«Подлежат безусловному строительству»
ИЭСК не откажется от строительства значимых объектов, несмотря на замораживание тарифов на передачу электроэнергии
Правительство РФ решило в 2014 году сохранить тарифы на передачу электрической энергии на прежнем уровне. Для электросетевых компаний это означает, что понадобится существенно корректировать инвестиционные программы. В руководстве ИЭСК отмечают, что придётся ужесточить критерии для отбора первоочередных проектов, однако подчёркивают: те линии и подстанции, строительство которых уже начато, будут сданы в обязательном порядке. То же касается особо значимых объектов, согласованных с правительством Иркутской области и включённых в так называемую «губернаторскую программу».
«Раньше тариф на передачу для нас рассчитывался, исходя из экономически обоснованных расходов, однако несколько лет назад произошёл переход на долгосрочное регулирование – метод индексации, при котором происходило ежегодное увеличение на уровень инфляции, – рассказал на пресс-конференции директор по экономике и финансам ОАО «Иркутская электросетевая компания» Алексей Хвостов. – Однако в 2011 году, после майского перерегулирования всей энергетики, мы получили тарифы по принципу «инфляция минус». Иными словами, власти просто вычитали из прогнозируемого на следующий год уровня инфляции несколько процентных пунктов и увеличивали стоимость передачи электроэнергии на следующий год, исходя из получившегося значения. Цель такого новшества была понятна – не повторить резкого скачка тарифов на электричество, который вызвал волну возмущения в 2011 году.
Близко к нулю
По такой схеме ИЭСК работала в 2012-2013 годах. Принцип «инфляция минус» Федеральная служба по тарифам применила при расчёте предельно допустимого индекса роста цен на тепло, воду и электричество на 2014 год. Он, напомним, един для всех российских регионов – 4,2%, – тогда как прогноз инфляции составляет 6%.
В то же время тарифы на передачу электроэнергии было решено заморозить, так что с 1 июля следующего года они останутся прежними. Такой шаг был предпринят для того, чтобы стимулировать промышленность, наиболее уязвимую в условиях экономического кризиса. Для тех, кто занимается строительством сетей, это означает только одно – придётся сокращать расходы, ранее заложенные в инвестиционных программах.
Корректировка затронет и долго-срочную инвестпрограмму Иркутской электросетевой компании, которую Министерство энергетики РФ утвердило 30 сентября 2011 года. Её действие рассчитано на 2012–2016 годы, общий объём инвестиций в строительство, реконструкцию и обеспечение надёжности работы линий и подстанций изначально оценивался приблизительно в 30 млрд. рублей. При этом минимальные затраты в пересчёте на один год в утверждённом и ещё не скорректированном Минэнерго документе составляли 6,45 млрд. рублей, максимальные – 7,764 млрд. рублей. «Если все годы существования были прибыльными для нашей компании, то в этом году, скорее всего, мы будем фиксировать либо убытки, либо показатели, близкие к нулю, – констатировал генеральный директор ИЭСК Борис Каратаев. – И в 2014-м, учитывая нулевой рост тарифов, ситуация не изменится».
Каким станет нынешний финансовый год, в компании пока сказать не берутся: Хвостов отметил, что это будет зависеть от ситуации на рынке электроэнергии в четвёртом квартале. Если она окажется благоприятной – электропотребление, а с ним и объём передаваемой электроэнергии возрастёт незначительно, а цена электричества, которое приходится приобретать для компенсации потерь в сетях, сильно не увеличится, – то можно будет надеяться на небольшую прибыль в пределах 50 млн. рублей. Если нет, вероятен убыток, который оценивается в 200–250 млн. рублей. В любом случае ИЭСК направила в Минэнерго корректировку долгосрочной инвестпрограммы ещё до того, как было принято окончательное решение о замораживании тарифа на передачу. Согласно ей затраты на 2013 год пришлось сократить на 2 млрд. рублей, на 2014-й – на 310 млн. рублей. Снижение расходов намечено и на следующие два года. «Мы обратились в Минэнерго ещё до принятия окончательного решения о замораживании тарифов, – подчеркнул Каратаев. – И на сегодняшний день видим, что, наверное, придётся 2015 и 2016 годы урезать процентов на тридцать».
