Дешёвое небо
10 октября в Иркутск вернулась авиакомпания «Трансаэро» – второй крупнейший авиаперевозчик страны. Её появление было обозначено более чем привлекательным предложением – рейсом Иркутск – Москва – Иркутск стоимостью 10 тысяч рублей. Обрадованные граждане ринулись за билетами, прославляя нового благодетеля и приветствуя наступление эпохи низких цен. Однако радость эта может оказаться преждевременной, предупреждают эксперты.
Третье пришествие
«Трансаэро» уже дважды (и оба раза безуспешно) пыталась закрепиться на иркутском рынке, будет ли третья попытка более удачной, пока неизвестно. «Всё зависит от того, как авиакомпания отлетает зимнее расписание – с конца октября по конец марта, – комментирует ситуацию независимый эксперт по рынку авиаперевозок Константин Парфенёнок. – Если удастся получить хороший пассажиропоток на новом направлении, «Трансаэро», скорее всего, останется летать и в летней навигации – с конца марта по конец октября 2014 года».
В самой компании, видимо, памятуя об уходах с иркутского рынка в 2007-м и 2009-м, об очередных первых шагах и планах на будущее говорят обтекаемо. «В настоящее время наблюдается устойчивый рост спроса на перевозки по данному направлению, и мы уверены, что услуги авиакомпании будут востребованы как жителями Иркутской области, так и желающими посетить Байкал москвичами», – отмечают в пресс-службе «Трансаэро». Прежнее непостоянство в отношениях с Иркутском представители авиаперевозчика объясняют ситуацией на рынке и «многими другими факторами». «Решения приостановить, а затем возобновить полёты по направлению Иркутск – Москва принимались на основе анализа рыночной ситуации и с учётом уровня готовности аэропорта к приёму и обслуживанию воздушных судов и пассажиров авиакомпании», – подчеркнули в пресс-службе.
«Конкуренция жуткая, – генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак выражается более конкретно. – Выдержать её очень тяжело: эти перевозки низкорентабельны, поэтому компании пытаются войти на рынок, потом уходят. Снова возвращаются лишь потому, что внутри страны ограниченное число маршрутов, мало хороших пар городов, а пара Иркутск – Москва как раз к ним относится».
Константин Парфенёнок объяс-няет, почему укорениться в Иркутске новому игроку будет непросто: «Как правило, авиакомпании продают по самому низкому тарифу ограниченное число мест (обычно девять). На остальные цена будет примерно такой же, как и у конкурентов, а значит, у «Трансаэро», как у новичка на рынке, будет меньше покупателей».
По мнению Парфенёнка, клиентов может смутить неудобное время вылета или аэропорт, мили в программе лояльности других авиакомпаний или не самые удобные стыковки, а также отечественный самолёт, хотя в «Трансаэро» и заверяют, что ТУ-214 с немецкими креслами, установленными специально по заказу авиакомпании, по комфорту не отличается от Boeing. «В итоге другие игроки потеряют некоторое количество пассажиров, но в процентном соотношении это будет немного, – прогнозирует эксперт, – тем более что клиенты «Трансаэро» на данном этапе – это прежде всего те, кто летает не чаще двух раз в год, а в этот раз из-за высоких цен на авиабилеты поехал бы в Москву на поезде или не поехал бы вовсе». Впрочем, Парфенёнок не исключает и положительного для компании исхода: «Трансаэро» может остаться на рынке за счёт комплекса активных действий – от ценовой борьбы до маркетинга и сервиса».
Цены сейчас и цены потом
Согласно приветственной акции «Трансаэро», продажи на зимний сезон (до 29 марта) продлятся до первого ноября. «Затем в зависимости от ситуации на рынке мы либо сохраним действующий тариф, либо скорректируем его, а тарифы на летний сезон будут опубликованы в начале следующего года», – сообщают в авиакомпани. Однако эксперты в заморозку низких цен не верят.
«Любой перевозчик, выходя на новое высококонкурентное направление, как правило, предлагает рекламные тарифы, которые отличаются от экономически оправданных, – говорит начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Это делается для того, чтобы получить занятость кресел и достаточную долю на рынке; на старте перевозчик готов нести убытки, чтобы в будущем получить возможность отыграться и сработать в прибыль».
Однако в настоящем приход на иркутское направление ещё одной федеральной компании привёл к появлению дешёвых билетов. И не только у «Трансаэро»: стоимость перелётов эконом-классом, скажем, у «S7», «Аэрофлота», «ЮТэйр» в период с октября по март составляет около 14-15 тысяч. «Понятно, что клиентская база отчасти лояльна по отношению к существующим игрокам, но для некоторых пассажиров возможность сэкономить очень важна. Чтобы их сохранить, конкуренты «Трансаэро» вынуждены реагировать на эту ситуацию и включаться в ценовую войну», – считает Олег Пантелеев. В то же время эксперт отмечает, что относительно снижения цен существует и второй ключевой фактор: «Сейчас наступил низкий сезон, пассажиры традиционно сворачивают активность, на что авиакомпании реагируют проведением различных скидочных акций. Совпадение двух этих факторов даёт пассажиру возможность почувствовать все прелести конкуренции и улететь несколько дешевле».
