Изменились правила досудебного урегулирования споров
Со следующего года, согласно законодательству, разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками могут быть урегулированы без вмешательства судебных органов. В России широкое распространение получила практика досудебного аудита. О преимуществах подобного способа разрешения проблемных ситуаций и об изменениях досудебной процедуры урегулирования налоговых споров газете «Восточно-Сибирская правда» рассказала начальник ИФНС России по Правобережному округу города Иркутска Наталья Зарецкая.
– Наталья Борисовна, что такое досудебный аудит и для чего он нужен?
– Это часть системы внутреннего контроля налоговых органов, которая позволяет налогоплательщикам защитить свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к долгосрочной и дорогостоящей судебной процедуре. Мы сегодня позиционируем себя как клиентоориентированную службу, стремимся к эффективному взаимодействию с налогоплательщиками и постоянно повышаем качество своей работы. Поэтому и предлагаем налогоплательщикам решать спорные вопросы сначала с самими налоговыми органами.
Налоговый спор возникает тогда, когда налогоплательщик считает, что своим действием или, наоборот, бездействием налоговый инспектор, его руководитель или инспекция в целом нарушили его права и налоговое законодательство. Если ранее в большинстве таких случаев ему приходилось обращаться в суд, то теперь о своём несогласии он вправе заявить в налоговый орган. Все доводы будут рассмотрены объективно.
– На что чаще всего жалуются налогоплательщики?
– Большую часть споров составляют жалобы на решения, принятые по результатам налоговых проверок. В числе иных спорных вопросов – принудительное взыскание налоговой задолженности. Налогоплательщик имеет право обжаловать во внесудебном порядке любое требование, решение, постановление налоговой инспекции, как непосредственно направленное на взыскание налогов, так и имеющее обеспечительный характер. Например, постановление об аресте имущества или решение о приостановлении операций по счетам в банке. Если будет установлено, что задолженность у заявителя отсутствует или нарушена процедура взыскания, права налогоплательщика в кратчайшие сроки будут восстановлены.
Такая процедура принята в целях снижения нагрузки на судебную систему. Для обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров в этом году были усовершенствованы их правила.
– Расскажите подробнее об этих изменениях.
– С 1 января 2014 года по всем налоговым спорам введена обязательная процедура обжалования в вышестоящем налоговом органе.
Ранее обжаловать в региональном управлении нужно было только решения инспекции по налоговым проверкам. При этом жалобу на решение о неправомерной блокировке счетов в банке, отказ в возврате налогов, штрафы за непредставление отчётности в срок и т.д. можно было подавать сразу в суд. Теперь же обратиться в суд можно будет только после подачи жалобы в УФНС.
Также до 15 дней ускорена процедура рассмотрения жалоб на действие или бездействие должностных лиц налоговых органов. Увеличен с 10 дней до одного месяца срок подачи налогоплательщиками апелляционных жалоб.
– В чём цель таких изменений, на ваш взгляд?
– Государство стремится сделать систему налогового администрирования наименее конфликтной, позволяющей оперативно устранять разногласия с налоговыми органами и при необходимости восстанавливать нарушенные права.
Процедура досудебного аудита очень удобна обеим сторонам спора и имеет ряд преимуществ перед судебной тяжбой. В частности, можно сохранить в неприкосновенности деловую репутацию, так как решения не будут носить протокольного характера и не отразятся в базе данных судебной системы.
Не придётся нести значительных материальных затрат, связанных не только с уплатой госпошлины, но и с оплатой услуг юристов. Ещё один плюс – экономия времени: процессуально судебное рассмотрение более громоздко. При этом, даже если вышестоящий орган налогоплательщика не поддержит, он может учесть позицию налоговой службы и при обращении в суд более тщательно подготовиться к защите своей позиции. Появляются дополнительные возможности предъявить ранее не представленные доказательства, что обеспечит более полное и объективное рассмотрение спорного вопроса.
– Мы говорили об обжаловании официальных решений, а как ещё можно высказать мнение о деятельности инспекции или её сотрудников?
– Предлагаю воспользоваться удобным электронным сервисом «Анкетирование» на сайте налоговой службы (www.nalog.ru), где можно высказать своё мнение о работе инспекции. Через интернет-сервисы налоговая служба представляет более 30 услуг. Например, подав жалобу в центральный аппарат Федеральной налоговой службы, можно узнать информацию о ходе её рассмотрения в разделе «Узнай о жалобе».
Для тех, кто по тем или иным причинам не хочет или не может пользоваться электронными сервисами, в каждой инспекции действует телефонная справочная служба.
Кроме того, в Управлении ФНС России по Иркутской области имеется телефон доверия (3952) 28-93-87, по которому можно сообщить о неправомерных действиях и возможных коррупционных проявлениях в деятельности сотрудников налоговых органов.