Большая перемена
Российская система образования не готова к внедрению новых стандартов
Четвёртый съезд работников образования Сибири завершил свою работу в четверг. Пленарное заседание этого представительного мероприятия прошло на одной из лучших площадок Иркутска – в большом конференц-зале отеля «Кортъярд Марриотт». Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко много раз в тот день принимал слова благодарности за гостеприимство иркутской земли и прекрасную организацию мероприятия. Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский пообещал, что на основе резолюции съезда будет подготовлено обращение в Министерство образования России и в Совет Федерации.
Более 800 делегатов съезда из 13 регионов Сибири два дня работали в Иркутске в очень плотном режиме, обсуждая самые актуальные вопросы современной российской школы. В рамках съезда состоялись заседания координационного совета по образованию, зональное совещание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с руководителями органов исполнительной власти, пленарное заседание. Во время мероприятия работали 12 секций, дискуссионные и презентационные площадки, круглые столы, брифинги.
Болезнь роста
Перед школой встают новые проблемы. Например, долгое время российская система образования должна была существовать в ситуации демографического спада. Теперь перед ней стоят противоположные задачи. До 2015 года ожидается стабильный рост числа школьников на 3,3% во всех регионах Сибирского федерального округа. Быстрее других будут расти республики Алтай и Бурятия, Томская и Кемеровская области, Забайкальский край. Это потребует от регионов строительства новых школ и обновления действующих зданий. Словом, нужны большие капитальные вложения в материальную базу системы общего образования. Вопрос в том, где брать эти средства.
Заместитель председателя Комитета по образованию Государственной думы Ирина Мануйлова, участвовавшая в работе съезда, уверена, что регионы не в состоянии справиться с подобной финансовой нагрузкой.
– В 2013 году федеральный бюджет выделил 120 миллиардов рублей на модернизацию региональной системы образования, и это стало огромным вкладом в улучшение материальной базы школ, – сообщила Ирина Мануйлова. – Но в 2014 году продолжения этой программы уже нет. А обязательства, которые стоят перед бюджетами регионов, в первую очередь относительно зарплаты педагогов, достаточно велики. У меня есть серьёзные опасения, что в будущем году мы практически не сможем улучшать материальную базу наших школ. Допустить этого нельзя хотя бы потому, что стандарт основной и старшей школ требует от нас соответствующего оснащения.
Ситуация усугубляется тем, что школа в некотором смысле попала под «перекрёстный огонь» двух тенденций, усугубляющих проблему. Одновременно с демографическим бумом она должна ответить на те вызовы, которые ставит перед ней новый государственный стандарт. Кроме соответствующего уровня материального оснащения, он предполагает введение дополнительных десяти часов в учебном плане и переход на обучение в одну смену. До сих пор не решена проблема оснащения спортивной базы школ и третий час физкультуры остаётся простой декларацией о намерениях.
– Система образования не готова к внедрению новых образовательных стандартов, – заявила Ирина Мануйлова. – Никто на уровне государства не просчитал, какова потребность в местах в системе общего образования. Конечно, все говорят о том, что школ недостаточно, но конкретных цифр не называет никто. Нам необходимо это просчитать и составить чёткое понимание того, как мы будем развиваться дальше. Коль у нас средства распределяются по программному механизму и действует государственная программа развития образования на 2013–2020 годы, нужно определить, какая часть средств будет ежегодно направляться на строительство и реконструкцию школ. Мы должны чётко понимать, насколько готовим нашу материальную базу к работе по новым образовательным стандартам.
Острая педагогическая недостаточность
Новые стандарты ещё больше обостряют и без того больную для школы тему – кадровую. Прежде всего речь идёт о молодых специалистах. В некоторых регионах лишь 6% учителей относятся к возрастной категории «моложе 30 лет». Кстати, Иркутская область выгодно отличается на этом фоне, потому что у нас категория молодых учителей «весит» 16%. Если составить собирательный образ среднестатистического педагога, возраст его будет старше 40 лет. Наконец, почти критических величин достигает группа учителей пенсионного и предпенсионного возраста. Выпускники педагогических вузов не спешат работать по специальности. Уже сегодня нагрузка на учителей растёт непомерно, в будущем увеличится ещё больше, пропорционально росту количества учеников и новых учебных часов.