По мнению Константина Парфенёнка, наступление холодов вообще играет ключевую роль: «Снижение цен – это не следствие конкурентной борьбы, хотя не стоит её отрицать, а влияние сезонности: цены вернулись к значению прошлого года, когда в зимнем расписании стоимость билетов туда-обратно начинались от 13 тысяч рублей со всеми налогами и сборами».
«В то же время он убеждён: начиная с апреля рассчитывать на дешёвые полёты не стоит: «Независимо от того, будет ли «Трансаэро» летать на маршруте Москва – Иркутск летом 2014 года, цены точно не станут ниже: лето для авиации в России – высокий сезон, пик для отпускной, туристической и деловой активности».
Это мнение подтверждает и тот факт, что авиакомпания «Трансаэро», анонсируя продажи в Иркутске, сначала говорила о 19 900, затем о 16 700 руб. Сейчас в компании такую цену называют «абсолютно конкурентной».
Рынок или сговор
Жалоба на завышенную стоимость авиабилетов давно стала частью самоидентификации иркутянина, а в августе, когда иркутское УФАС обнаружило признаки ценового сговора в деятельности четырёх авиакомпаний («Аэрофлот», «S7», «Уральские Авиалинии» и «ЮТэйр»), эти жалобы получили совсем другой статус. Решение, вынесенное антимонопольной службой, дало иркутянам надежду на то, что билеты в принципе станут дешевле, однако компании обвинения в сговоре отрицают, а уже 30 октября состоится предварительное заседание арбитражного суда по иску перевозчиков, планирующих доказать существование конкуренции на направлении Иркутск – Москва.
В «Трансаэро», которая в отличие, скажем, от «S7» не стала отказываться от комментариев по поводу других авиакомпаний, в возможность сговора не верят. «Судебные разбирательства пока не завершены, но мы не представляем, каким образом конкуренты, заинтересованные в привлечении пассажиров, могут договориться о цене, – комментируют в пресс-службе перевозчика, а по поводу сравнения Иркутска с Красноярском или Улан-Удэ отмечают, что расстояние – не единственный критерий, от которого зависит конечная цена. – Ценообразование на сегодняшний день включает в себя около 13 основных параметров, в частности аэропортовое обслуживание, лизинг, техобслуживание и ремонт, фонд оплаты труда, аэронавигационное обслуживание, топливо, страхование. Так, например, в Иркутске аэронавигационное обслуживание дороже на 10%, чем в Красноярске, взлёт и посадка – на 30%, обеспечение авиационной безопасности – на 48%, а топливо – на 18%».
Борис Рыбак убеждён: ни о каких договорённостях не может быть и речи. «Это всё фантазии ФАС, – считает он. – Больше трёх договориться не могут, пять – тем более. Конкуренция будет, перевозчики будут стараться снижать и цены». Олег Пантелеев согласен с тем, что конкуренции не избежать, однако он отмечает: вестись она будет не только ценовыми методами. Если существующая сегодня цена будет сохраняться длительное время, это неизбежно приведёт к тому, что либо кто-то из перевозчиков сойдёт с дистанции, либо авиакомпании начнут сокращать издержки – экономить на сервисе.
На вопрос о том, можно ли назвать цены по маршруту Иркутск – Москва завышенными, эксперты отвечают скорее отрицательно. «Сказки о том, что цены на билеты высокие, придумывают люди, которые не понимают экономики воздушного транспорта», – считает Борис Рыбак. «Если не брать вопросы социальной ответственности, то стоимость билетов формируется в соответствии с законами рынка – по соотношению спроса и предложения. Если мы видим, что рост количества перевозок на внутреннем рынке лишь немногим меньше 10%, а суммарно по отрасли он держится на уровне 15%, то это говорит об одном: пассажиры готовы летать и по такой, и по ещё большей цене», – уверен Олег Пантелеев.
Впрочем, пока иркутянам отчаиваться не следует: цены на рейсы в Москву держатся на приемлемом уровне. Более того, обострение конкуренции ожидается ещё по одному направлению: Иркутск – Бангкок. С 14 октября «S7» отправляет в Таиланд три чартера в неделю, а с 31 октября свои, тоже чартерные, рейсы на Boeing 767-300 запускает «Трансаэро». По мнению генерального директора компании «Апекс ДГ Холдинг» Павла Метцгера, для клиентов это может стать ощутимым плюсом: «Во-первых, часть билетов «S7» доступна в свободной продаже, во-вторых, появление новой авиакомпании, тем более если она специализируется на регулярных перевозках, – это всегда плюс. Пока цены на авиабилеты Иркутск – Бангкок остаются прежними, но мы ожидаем, что по мере продвижения программы они будут снижаться. Это должно отразиться и на стоимости туров».