«Тёщиному языку» отказали в приоритете
Более 7 млрд. рублей планирует получить в 2014 году ФКУ «Упрдор «Приангарье». Средства будут выделены на капремонт участков автодорог «Вилюй» (в том числе ресайклинг), М-55 и М-53. В общей сложности отремонтировать ведомство обещает около 200 км. Однако реконструкция наиболее сложных и опасных участков на федеральных трассах, в том числе серпантина «тёщин язык» на М-55, перенесена на 2015-2016 годы. Не идёт пока речь и о строительстве объездов вокруг крупных городов Приангарья – Усолья-Сибирского, Куйтуна и Тулуна.
За 2013 год управление освоило 6,3 млрд. рублей. Были построены 15 км автомобильных дорог с закрытием гравийных разрывов в Тулунском (1465–1469 км) и Тайшетском (1251–1261 км) районах. Реконструированы 29 км на трассе М-53 «Байкал» в Зиминском (1625–1636 км), Заларинском (1653–1663 км), Черемховском (1731–1738 км) районах, а также на автодороге «Вилюй» в Нижнеилимском (380–399 км) и Усть-Кутском (525–534 км) районах. Ещё около 100 км отремонтировано на трассе М-53 в Нижнеудинском, Тулунском, Заларинском и Аларском районах; на М-55 «Байкал» в Шелеховском (21–29 км) и на «Вилюе» в Братском районах. Ремонт сети этих дорог включал и обустройство 13 мостовых переходов.
– Одна из наших задач – обход населённых пунктов. Сегодня в регионе транспорт, фуры ездят через деревни, решить проблему планируется за 2015–2017 годы. При вводе участка дороги в Тайшетском районе мы смогли обогнуть два населённых пункта – Облепиха и Разгон. Деревни удаётся оставить в стороне, когда мы делаем гравийные разрывы, – комментирует начальник ФКУ «Управление автомагистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства» Олег Шандрук. – Ещё один переезд, в Нижнеудинске, планируется закрыть в 2015 году. В итоге на нашей трассе останется всего два переезда на участке от Иркутска до Тулуна. Они сейчас включаются в федеральную целевую программу.
Куда проблематичнее будет решить проблему с объездом крупных городов, отмечает Шандрук. Один из приоритетных проектов сегодня – глубокий обход Усолья-Сибирского. Он должен начинаться от моста через Китой и выходить перед Средним. Таким образом в стороне от трассы останется не только Усолье, но и Тельма. На всём участке этого объезда потребуется создать также около восьми искусственных сооружений. Цена вопроса проектирования дороги – около 50 млн. рублей. «Я уже не говорю про стройку – там очень значительные суммы. Об этом пока рано говорить, мы даже не получили задания на проектирование», – отметил Олег Шандрук. Следующими по важности называют в управлении обходы Куйтуна, Тулуна и Нижнеудинска.
На дорогу «Вилюй», которая перешла к ведомству недавно, в 2012 году выделено всего 75 млн. рублей, тогда деньги были затрачены на апробирование метода холодного рейсаклинга (для ремонта дорог на месте повторно перерабатывается старое дорожное покрытие). В 2013 году инвестиции из федерального бюджета увеличились в 10 раз – было выделено 750 млн. рублей, за этот год было ликвидировано 4 км гравийного разрыва (подрядчик ЗАО «Труд»). Представители Росавтодора поставили задачу перед подразделением по трассе «Вилюй» за четыре года ликвидировать здесь все гравийные участки. Сегодня остаётся ещё три таких отрезка: один (11 км) переходит с 2013 года на следующий, два шестиметровых будут сданы в 2015-м.
Руководитель управления поделился планами на 2014 год. Общий объём финансирования на ремонт, капремонт и строительство, как ожидают в регионе, составит порядка 7 млрд. рублей. Сумма в 6,3 млрд. в федеральной программе уже запланирована, ведомство получило техзадание по данному финансированию. «Но это не предел, ждём добавку», – говорит Шандрук.
Речь идёт, в частности, о капремонте 200 км по всем трём дорогам – «Вилюй», М-55 (капремонт выше участка «тёщин язык»), М-53. Предусмотрены такие виды ремонта, как тонкослойное покрытие, поверхностная обработка дорог. Обещают дорожники провести и реконструкцию аварийного путепровода на 96 км по М-55. На этой же трассе планируется создать шесть дополнительных полос (уже получено техзадание) общей длиной 10 км. «Дополнительные полосы показали себя неплохо на тех отрезках, где мы их сделали. Нам за три-четыре года надо успеть сделать эту «отдушину» на своих участках, чтобы потом поток транспорта, который постоянно растёт, не тормозился. Сейчас ситуация выглядит так: по трассе идёт фура, а за ней сразу тянется прицепом километр легковых машин, они не могут обогнать большегруз, – говорит чиновник. – Первый участок дополнительной полосы, чтобы машины могли максимально расходиться, планируется сделать в районе Чистых Ключей (саму дорогу здесь отремонтировали в 2013-м). Второй – в районе «Каретного двора», там также надо расширять дорогу, чтобы легковой транспорт мог обгонять и уходить безболезненно».
Стоит заметить, что введение дополнительных полос не везде решило проблемы: на выезде из Иркутска (в районе жилого посёлка Луговое) были проведены такие работы, но пропускной способности всё равно недостаточно для интенсивного движения. «Всё, что возможно, на этом участке сделано. Но, увы, сегодня плотность движения очень высока, особенно на участке от Иркутска до Шелехова. Дорога пре-вращается во внутригородскую. Большего там сделать практически невозможно», – заявил Олег Шандрук.
К более глобальной стройке на М-55 планируется приступить не ранее 2015-2016 годов. Это такие объекты, как серпантинный участок дороги 47–55 км «тёщин язык»; участок 26–47 км за Мотами (проект готов, находится на экспертизе, предварительно включается в ФЦП на 2016 год); серпантин в районе Култука на отрезке 96–100 км. «Стройка откладывается. Ситуация в экономике страны неоднозначная, большие средства приходится сейчас направлять на Дальний Восток, где из-за наводнения разрушены дороги», – объясняет руководитель ведомства. По его подсчётам, средняя стоимость строительства составляет 1,3 млрд. рублей на 10 км дороги, включающие путепровод. Однако если говорить про конкретные проекты, то, например, участок серпантина в Култуке окажется намного дороже – там потребуется серьёзно менять ландшафт.
Технологии
Применение автоматизированной системы метеорологического обследования начато ФКУ «Управление автомагистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства».
Как рассказал глава ведомства Олег Шандрук, эта новая технология используется управлением для повышения безопасности. Система позволяет оперативно получить текущие данные и кратковременный прогноз метеоусловий на федеральных дорогах области, контролировать транспортно-эксплуатационное состояние полотна в режиме онлайн. «Мы можем принимать оперативные меры по очистке проезжей части от снега», – поделился Шандрук. Система может также отслеживать, в каких местах на дорогах образовались транспортные заторы (обзор устройства – 30 км в радиусе). Сегодня в Приангарье работают 13 постов метеорологического контроля. В 2015 году будут функционировать 46 станций.