Чтобы решить кадровую проблему, на съезде прозвучало предложение «вернуться к системе государственного распределения выпускников педагогических и медицинских вузов, несмотря на то унижение, которое нам придётся пережить от лица мирового сообщества».
Комментируя на брифинге это предложение, Виктор Толоконский заметил, что вряд ли можно вернуться к советским методам. Уж слишком далеко мы ушли, да и современным юридическим нормам эти методы противоречат. Однако говорить о расширении контрактной системы уместно и правильно, считает полпред.
Бюджетное задание, которое сейчас получают вузы, можно частично перевести на контрактную основу. Среди контрактодержателей, например, может быть Министерство образования, которому государство отведёт квоты на подготовку педагогов. Отучившись, студент-контрактник обязуется отработать несколько лет там, где определит министерство.
– Думаю, это можно сделать, – сказал Виктор Толоконский. – Такая схема не требует дополнительных ресурсов и будет стратегически выгодна всем, в том числе и молодому специалисту. Ему гарантируют, что он сразу будет адаптирован в профессии, предоставляют жильё и иные условия, ну, а далее всё будет зависеть от него.
Контрактодержатель в этом случае будет заинтересован в том, чтобы создать достойные условия для молодого специалиста и задержать его после истечения срока договора. Можно пойти дальше и готовить студентов по той же контрактной схеме не только для бюджетной сферы, но и для бизнеса.
– Бизнес сегодня не вкладывает деньги в профессиональное образование, – продолжил Виктор Толоконский. – Если он начнёт это делать, образование получит серьёзные дополнительные ресурсы. А нам очень важно часть нагрузки, которую вынужден нести семейный бюджет студентов, переадресовать на корпоративный бюджет. Нужно понимать, что государственная казна вряд ли сможет её понести.
Из высшей школы – в детский сад
Кроме того, с 2014 года дошкольное образование станет составной частью системы общего образования. Однако, переводя дошкольников на другой уровень, новый стандарт образования выдвигает дополнительные требования. Например, наличие обязательного высшего образования для педагогического состава.
– Необходима серьёзная государственная программа, чтобы решить проблему или хотя бы понять, каким образом мы собираемся действовать, – убеждена Ирина Мануйлова. – Сегодня у нас есть целая армия педагогов дошкольного образования, которые требуемой квалификации пока не имеют. Каким образом осуществить массовую переподготовку тех, кто уже работает, как готовить педагогов, которые завтра придут в детсады, – вопрос открытый.
Отдельная тема – дополнительное образование. Без его серьёзной модернизации трудно представить себе дальнейшую работу. Особенно если учесть указ президента обеспечить всех детей дополнительным образованием к 2018 году. На 50% допобразование должно быть предоставлено за счёт бюджетных средств, в том числе и федеральных.
– Программа развития на 2013–2020 годы содержит целый ряд мероприятий, которые можно расценивать как прямой ответ на указы президента, – говорит Ирина Мануйлова. – Однако бюджет на 2014–2016 годы не содержит отдельной строчки на дополнительное образование. К этому вопросу нам ещё предстоит вернуться, потому что без финансирования мы не сможем выполнить прямой указ президента.
Вопросов поставлено много, и большая часть из них связана с финансированием. И это при том, что образование и без того сегодня является самым ёмким направлением бюджетной политики регионов, расходы на него составляют 20–25%.
– Долгое время доходы бюджетов росли, – сказал Виктор Толоконский. – Мы невольно привыкли решать проблемы простым способом – увеличивать расходы, достаточно легко брать на себя дополнительные социальные обязательства. Теперь ситуация несколько изменилась, нам нужно учиться более эффективно тратить средства, искать новые способы оптимизации расходов.
Сергей Ерощенко заметил в свою очередь, что государство безусловно заинтересовано в том, чтобы обновлялся кадровый состав педагогического сообщества, повышался престиж профессии, были созданы условия для привлечения талантливых и высокомотивированных специалистов. И инструментом в решении этих задач должен стать не только финансовый ресурс. Проблему совершенствования системы образования необходимо решать комплексно. Однако то, что делать это нужно быстро, не вызывает сомнений, потому что именно в качественном образовании залог развития и конкурентоспособности Сибири.