издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Повысить и улучшить

Региональные власти определились с приоритетами в экономике

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Более 52,3 млрд. рублей, возможно, получат приоритетные отрасли экономики Приангарья с 2014-го по 2020 год. Соответствующую государственную программу поддержки одобрило правительство Иркутской области в минувший понедельник. Значительный вклад в господдержку, как предполагается, поступит из внебюджетных источников, причём 85% общей суммы будет направлено в сельское хозяйство, остальное достанется туризму и малому бизнесу.

На прошлой неделе правительство региона одобрило проекты областных программ «Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики» и «Развитие инвестиционной и инновационной деятельности» на 2014–2020 годы. К приоритетным сферам разработчики документа отнесли сельское хозяйство, туризм и малый бизнес, сообщил министр экономического развития области Руслан Ким. 

По оснащённости техникой и технологиями в сельском хозяйстве Приангарье отстаёт не только от западных, но и от других сибирских регионов, отметил министр. Ещё одна проблема – ограниченный доступ сельхозтоваропроизводителей к рынку. Это значит, что  необходимо развивать инфраструктуру не только заготовки и производства, но и внутреннего потребления: «Мы говорим о сельхозрынках, поддержке местных производителей в торговых сетях, создании сети агротехнопарков», – уточнил чиновник. Село получит 85% от общей суммы господдержки. Из 52,3 млрд. рублей областной бюджет вложит 15,1 млрд., 1,7 млрд. – средства, которые планируется привлечь из федерального бюджета, 35,5 млрд. рублей – деньги из внебюджетных источников.

Отрасли, получившие статус приоритетных, переходят из программы в программу, отмечает руководитель Иркутского регионального отделения «Деловой России» Олег Яценко, при этом вложения в сельское хозяйство пока не демонстрируют желаемого эффекта. Однако это необходимая мера, которая обеспечивает продовольственную бе-зопасность региона. «Хотелось бы, чтобы поддержку получали действительно эффективные хозяйства среднего размера, поскольку сейчас деньги выделяются или начинающим предпринимателям, или очень крупным компаниям, – говорит собеседник издания. – Средним хозяйствам, которые устанавливают современные перерабатывающие линии, отработали бизнес-подходы, тоже нужно дать шанс».

«Остальные бюджетные инвестиции (кроме сельского хозяйства. – «Конкурент») незначительны», – констатировал Ким. Вторая недостаточно развитая отрасль – туризм. Ему не хватает в первую очередь со-временной инфраструктуры. Нужны дороги, новый аэропорт в Иркутске, цивилизованное обслуживание судов в акваториях Байкала и Ангары, напомнил министр. Пока для развития этой приоритетной отрасли зарезервировано недостаточное количество рекреационных земель в районах, привлекательных для туристов. Среди целей подпрограммы – расширение границ особой экономической зоны в Слюдянском районе, распространение новых видов туризма – сельского и экологического – на территории всей области. Закрытие Байкальского ЦБК – знаковое событие, которое открывает новую эру в развитии туризма на Байкале, считают эксперты, поэтому выбор этой отрасли вполне логичен, как и поддержка малого бизнеса, который важен для экономики любой страны. Сферу малого и среднего предпринимательства ожидает продолжение «планомерной работы с федеральным центром в вопросах участия в федеральных программах». 

В числе показателей, по которым планируется измерять успешность господдержки, Руслан Ким назвал ежегодный прирост продукции (в сельском хозяйстве) и инвестиций, увеличение объёма средств из внебюджетных источников, то есть финансов самих предприятий, которые направляют их на реализацию новых инвестпроектов. Однако в проекте программы по туризму, обратила внимание заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская, не заложен рост налоговых поступлений от этой отрасли, в то время как соседняя Бурятия заявила о том, что в 2015 году выйдет на уровень 1 млрд. рублей «туристических» налогов. Этот момент в программе планируется уточнить, сообщил министр. 

В число приоритетных не попали машиностроение и лесопереработка, удивляется Олег Яценко. «Логично было бы развивать кластер, обслуживающий такие предприятия, как Иркутский и Улан-Удэнский авиационные заводы, – сказал он. – Кроме того, очевидно, что область обладает колоссальными лесными ресурсами, но для развития лесопереработки сделано пока недостаточно, непонятно, почему на этом не концентрируются все силы».

Ещё одна область, в которой Приангарье серьёзно отстает от соседей по Сибирскому федеральному округу, – инновационная и инвестиционная деятельность. Налицо сырьевая зависимость и бюджета, и экономики региона, замедление темпов инвестиционной активности, признаёт министр экономического развития. Иркутская область занимает одно из последних мест в СФО по доле инновационной продукции в ВРП, а также по созданной инфраструктуре. 

На развитие инновационной деятельности за «программные» годы предполагается направить более 4 млрд. рублей: 2,7 млрд. из областной казны, около 670 млн. – из федеральной, 550,5 млн. – из внебюджетных источников, 58,8 млн. могут выделить местные бюджеты. Цели программы – формирование благоприятного инвестклимата, диверсификация экономики моногородов региона. Основные действия по пяти подпрограммам будут направлены на госрегулирование в сфере промышленности и лесного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий и областного центра. К 2020 году по итогам госпрограммы Иркутская область должна повысить позицию в рейтинге субъектов РФ по инвестиционному риску, увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоёмких видов экономической деятельности и продукции обрабатывающих производств до 13,5% ВРП.

Из 4 млрд. рублей, ассигнованных по программе, собственно на вопросы, связанные с развитием инновационной деятельности и НИОКР, приходится более 400 млн., говорит начальник управления инновационного развития ИГУ Евгений Семёнов, знакомый с содержанием документа. Конкретно на создание инфраструктуры для инновационной деятельности заложено примерно по 37 млн. рублей в год, отмечает эксперт, впрочем, нельзя сказать, что это все деньги по данному направлению – в программе поддержки приоритетных отраслей экономики есть мероприятия и средства, предназначенные для развития малого инновационного предпринимательства. 

«Если говорить о создании инновационной инфраструктуры, я не видел конкретных мероприятий, с экспертным сообществом они не обсуждались, – продолжает Семёнов. – Если говорить о целях, которые прописаны сейчас, ни о каком создании инфраструктуры речь не идёт, этих средств будет недостаточно». При этом отсутствие инновационной «экосистемы» вызывает  большие опасения, что деньги будут израсходованы неэффективно. «Тратить деньги на областной конкурс НИОКР, не имея системы госзаказа и спроса на инновационную продукцию, значит, тратить их неэффективно, хотя поддерживать науку – это здорово», – считает Евгений Семёнов.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры