издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджетная балансировка

Депутаты Законодательного Собрания по-новому распределили финансовую помощь муниципалитетам

  • Автор: Галина НИКОЛАЕВА

Руководство города Иркутска решило использовать трибуну Законодательного Собрания региона для привлечения внимания общественности к проблемам областного центра. На сессии мэр Виктор Кондрашов заявил, что поправки в закон о межбюджетных трансфертах ущемляют интересы города и ставят под угрозу срыва программу строительства детских садов. Позицию градоначальника эмоционально поддержал депутат Алексей Красноштанов, представляющий в парламенте Иркутск. Однако разработчики проекта закона рекомендовали противникам изменений дождаться вёрстки регионального бюджета и, опираясь на цифры, рассмотреть, лишился ли областной центр доходов.

С начала следующего года в силу вступает Федеральный закон «Об образовании». Документ закрепляет часть полномочий по содержанию дошкольных учреждений, которые ранее находились в ведении муниципалитетов, за областью. По расчётам минфина, для областного бюджета федеральная инициатива обер­нётся почти восемью миллиардами дополнительных расходов. Чтобы уравновесить положение, министерство финансов решило забрать у муниципалитетов налог, который предприниматели уплачивают по упрощённой системе налогообложения (УСН). При этом в бюджеты территорий будет дополнительно зачисляться 2,5% налога на доходы физических лиц. Как отметила на заседании сессии заместитель министра финансов Марина Загария, от введения новой методики не пострадает ни одна территория. Даже больше, резервы муниципальных образований в общей сложности составят 2,7 миллиарда рублей.

Поскольку большую часть от всей суммы «упрощёнки» собирают три муниципалитета – Иркутск, Братск и Ангарский район, – то и высказать недовольство новыми порядками, вероятнее всего, могли представители именно этих территорий. Однако пришёл на заседание и записался для выступления только Виктор Кондрашов.

Он заявил, что с принятием новой редакции закона о межбюджетных трансфертах городской бюджет недосчитается 683 миллионов рублей. По прогнозам, такая сумма должна поступить в городской бюджет от уплаты УСН. Финансисты из мэрии Иркутска считают, что в перспективе городской бюджет потеряет ещё больше, поскольку с нынешнего года уплата единого налога на вменённый доход (ЕНВД), который ещё действует в городе, становится добровольной. Соответственно, многие предприниматели перейдут на «упрощёнку». А это чревато для Иркутска дополнительными потерями. 

«Откуда убрать – непонятно. В трёхлетней перспективе мы сверстали программы и заложили средства на строительство социальных объектов. В 2010 году стали строить родильный дом, в нынешнем году он вводится в эксплуатацию. Стали строить Ивано-Матрёнинскую больницу. Завершили объекты здравоохранения, спланировали и начали возводить детские сады. Сейчас нам говорят: «Денег больше не будет». Я считаю, минфин погорячился. Получается, что больше двух миллиардов рублей выигрыша другие муниципалитеты получат за счёт того, что три территории эти деньги потеряют», – недоумевал мэр Иркутска. 

По его мнению, налог от упрощённой системы налогообложения должен поступать именно в местные бюджеты, в противном случае у администрации не будет стимулов развивать бизнес и добиваться увеличения налоговых поступлений. «За два года мы наладили систему поддержки предпринимателей, – отметил Виктор Кондрашов. – Разработали программу, которая начала приносить результат. Как только появилась возможность привлекать больше доходов, область забирает «упрощёнку».

Линию иркутского градоначальника продолжил Алексей Красно­штанов. Он призвал собравшихся обратить внимание на проблемы областного центра, поскольку  Иркутск, по его мнению, систематически недополучает денег из вышестоящих бюджетов. Депутат предложил изменить долю софинансирования при строительстве детских садов и обязать областной бюджет вкладывать не половину стоимости, а, к примеру, 90%, также призвал строить в Иркутске спортивные комплексы за счёт областных денег. В своей пламенной речи парламентарий, правда, не пояснил, какие существуют правовые основания менять нормативы софинансирования отдельно под город Иркутск. 

Первый заместитель председателя правительства Владимир Пашков попросил предоставить ему слово вне очереди. «Напомню: значительная часть расходов Иркутска была профинансирована из областного бюджета, – сообщил первый заместитель губернатора. – При необходимости всю информацию можно получить в министерстве экономического развития и в министерстве финансов. За последние три года из областного и федерального бюджетов, исключительно благодаря компетенции губернатора и председателя Законодательного Собрания, было привлечено и инвестировано в город Иркутск более 14 миллиардов рублей».

Примечательно, что закон о межбюджетных трансфертах должен выйти в окончательной редакции не позднее 1 ноября. Документ депутаты принимают практически «вслепую», до того, как свёрстан областной бюджет. Хотя главный финансовый документ мог бы кое-что прояснить. 

Как отметил заместитель председателя правительства Алексей Зезуля, минфин аккуратно и взвешенно подошёл к перераспределению. Прежде чем остановиться на окончательной модели, было просчитано более десяти вариантов балансировок. Рассматриваемый, по мнению специалистов, оказался наиболее удачным с точки зрения учёта интересов территорий. «Я бы хотел вернуться к цифрам, поскольку высказано много эмоций, – сообщил 

зампред. – В этой модели город Иркутск не проигрывает. Мы провели несколько совещаний, чтобы разобраться, почему наши расчёты разнятся. Оказалось, специалисты из иркутской администрации опирались на данные принятого год назад трёхлетнего бюджета. После этого Иркутск продолжил наращивать показатели, внося в бюджет, безусловно, важные расходные обязательства. Но к этому времени уже был опубликован закон об образовании, по которому полномочия были переданы области». 

Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин не смог промолчать при обсуждении вопроса, который касается его избирательного участка. Кроме того, напомним, до избрания в Законодательное Собрание он вместе с Алексеем Красно-штановым был членом Думы города Иркутска. «В любой дискуссии найдутся стороны, которые почувствуют, что их обделили, не поняли, – философски заметил парламентарий. – По данному проекту проведены рабочие совещания, прошёл комитет по бюджету. К сожалению или к счастью, иной жизнеспособной схемы распределения средств никто не предложил. На эмоциях решить этот вопрос невозможно. Предлагаю сейчас принять предложенный вариант и вернуться к вопросу выпадающих доходов при рассмотрении проекта областного бюджета». В итоге депутаты проголосовали за редакцию законопроекта, выдвинутую минфином.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры