издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Тот самый месяц, который кормит год»

  • Автор: Евгений КРЕЧЕТОВ

Именно такое время, по мнению депутата Думы Иркутска Олега Геевского, наступило сейчас, когда идёт активная подготовка основных законов в регионе – бюджета Иркутской области и бюджета областного центра на 2014 год.

– Олег Анатольевич, накануне выборов в Законодательное Собрание области вы, помнится, высказали своё мнение о проблемах Иркутска вообще и левого берега в частности, а также о перспективах ваших коллег, идущих в региональный парламент, чтобы решать эти проблемы. Ваша оценка ситуации?

– Конечно, я рад, что два из трёх депутатов городской Думы, представлявших избирателей левого берега, – Андрей Лабыгин и Алексей Красноштанов – прошли в Законодательное Собрание, а третий, Михаил Корнев, составил по-настоящему серьёзную конкуренцию фавориту предвыборной гонки. Но уверен, что город может рассчитывать, конечно же, на всех, кому иркутяне доверили свои голоса на недавних выборах, включая представителей различных партий.     

– Мне бы вашу уверенность. На региональном уровне принят закон о межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты, и по новой формуле налоговых отчислений, принятой в этом законе, Иркутск лишается примерно 2,3 миллиарда рублей. Конечно, в результате передачи на баланс области дошкольных учреждений городской бюджет освобождается от нагрузки ориентировочно в 1,5 миллиарда рублей, но разрыв всё равно существенный – 800 миллионов рублей. И это наверняка приведёт к сокращению финансирования ряда важных городских программ. Кто-то даже называет это катастрофой…

– Первое ощущение от нового закона действительно было такое – «Зарезали!». И понятна жёсткость в выступлении мэра Иркутска Виктора Кондрашова. Понятны были эмоции, переполнявшие депутата Алексея Красноштанова, а он, напомню, даже пообещал выйти из состава «Единой России», если город будет оставлен на своеобразной финансовой обочине. Думаю, они посчитали, что иначе поступить не могут, не имеют морального права. Это ведь абсолютная правда: по официальным данным, население Иркутска составляет 24% всего населения области (а неофициально в нашем городе живет ещё больше людей), тогда как доля городского бюджета вдвое меньше этой цифры. 

– Тот же Красноштанов приводил данные, что на каждого иркутянина из бюджета приходится 21482 рубля в год, а на каждого жителя остальных населённых пунктов – 49008 рублей. Понятно, что есть совершенно депрессивные районы, которые нужно искусственно поддерживать, но разрыв в бюджетной обеспеченности между этими территориями и Иркутском слишком велик. Разве нет?

– Мы все понимаем, должны, во всяком случае, понимать, что Иркутск – столица, но не единственный город в Приангарье. В регионе масса проблем, и основная задача региональных парламентариев – развитие всей территории. Но и искусственное притормаживание Иркутска как города, который «разогнался» и развивается быстрее остальных, вряд ли кому-то нужно сегодня. Да и зачем это?

– И что собирается делать городская власть, в том числе вот вы, депутаты?

– Поддержу позицию Андрея Лабыгина, высказанную на сессии ЗС: не имеет смысла подвергать обструкции новый закон, тем более что нет (и не было, насколько я знаю) реальных предложений по изменению формулы отчислений НДФЛ и так называемой «вменёнки», которые устроили бы всех. Закон сейчас принят, и это, как говорят в подобных случаях, закон. Его нужно исполнять. Но это точно не тупик. И нужно искать ходы в рамках уже заданных обстоятельств, причём искать оперативно. 

Именно поэтому по инициативе председателя Думы Иркутска Александра Ханхалаева в минувший четверг состоялось расширенное заседание думской комиссии по бюджету. Кроме депутатов Думы в работе комиссии приняли участие руководители и профильные специалисты администрации города. А с докладом о параметрах городского бюджета на 2014 год выступила председатель комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Светлана Литвинова. Состоялось серьёзное обсуждение того, как и за счёт чего сформировать такой бюджет, который позволил бы городу не просто сохранить достигнутое, но и развиваться.   

– И за счёт чего, если не секрет?

– В том числе за счёт более плотного взаимодействия с региональными властями, с региональным и федеральным бюджетами. Это возможно: ничего страшного или, как вы говорите, катастрофического на самом деле не происходит. Если мы вовремя и толково сформируем предложения и подготовим соответствующую документацию, то у нас есть реальные шансы попасть в различные региональные и даже федеральные (с помощью региональных властей) программы, связанные с реформированием ЖКХ, ремонтом и строительством дорог, переселением людей из ветхого и аварийного жилья и другими направлениями городской жизнедеятельности.

