издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сейсмоустойчивость под сомнением

Дома 1960–1970-х годов постройки в Иркутской области сейчас разрушаются и без серьёзных нагрузок. Поэтому шанс выстоять при землетрясении в 8-9 баллов у «хрущёвок» невелик, считают проектировщики и учёные Приангарья. Между тем Иркутская областная программа по сейсмобезопасности, стартовавшая в 2011 году, подходит к завершению уже в 2014-м. Реальные мероприятия в регионе, сейсмичность которого составляет, по последним исследованиям учёных, 9 баллов, так и не проведены. Этот факт не без сожаления констатируют собеседники «Сибирского энергетика».

Минфин региона нашёл возможность увеличить под конец 2013 года объём финансирования областной программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Иркутской области». К 680 млн. рублей, предусмотренным на текущий период, добавлено ещё 116,9 млн. Средства планируется направить на объект, пострадавший при землетрясении 2008 года, – школу в посёлке Култук. Кроме этого в программе пре­дусмотрено финансирование мероприятий по Ангарскому водоканалу.

Самые опасные

Учёные и представители строительной отрасли предлагают обратить внимание и на другие объекты. Речь идёт о жилых домах, построенных в Иркутской области в 1960–1970-х годах прошлого века. Сегодня они с точки зрения сейсмобезопасности не выдерживают критики экспертов. Всего по региону таких зданий более тысячи. В Иркутске подобные объекты сосредоточены на бульваре Постышева, в микрорайонах Юбилейный и Ново-Ленино. Собеседник «Сибирского энергетика» главный конструктор ОАО «ИркутскгипродорНИИ» Дмитрий Родионов отмечает: «Эти дома запроектированы и построены при полном несоответствии современных СНиП­ов. В итоге сегодня возникают прецеденты в пятиэтажках на Постышева. Фундаменты здесь настолько проседают, что разница внутри одной квартиры между наружной и внутренней продольной стенами составляет 13 см. Для панельных домов это недопустимо!» 

Результаты исследований, проведённых группой учёных из Института земной коры СО РАН, тоже не радуют: «Наружные стены домов, построенных в 1960–1970-х, сейчас разрушаются без землетрясения. Особенно в Ангарске. Некоторые из них не выдержат и 6 баллов».

В Ангарске под категорию «плохих» попадает несколько сотен домов. К ним относится серия 1-335с, некстати модифицированная у нас в Иркутской области. Панельные стены этих объектов сделаны из газозолобетона толщиной 30–40 см. Это самая простая технология домостроения, материал тёплый, но, к сожалению, недолговечный в наших условиях. Через 50 лет он практически теряет свои первоначальные свойства, отмечают специалисты института. Сначала предполагалось такие конструкции делать с двухслойными наружными стенами: «скорлупа» из тяжёлого железобетона – оболочка стеновой панели и только потом уже панели из газозолобетона. В Ангарске же конструкцию решили облегчить, поэтому наружные стены остались без «скорлупы».

Из упомянутых «плохих» ангарских домов есть и те, что вовсе находятся за пределами такой характеристики. «Шаткими» их делают потолочные железобетонные балки, опирающиеся на наружные стены. Из-за этой дополнительной нагрузки, которой, по идее, быть не должно, прочность стен уменьшилась почти в три раза. Чуть позже ошибку в Ангарске попытались исправить. В итоге постройки 1970-х годов в городе отличаются от первых домов этой серии: для усиления конструкции строители начинают использовать дополнительные железобетонные опоры. 

Напомним, на момент принятия программы в 2011 году речь шла о том, что на сейсмоусиление одних только «хрущёвок» 1960–1970-х годов постройки из региональной казны планировалось выделить порядка 3,4 млрд. рублей. Но по факту работы по усилению жилья в регионе так и не начались. Именно поэтому собеседник «СЭ» не берётся прогнозировать, что будет с иркутским и ангарским жилфондом ещё через лет 10–20.

Власти Ангарска соглашаются: обследование и ремонт домов необходимы, но выделять средства на это в ближайшие три года муниципалитет не планирует. По словам председателя городской Думы Андрея Истомина, сегодня такие объекты по жилищному законодательству являются собственностью жильцов, они и должны финансировать мероприятия. «Недавно к нам в администрацию поступило предложение от сотрудников Института земной коры СО РАН. Они обещают провести полное обследование двух домов серии 335 – это самые старые «хрущёвки», которые есть в городе. Один из объектов представители ИЗК предлагают «потрясти»: используя специальное оборудование, создать на дом нагрузку, сопоставимую с 7-8-балльным землетрясением. Все работы специалисты института оценили в 12 миллионов рублей. Но мы не можем себе позволить выделить такую сумму из городского бюджета только на испытания», – рассказывает Андрей Истомин. Финансирование этих работ, по замечанию председателя Думы, может быть расценено прокуратурой и КСП как неэффективное использование бюджетных средств. 

