«Главное – ухватить влагу»
Земледельцы Приангарья завершили уборку
Вот и закончился сельскохозяйственный год. Для иркутского крестьянина он выдался очень непростым. Ещё на исходе страды минувшего года земля начала пересыхать. В августе-сентябре, по данным Иркутской метеостанции, осадков выпало почти вдвое меньше нормы (74 миллиметра вместо 143). А ведь это самые питающие влагой месяцы. Основа будущего урожая была подорвана. Зима наша никогда многоснежьем не отличалась и никогда хлебороба не выручала. Минувшая отличалась от предыдущих лишь тем, что началась слишком рано и погребла под снегом немалую часть неубранных хлебов.
– Снег хотя и на сухую землю лёг, но таять и не думал. Ну разве что ледяной корочкой покрылся и стал несдуваемым, – говорит генеральный директор ЗАО «Приморский» Аполлон Иванов.
Весной хлеборобы жили надеждой на то, чтобы повторились погодные эксцессы 2011 и 2012 годов, когда на исходе апреля обрушивались мощные снежные заряды. И в то же время умом земледелец понимал: слишком много хорошего не бывает. Вот почему уже 22 апреля гудели трактора на полях ЗАО «Большееланскиое» и «Железнодорожник».
– Иные массивы лишь на 2-3 сантиметра оттаяли, а мы уже засевали их, – вспоминает главный агроном хозяйства «Большееланское» Владимир Романовский.
– Мы весной с сорняками не боремся, – заявляет в свою очередь руководитель агрономической службы «Железнодорожника» Сергей Синьков. – Главное – ухватить влагу.
Хлеборобы передовых хозяйств давно отвергли некоторые основополагающие принципы традиционного земледелия. Их стремление «ухватить влагу» принесло блестящие результаты.
– Нынче вообще кто раньше начал шевелиться, кто при первой возможности выезжал в поле, тот и в выигрыше оказался, – говорит ведущий специалист администрации Иркутского района Надежда Кудаева. – Возьмите элитхоз ЗАО «Иркутские семена». При такой жестокой засухе по 26 центнеров взял и в числе первых страду закончил.
Сообщения о том, что ранние посевы дали более высокие урожаи, поступают из разных районов и хозяйств.
– Но я не торопился бы канонизировать сверхранние сроки сева, – осторожничает один из опытнейших агрономов Геннадий Крутиков, который возглавляет сейчас областную организацию по сортоиспытанию. – Что касается усольских хозяйств, то они исходят из своих запросов и почвенно-климатических условий. Поскольку в «Большееланском» и «Железнодорожнике» специализируются на молочном животноводстве, там сделали ставку на производство ячменя. А ячмень – культура холодостойкая, зёрнышко его покрыто плёнкой. Бросил его в только что оттаявшую землю, и ему хоть бы что. Болезнетворная микрофлора, та же корневая гниль, не действует на ячмень так сильно, как на семя пшеницы.
Так-то оно так, но не все сохранили молочные фермы, многие работают на хлебный рынок, а там наибольшим спросом пользуется пшеница, поэтому половина площадей была засеяна основной продовольственной культурой. По оперативным данным регионального министерства сельского хозяйства, урожайность зерновых в бункерном весе составила 20 центнеров, а пшеницы чуть выше – 20,3 центнера. Это очень хороший показатель для Восточной Сибири и наилучший за последние пять лет.
Как же удалось так резко подняться, ведь нынешняя весна словно приняла эстафету от сухой прошлогодней осени?
По данным Иркутской метеостанции, в марте и апреле выпало лишь 58–67% осадков. В майские дни небесная канцелярия вновь поскупилось на дожди. Всего 37 миллиметров отпустила вместо 47 по норме. Если формально воспринимать происходящее, то налицо сплошной обвал.
– Ничего подобного! – возражал уже позднее, когда жёсткая июльская засуха трепала хлебороба, директор ЗАО «Монолит» Тулунского района Владимир Шупранов. – В мае стояла прохладная погода, влага сильно не испарялась, и потому пшеница успела хорошо укорениться. Вот почему эта жара, сушь ей уже не так страшны.
– Не надо сбрасывать со счетов и июньские дожди. Они значительно улучшили ситуацию и помогли хлеборобу, – уточнял ведущий агрометеоролог Владимир Гонтарь.
Правда, в самом Иркутске в июне выпало 74 миллиметра, или 78% от нормы, осадков. 62 миллиметра зафиксировала Хомутовская метеостанция. Однако не только в мае, но и в июне половина дней имели температуру ниже нормы, что сдерживало испарение. Это первое благо. Есть и вторая благоприятная особенность начала лета. Пускай не всем в полной мере было отпущено дождей, но они шли «кучно». В Иркутске выпали три дождика, и с каждым наша территория получила по 10–12 миллиметров. В июне вообще за пять дней выпало около 33 миллиметров. Если учесть, что они шли в первой декаде, то комментарии здесь излишни. Дожди не только заложили основу будущего урожая, но и спасли хлеба от полной гибели из-за засухи.
На огромных сибирских просторах от Байкала до Алтая именно Приангарье оказалось в эпицентре засухи, которая терзала хлебороба в июле и августе. И самый мощный удар пришёлся по Иркутскому району. Всего 30% осадков выпало за два месяца. Сейчас лишь диву даёшься, как в таких условиях сумели вырастить приличный урожай земледельцы не только элитхоза, но и ООО «Луговое», «Агромира» (Барки, Хомутово), как удалось тому же «Агромиру» и талантливому фермеру Владимиру Скорнякову получить богатый урожай картофеля и овощей.
Чуточку больше, чем хомутовцам, отпустило небо соседнему Эхирит-Булагатскому району – 61 миллиметр за два месяца. Но, что удивительно, даже при тех условиях сельхозпредприятие «Элита» взяло на круг по 26 центнеров зерна. В хозяйстве немалые площади занимают так называемые пыхуны, сверхлёгкие земли, на которых в сухой год, как говорят, ловить нечего. Но хлеборобы «Элиты» даже там взяли свои центнеры.
В конце июля довелось побывать в СПК «Труд» Куйтунского района. Вместе с начальником сельхозотдела Сергеем Тереховым и директором Павлом Жахом поездили по полям. Хлеба хорошие, но не более того. И вдруг в конце уборки выясняется, что по 50 центнеров взяли с массивов общей площадью в полтысячи гектаров! А земледельцы Белореченского агроообъединения получили с каждого гектара по 37,4 центнера пшеницы, произведя в итоге свыше 120 тысяч тонн зерна!
Уходящий сельскохозяйственный год мне видится как своеобразная веха на фоне последних двух, даже трёх, десятилетий. Такое ощущение, что наш хлебороб стал мудрее, поскольку всё настойчивее пытается понять природу и действует с ней в согласии.