– А как вы относитесь к заимствованиям? На сессии ЗС администрацию Иркутска довольно активно критиковали за то, что она не берёт заёмы, а потому не использует все возможности для ведения более активной финансовой политики и, следовательно, для развития.

– Моё личное мнение: заимствования нужны, но именно и только тогда, когда речь идёт о программах развития, а не о проедании этих денег или ликвидации кассового разрыва. За счёт таких заимствований у города действительно могут появиться новые возможности.

Ну и помимо этого Иркутск реально может рассчитывать на ощутимое финансовое наполнение закона об областном центре. Этот закон принят довольно давно, однако сказать, что он определяет жизнь в городе, конечно, нельзя даже условно. Между тем я убеждён, что решение проблем, существующих в нашем городе, может быть найдено в рамках такого тесного и мотивированного взаимодействия с областью.

– Что значит «мотивированного»?

– Понятно, что сегодня никто городу ничего просто так давать, то есть дарить, не будет. Не то время. Да и любопытно было бы посмотреть, где такие подарки вообще делают. Мы должны показать проблему и то, как мы собираемся её решать. Также необходимо обосновать свой запрос на получение финансовой помощи и вдобавок оформить все документы необходимым образом. Скажем, сегодня на повестке дня в Иркутске один из самых острых вопросов – изменение транспортной, логистической схемы. В одиночку, самостоятельно городу ни за что не решить в обозримом будущем проблему пробок, развязок и прочего. Только развязка в районе Ушаковского моста потребует несколько миллиардов рублей. А у нас должен быть предусмотрен ряд мер в этом направлении. И без помощи региона тут никак не обойтись. 

– Вот вы говорите: город должен сделать… Но в адрес администрации города в СМИ буквально сыплются обвинения в том, что она не уделяет должного внимания некоторым чрезвычайно важным аспектам городской жизни. Может, ей и не до города вовсе?

– Ну давайте не будем уходить в какие-то крайности! Администрация города допускала ошибки, но покажите мне управленца, который этого избежал? Обвинять нынешнего мэра в том, что он не заинтересован, чтобы родной город процветал, как минимум нелепо. И на сессии ЗС он, между прочим, был единственным среди мэров крупных городов Приангарья, кто встал и выступил, хотя эти города тоже в финансовом смысле пострадают от нового закона. И применительно к развитию сети дошкольных учреждений, например, критика в адрес мэра неоправданна. Судите сами: в 2011 году мы сдали в эксплуатацию два детских сада, через год – уже пять детсадов. В 2013 году появится три детсада. На следующий год есть возможность ввести в эксплуатацию четыре детских сада и четыре пристроя, позволяющих значительно расширить действующие детсады. В 2014 году будет начата работа по привязке проектной документации дополнительных 10 пристроев, а на 2015 год намечено выделение земельных участков и разработка проектно-сметной документации для 10 совершенно новых детсадов. 

– А вот с подачи министра образования Иркутской области Виктора Басюка ходят разговоры, что город буквально игнорирует предложения региона о софинансировании этой работы…

– Не исключаю, что Виктора Стефановича просто неверно информировали. Или представители администрации Иркутска вовремя не поставили его в известность, что в 2013 году детсады построены на основе софинансирования городского и областного бюджетов, а на следующие годы заявки на софинансирование уже поданы в областную администрацию. Другое дело, что мы в идеале рассчитываем при этом на изменение условий софинансирования. До сих пор пропорции финансовых вливаний были равными с каждой стороны. Но с учётом реалий, обозначенных новым законом о нормативах налоговых отчислений, справедливо будет, на наш взгляд, если областная казна возьмёт на себя более существенные обязательства. Это станет эффективной помощью для того, чтобы быстрее ликвидировать дефицит мест в детсадах. 

– И вы надеетесь на то, что город способен всё-таки найти понимание на региональном уровне? Способен не просто разговаривать, но и договариваться?

– Ну не поверю я, чтобы для руководства области, для депутатов регионального парламента Иркутск, где многие родились и где сегодня точно живут 80% из них, является городом, который, как говорят в подобных случаях, «мимо пробегал». И наверняка все они прекрасно понимают значение Иркутска для региона в целом. Так что общий язык для решения проблем нашего главного города мы непременно найдём. Но со своей стороны, конечно, обязаны правильно, хорошо подготовиться к такому «разговору», обязаны найти убедительные аргументы в виде, повторюсь, проектов, расчётов и так далее.

– Так в ноябре уже состоится первое чтение регионального бюджета! Это вообще реально – успеть подготовиться?

– Это нужно сделать. И иркутские депутаты готовы оказывать администрации города любую помощь в этой работе, любую. У нас остался всего месяц, но этот тот самый месяц, который год может прокормить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры