Иркутск и династия Романовых
В Иркутском художественном музее открылась выставка, посвящённая царской династии Романовых (400 лет с начала правления, продолжавшегося 3 самых плодотворных века в отечественной истории – 1613–1917 гг.). Она завершает юбилейный год, который отметила вся Россия… и не только. «Отдалённый этотъ край близокъ моему сердцу». АЛЕКСАНДР III (Из телеграммы Их Величества в Иркутск от 6 декабря 1882 года по случаю 300-летия присоединения Сибири к России).
В наше время династия Романовых признана одной из самых результативных в мировой истории. В своё время Александр Пушкин заметил: «Мы развиваемся не веками, как Европа, а десятилетиями». Иркутск в годы правления Романовых стал одним из ведущих городов Сибири от Урала до Тихого океана. Вплоть до революции город именовали «Сибирским Петербургом», «Восточным Парижем», «Сибирскими Афинами». Императорский дом всегда был заинтересован в его процветании.
В разное время Их Величества посылали сюда видных представителей духовной и светской власти, деятелей образования и культуры. Тесную связь со столицей поддерживало иркутское купечество, которое «пользовалось благорасположением при дворе» благодаря активной деятельности по освоению сибирских просторов и щедрой благотворительности. По масштабам её Иркутск занимал первое место среди российских городов.
Благодарные иркутяне в память о выдающихся государственных деятелях заказывали их портреты (включая особ царствующей фамилии) местным художникам или известным столичным мастерам. Иркутск – единственный за Уралом город, который сохранил эту уникальную коллекцию. В XX столетии романовская коллекция значительно пополнилась из Государственного музейного фонда и частных собраний произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Она представляет в равной степени историческую и художественную ценность.
Выставка разместилась в трёх центральных залах музея. Изобразительный ряд включает живописные портреты кисти известных русских и западных художников. Графические листы, многие из которых экспонируются впервые, расширяют галерею портретов, а живописные полотна воспроизводят отдельные эпизоды романовского времени. Это и старинные иконы, из которых наиболее ценна чудотворная «Фёдоровская Божья Матерь». Образ её связан с утверждением на русском престоле рода Романовых. Предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные для двора русскими мастерами, книги из редкого фонда музейной библиотеки, изданные в романовский период, создают особую атмосферу столичного быта.
В первом зале выставки представлены живописные парсуны (портреты) с изображением последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного и Анастасии из рода Романовых) и первого Романова – царя Михаила Фёдоровича. Это живой отголосок своеобразного искусства древней Руси, связанного с иконописными традициями. Императорские портреты XVIII века носят ярко выраженный официальный (репрезентативный) характер – Екатерина I, Елизавета Петровна, Екатерина II художника Дмитрия Левицкого, портрет Павла I кисти Степана Щукина. Ярким образцом детского парадного портрета является портрет маленького Константина – второго сына Павла I. Более интимными выглядят портреты других членов императорской семьи – Александра Павловича в детстве кисти великого Рокотова и его сестры Александры Павловны работы Боровиковского, представителя русского сентиментализма. Популярнейшей французской портретистке Виже-Лебрен, любимице русского императорского двора, спасавшейся в России от французской революции, принадлежит удивительно изящный костюмированный портрет Елизаветы Алексеевны – прелестной супруги Александра I.
В XIX веке портреты с изображением членов семьи Романовых становятся всё более проникновенными и менее официальными. Особенно располагают к себе портреты Александры Фёдоровны во весь рост (супруги Николая I) кисти столичного художника Рейхеля (это копия с портрета английской художницы Х. Робертсон, исполненная им в Иркутске в 1846 году для Девичьего института) и императрицы Марии Фёдоровны (супруги Александра III) работы самого модного столичного художника Константина Маковского. Здесь же редко экспонируемые портреты самой дружной и самой трагической императорской четы – Их Величества императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны.
Во втором зале представлены столичные персоны «мужеского пола», которые составляли деловое окружение Романовского дома. Среди них такие выдающиеся личности, как Семён Мордвинов, отправленный Петром во Францию для изучения морского дела. Он верно служил Отечеству при Екатерине I, Петре II, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, а в 1764 году сама Екатерина II пожаловала ему чин адмирала и высшую российскую награду – орден Андрея Первозванного. Здесь же её самый яркий сподвижник – генерал-фельдмаршал и светлейший князь Григорий Потёмкин-Таврический, а также последний польский король Станислав Понятовский, который после отречения нашёл пристанище при дворе Екатерины. Эпоха Александра I и Николая I дала России М. Сперанского – крупнейшего государственного деятеля. Здесь же портрет министра просвещения С. Уварова – почётного члена (при Александре I) и президента (при Николае I) Петербургской академии наук. Конный портрет знаменитого «белого генерала» М. Скобелева обращает нас к эпохе Александра II. Скобелев – известный военачальник, герой многих войн и прежде всего русско-турецкой 1877-1878 гг. за свободу болгар, среди которых он был чрезвычайно популярен.
Живописные и графические произведения этих двух залов дополняют картину романовского правления. Полотно художника П. Верещагина «Камень «Писаный» на Урале» возвращает нас во времена молодого царя Петра: 1 января 1699 года вышел его указ о подробном описании рисунков этого уральского камня, что можно считать днём рождения традиции изучения наскальных изображений в России. Этюд к картине знаменитого Василия Сурикова воскрешает одно из главных событий конца XVIII века – переход Суворова через Альпы во времена Павла I.
Картина Б. Виллевальде «Переправа французов через Березину» и небольшое полотно художника 19 века Яни «Наполеон в Кремле. Пожар» (копия 19 века с картины В. Верещагина) воскрешают события 1812 года. А морское сражение «Бой фрегата «Флора» в 1853 году» художника А. Боголюбова отражает один из ярких эпизодов победоносного для России начала Крымской войны с турками на Чёрном море (картина заказана Николаем I). Русские начали осваивать Причерноморье ещё в годы правления Петра. Но только при Екатерине Великой Россия укрепилась на берегах Чёрного моря, которые всегда оставались любимым местом отдыха всех поколений Романовых.
Завершает выставку большая экспозиция «Романовы и Иркутск». В неё вошли портретная галерея знаменитых иркутских чиновников, купцов и купчих, а также живописные пейзажи и графические листы, передающие образы старинного сибирского города. Одно из почётных мест занимают произведения из коллекции ВСОИРГО (Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества). Это китайская скульптура из дерева и металла, веера и др. Настоящей жемчужиной, подарком для сибиряков является большой портрет графа Сперанского (копия 19 века), который около ста лет находился в запасниках. Копия целиком передаёт композицию картины английского художника Д. Доу (Сперанский изображён поколенно, сидящим в кресле у стола, на котором находятся карта Сибири и фолиант с надписью на корешке: «Предназначено для Сибири», позади окно, за ним сибирский пейзаж) – подлинника, навсегда утраченного ещё в середине 19 века. До сегодняшнего дня иркутский портрет находился в самом плачевном состоянии – большие прорывы, серьёзные утраты (думаем, что после революции он оказался на иркутской свалке, где в своё время побывали и некоторые императорские портреты с нашей выставки). Только сейчас, после длительной реставрации и реабилитации, портрет вновь доступен потомкам тех иркутян, которые когда-то заказали его как память о самом знаменитом посланнике Романовых в Сибири. В самый последний момент на выставке появилась ещё одна жемчужина: икона «Святые Царские Мученики Страстотерпцы» («убиенная» семья последнего Романова – Николая II). Она исполнена иркутским иконописцем Еленой Анатольевной Алёшиной в 2011 году для Селенгинского монастыря.