«Подстанция вперёд паровоза»
В таких условиях придётся ужесточить отбор приоритетных проектов, которые подлежат реализации в рамках инвестиционной программы. «Будем ставить более жёсткие условия по срокам загрузки вновь построенных объектов, – добавил гендиректор ИЭСК. – Теперь не будет такого, чтобы мы построили линию или подстанцию, а потом пять лет ждали потребителя». Однако сокращение не затронет проекты, жизненно важные для развития территорий Иркутской области. В особенности это касается тех линий и сетей, что учтены в перечне приоритетных объектов энергетики, согласованном с региональным правительством, который сами сетевики называют «губернаторской программой». «Мы сами ввели это понятие, но оно не совсем правильное, – напомнил Каратаев. – Почему-то многие считают, что раз программа губернаторская, то нам дают деньги из бюджета [на её реализацию]. Ничего подобного – это те объекты, которые мы согласовываем с правительством Иркутской области и которые в любом случае подлежат безусловному строительству. При каких-то корректировках их никогда не снимают».
Один из подобных объектов – подстанция 220/110 кВ «Восточная», которую возводят на выезде из иркутского предместья Рабочее в сторону посёлка Плишкино. Построят её для того, чтобы разгрузить существующий центр питания правобережных районов областного центра и населённых пунктов вдоль Байкальского тракта – подстанцию 220/110 «Байкальская». Дело в том, что последняя перегружена и у неё практически нет резервов мощностей. По этой причине «Байкальская» включена в список «узких мест» региональной энергосистемы, который содержится в Схеме и программе развития электроэнергетики Иркутской области на 2014–2018 годы. С появлением «Восточной», чья пропускная способность составит 500 МВА, с неё снимут нагрузку, которую дают бурно развивающиеся территории вдоль Байкальского тракта, в том числе участки под застройку, право на аренду которых было разыграно на аукционах Фонда развития жилищного строительства. Высвободившиеся трансформаторные мощности задействуют для нужд Иркутска.
К «Восточной», в свою очередь, подведут линию на 220 кВ от подстанции «Иркутская», которая расположена в Ангарске. В сторону Листвянки от неё уйдёт двухцепная ЛЭП на 110 кВ. В районе ресторана «Рыцарский двор», который расположен на 11 км Байкальского тракта, её присоединят к линии, в настоящее время запитанной от «Байкальской». Саму «Восточную» поэтапно введут в строй в 2014-2015 годах: сначала запустят один трансформатор на 250 МВА, затем второй. «Оборудование уже заказано, оно начнёт поступать до конца нынешнего года и будет сразу уходить в монтаж, – сообщил руководитель ИЭСК. – То есть подстанция идёт впереди паровоза». Кстати, к настоящему моменту на стройплощадке уже проведена выемка грунта и началась закладка фундаментов для трансформаторов и другого оборудования. Для того чтобы выполнить эти работы, строителям пришлось снимать двухметровый слой торфа и замещать его грунтом. Каков бы ни был объём работ, можно с уверенностью сказать: первый пусковой комплекс «Восточной» заработает в следующем году. Тогда же планируют запустить подстанции 110 кВ в Пивоварихе и Патронах. Максимум через полтора года в районе Байкальского тракта должны заработать ещё две новые подстанции, которые расположатся в Бурдаковке и Новолисихе.
В планах на 2014 год значится завершение работ по замене провода на транзитной линии между Иркутском и Ангарском. Инвестпрограмма также предусматривает строительство новых подстанций на 35 кВ в посёлках Дзержинск и Худяково, расположенных вблизи областного центра. Кроме того, в следующем году будет введён ещё один объект из приоритетного списка, согласованного с региональным правительством, – первый пусковой комплекс ПС 220/35/10 «Соболиная», который включает один трансформатор, распределительное устройство и короткую двухцепную ЛЭП. Предполагается, что подстанция станет центром питания для объектов особой экономической зоны «Ворота Байкала», которые разместятся в Байкальске.
Говоря о том, что будет введено в строй в ближайшие годы, в ИЭСК пока не называют конкретные объекты, которые придётся исключить из инвестиционной программы в силу замораживания тарифов, – их перечня ещё попросту нет. «Определение источников финансирования после установления тарифов – живой процесс, – резюмирует Каратаев. – Дай бог, установят какой-то тариф на один год, тогда мы составим и отправим в Минэнерго ещё одну инвестпрограмму. Тогда уже через год, наверное, я смогу пригласить [журналистов] и сказать достаточно чётко, что мы убрали».