Тем временем в Иркутске пока при финансовом дефиците приходится ограничиваться капремонтом: подрядчики, как правило, укрепляют торцевые стены на каждом здании, обшивая их металлом. Такие объекты можно увидеть по улице Баумана.

«Укреплять нельзя сносить»

Дмитрий Родионов отмечает: наиболее рациональный вариант для Иркутска – сносить дома такого плана. Только, чтобы сносить, надо предоставить взамен новое, что сегодня едва ли выполнимо.

Но даже сейсмоусиление старых зданий связано с таким количеством проблем, которое ставит под сомнение рациональность этого чуть менее затратного варианта. Ведь для начала надо оголить фундамент, усилить основание дома, проверить грунты. «А что такое откопать фундамент, если у тебя стоит здание, где проживают люди? Потребуется их временно расселять», – рассказывает эксперт. По предложению Дмитрия Родионова можно попробовать создать в районе Ново-Ленино городок (его можно использовать неоднократно) для расселения людей на период демонтажа и строительства нового жилья. «Возьмём для примера опять же объекты на бульваре Постышева. На мой взгляд, самый хозяйственный подход – пока людям предоставлено временное жильё, демонтировать пятиэтажки и на их месте без обследования и ремонта (сейсмоусиления) построить уже девятиэтажные дома, включая инфраструктуру застройки. Не забыть также перебрать вокруг все теплосети, заменить их на новые. Ведь сейчас ремонтировать их приходится по два раза в год. Такой подход обойдётся относительно дёшево по сравнению с лечением старого дома и будет сейсмостойким, современным плюс энергоэффективным», – делится собеседник газеты.

Обсуждается среди экспертов отрасли также возможность усиления здания с помощью надстройки на нём ещё одного этажа – некого подобия коронки, которая ставится на старый расшатанный зуб. Но широко применять такой вариант проблематично – сначала всё равно потребуется детально изучить фундамент строения и, если необходимо, его укрепить. 

Весьма любопытный, но не столь бюджетный вариант сейсмоусиления использовался на здании Госбанка в Иркутске. Между фундаментом и зданием проложены металлорезиновые опоры. Опоры гасят сейсмическую силу, что снижает нагрузку на здание. К ним необходимо обеспечить постоянный доступ, чтобы можно было отслеживать и устранять неполадки. «Но это дорогое удовольствие – при готовом объекте провести такую работу. Здание банка попадало под статью историко-культурного наследия, что позволило привлечь федеральное финансирование. Ну и, кроме того, банк всё-таки может себе позволить подобные затраты в отличие от муниципалитета или жильцов «хрущёвок», – замечает Дмитрий Родионов. 

В целом же известные на сегодня варианты усиления домов 335-й серии так безболезненно не провести – придётся вмешиваться во внутреннюю планировку, уточняет собеседник «СЭ». При этом надо учитывать, что далеко не каждый пустит к себе в квартиру проектировщиков и экспертов даже для обследования.

Проверку пока не прошли

С начала нового этапа домостроения в Иркутске не прошло и 20 лет. А значит, настоящей проверки на прочность стихией и природными явлениями у современных зданий ещё не было.

Проверить ход строительства сложно и контролирующим органам: застройщики на свои площадки, как правило, просто так не пускают. Причём иногда под самыми невероятными предлогами.

Среди современных зданий с точки зрения безопасности на первое место Дмитрий Родионов ставит сооружения с монолитными железобетонными стенами (хотя есть свои минусы – жилец уже не сможет сделать перепланировку, отмечает эксперт). Правда, в Иркутске предпочтение отдаётся другой технологии – каркасной. 

Подверг критике эксперт современные решения, которые применяют застройщики для сооружения наружной части стен. В погоне за популярной сейчас тенденцией – энергоресурсосбережением – они зачастую пренебрегают вопросами сейсмобезопасности. «Большинство новостроек имеют навесной фасад. При ближайшем рассмотрении наружных стен можно заметить, что он уже деформирован. А ведь у нас пока нет хотя бы 15-летнего наблюдения за такими зданиями. Так, может быть, снизить для сейсмоопасных регионов коэффициенты по энергоэффектвности, а не заставлять их выполнять на все 100 процентов?» – предлагает задуматься представитель проектной организации. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры