборудования, игрушек, канцелярии. Статья достаточно серьёзная, необходимость введения которой назрела давно.
Кстати, по результатам рассмотрения ситуации на бюджетном комитете в статью «дошкольное образование» добавлено 44 млн. рублей. «Это тоже шаг в сторону обеспечения социальных гарантий бюджета и исполнения майских указов президента», – считает министр образования Елена Осипова.
Всего на дошкольное образование в следующем году будет выделено 7,4 млрд. рублей – на 7% больше, чем в 2013 году. Но детсадовская проблема ещё долго не потеряет свою актуальность для всех. И дело не только в очереди, которую регион пока не смог ликвидировать. Новый Закон «Об образовании», кроме всего прочего, требует от воспитателей наличия высшего специального образования. У огромной части работников детсадов такого образования нет и пока неясно, каким образом будет организована учёба для этой огромной армии педагогов. Кроме того, намечается генеральная ревизия рабочих мест в дошкольном образовании, и это уже сегодня вызывает озабоченность и тревогу среди персонала, которые наверняка ещё выплеснутся за стены детских садов в будущем году.
Было бы здоровье
– Бюджет может быть только социальным, учитывая принятые нашим государством социальные обязательства, которые год от года лишь растут, – считает заместитель министра здравоохранения Александр Каневский, и он знает, о чём говорит. Увеличение финансирования только в системе ОМС составило более 3 млрд. рублей за последнее время. Если в прошлом году объём страховых взносов здесь составлял 4,1 млрд. рублей, то в этом году они уже выросли в 1,8 раза, а на 2014 год увеличение запланировано в 1,4 раза. К 2015 году объём взносов нужно довести до 15,3 млрд. рублей.
В 2014 году система здравоохранения станет, наконец, единой, потому что 1 января завершится один из этапов её реорганизации и все муниципальные учреждения перейдут на областной уровень. Два года продолжается перевод врачей и медсестёр, которые работают в школьных медкабинетах, из ведомства си-стемы образования в систему здравоохранения. В будущем году и эта процедура, наконец, закончится. В министерстве уверяют, что оснований опасаться снижения зарплаты у школьных медиков нет, и перевод из одного ведомства в другое пойдёт всем только во благо.
«В части заработной платы нам есть чем похвастаться уже в этом году, но на будущий год планка установлена ещё выше», – продолжает Александр Каневский. Согласно официальным данным, средняя зарплата врача уже достигла уровня в 43 тысячи рублей и кое-где даже перешагнула его. Это самый высокий показатель в СФО, ни в одном другом регионе у врачей не было зарегистрировано более высоких заработков.
«Бюджет – не статичный документ»
– Мы делали расчёт, согласно которому у нас вышло, что на реализацию майских указов президента до 2018 года только нашему субъекту потребуется 163 млрд. рублей, – подводит итог Наталья Бояринова. – На сегодня весь бюджет субъекта составляет сто миллиардов рублей. Значит, мы должны обеспечить два бюджета, чтобы выполнить поставленную задачу и при этом не затронуть другие расходные обязательства правительства. Однако, как бы ни был тяжёл бюджет, он достаточно устойчив и дефицит, присутствующий в проекте бюджета, обеспечен источниками финансирования.
– Бюджет легко прошёл вторые чтения, – говорит председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания Наталья Дикусарова. – Вся основная работа прошла на заседании комитета, где мы обсудили проект и внесли достаточно много поправок. В итоге могу сказать следующее: социальные обязательства обеспечены. Бюджет – не статичный документ, мы его принимаем для того, чтобы начать финансовый год. В процессе работы мы будем его менять. Сегодня у меня, как председателя бюджетного комитета, опасений по поводу социальных обязательств нет.
Наталья Дикусарова отметила, что благодаря программному подходу бюджет стал более прозрачным. Теперь вместо 80 ведомственных и целевых программ будут действовать всего 17, к тому же каждая программа будет иметь свои критерии результативности и оценить её исполнение сможет любой человек, заинтересованный бюджетным процессом, а не только подготовленный в этом деле специалист.
Во время первого чтения много копий было сломано из-за роста государственного долга Иркутской области. Как сообщила Наталия Бояринова, он связан с покрытием дефицита, который прогнозируется до 2016 года. Но если ситуация с доходным потенциалом будет меняться, необходимость в привлечении такого объёма заёмных средств отпадёт. Между тем ситуация в Иркутской области выглядит гораздо лучше, чем у соседей. Например, в Красноярском крае долг составит 52,5%, в Новосибирской области – 30%, в Томской области – 66,5%, в Кемеровской области – свыше 80%, в среднем по России 51%, а в Иркутской области – 11,2%.
Стоит отметить, что несмотря на общемировые негативные тенденции в экономике, валовый региональный продукт Иркутской области в 2012 году вырос на 8,4%. В 2013 году рост составит 7%, прогнозируется, что в 2014-м году он достигнет 8,6%, в 2015-м – 8,7%.