«Представить не мог, что прикоснусь к олимпийскому движению»
Олимпийский огонь приближается к Иркутску. Уже 24 ноября 240 факелоносцев пронесут его по улицам столицы Приангарья. Для выполнения почётной миссии привлечены и энергетики. Ново-Иркутскую ТЭЦ будет представлять слесарь Сергей Михайлович Бушин. «Сибирский энергетик» узнал у факелоносца, тренировался ли он в беге с факелом, почему променял самолёты на энергетику, чему учит внуков и как ему удалось стать участником олимпийской эстафеты.
Олимпийский огонь приближается к Иркутску. Уже 24 ноября 240 факелоносцев пронесут его по улицам столицы Приангарья. Для выполнения почётной миссии привлечены и энергетики. Ново-Иркутскую ТЭЦ будет представлять слесарь Сергей Михайлович Бушин. «Сибирский энергетик» узнал у факелоносца, тренировался ли он в беге с факелом, почему променял самолёты на энергетику, чему учит внуков и как ему удалось стать участником олимпийской эстафеты.
«Как только факел дали тебе в руки, ты несёшь за него ответственность»
Кандидатуру Сергея Михайловича в Олимпийский комитет предложило руководство Ново-Иркутской ТЭЦ. Кроме Бушина отбор на станции проходили ещё два человека. Сергей Михайлович признаёт: все необходимые документы для подачи заявки на участие в эстафете олимпийского огня он заполнял с невозмутимым спокойствием. Не было даже предчувствия, что именно ему повезет.
– В анкете в основном спрашивали про увлечения. Я писал, что мне очень нравится спорт. Рассказал, что участвую в корпоративных соревнованиях, многократный призёр в гиревом спорте, занимаюсь бегом, люблю лыжи.
В последний раз даже выступал не в своей категории «старше 60 лет», а состязался с более молодыми, в итоге занял почётное третье место, – рассказал Сергей Михайлович о достижениях.
Наш собеседник добавил, что уже почти четыре года занимается в Иркутском клубе любителей бега. Сначала, признался Сергей Михайлович, было сложно, несмотря даже на физическую подготовку. Теперь он успешно выступает в марафонах, например в Байкальском ледовом.
– Мне и массовые мероприятия всегда нравились. Так, «Кросс нации», который проводится для популяризации здорового образа жизни в народе, всегда вызывает положительные эмоции. В кроссе принимают участие как новички, так называемые «чайники», так и мастера спорта. Всегда смотрю, кто как бегает, в каком стиле, какие приёмы, тактики использует, беру что-то себе на заметку. Конечно, я уже не в том возрасте, чтобы ставить для себя цель добиться рекордов. Главное для меня – получать пользу от тренировок, чувствовать дух состязания, – отметил энергетик.
Сергей Михайлович рассказал, что от момента подачи всех документов, в том числе анкеты, до объявления о том, что именно его выбрали, прошло почти полгода. Коллеги постоянно спрашивали, когда станут известны результаты. Примечательно, что в цехе никто не сомневался: повезёт именно Бушину. Сначала кандидатам сказали, что победитель на звание факелоносца от Ново-Иркутской ТЭЦ должен набрать наибольшее количество «лайков», которые необходимо было присылать sms-сообщениями. «Меня сразу коллеги стали спрашивать, куда отправлять сообщения, как голосовать за меня. Было очень приятно такое отношение. Но потом этап «лайков» отменили», – добавил наш собеседник.
Новость о том, что именно он будет нести олимпийский огонь по улицам Иркутска, Сергей Михайлович узнал непосредственно от руководства ОАО «Иркутскэнерго».
– Я очень обрадовался, сразу же начал обзванивать родных, друзей. Сложно описать, сколько положительных эмоций в этот момент испытал. Приятно было сообщать сыновьям, знал, что они будут мною гордиться. Всё равно некоторые знакомые скептически относились к тому, что я согласился подать заявку. Считали, что только великим спортсменам, знаменитым людям может повезти. А вот и я стал избранным, – с улыбкой рассказал факелоносец.
Теперь Сергею Михайловичу регулярно по почте приходят различные инструкции, патриотические листовки о значимости олимпийского движения. О советах и запретах в правилах для факелоносцев энергетик может рассказывать долго, присылаемые руководства он вычитывает обстоятельно.
– В принципе, запретов немного. Главное – раньше времени не рассказывать, где именно будет мой участок дистанции. Впрочем, мне пока всё равно не сообщили про мой отрезок пути. Единственное, знаю, что пробегу не больше 300 метров. Ещё читателям газеты могу рассказать о порядке движения. В инструкции сказано, что на улицах организуют коридор, по которому будет бежать факелоносец. Его будут окружать группы охраны и сопровождения. Передвигаться необходимо лёгким бегом. Конечно, никто не запрещает общаться с иркутянами, которые придут посмотреть эстафету олимпийского огня, даже разрешено фотографироваться с желающими. Главное – не передавать факел в чужие руки. Как только тебе факел дали, ты несёшь за него ответственность, – добавил Сергей Михайлович.
Сейчас энергетик внимательно следит за судьбой олимпийского огня, который путешествует по стране. Немного настораживает, что факел в Москве гас. На этот случай тоже есть инструкция, добавил Сергей Бушин. Вообще, никто из факелоносцев не должен переживать за огонь, передачей огня от одного факела к другому будет заниматься специальная группа сопровождения.
«Кажется, программа максимум выполнена»
Сергей Михайлович отметил, что порой, оглядываясь назад, он понимает: с энергетикой его свела судьба. Всю молодость он мечтал о небе, о самолётах.
– После школы была армия. Потом попытка поступить учиться, но по здоровью я не прошёл в военное лётное училище. Попытался попасть в Киевский институт инженеров гражданской авиации, но там экзамены не сдал. Затем мне знакомые подсказали, что в Иркутском политехническом институте есть специальности, связанные с самолётами. Но пока в Киевский поступал, набор на дневное в политех закончился. Чтобы поступать на вечернее, нужно было работать. Я устроился в аэропорт слесарем, занимался ремонтом и параллельно учился в политехе на кафедре эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, – вспоминает Сергей Михайлович своё упорное желание связать жизнь с небом.
Уже после окончания института он начал заниматься предполётной подготовкой летательных аппаратов. Но, удивительное дело, работа удовлетворения не приносила.
– Я ни дня не жалел, что ушёл из аэропорта. Там были большие моральные нагрузки. Я вообще человек впечатлительный, а в то время было много авиакатастроф. Нервы просто начали сдавать. Когда уже уволился, долго снилось, что я гайку какую-то не закрутил до конца, например. Наверное, нужно было спокойнее относиться к работе, выполнять инструкции, не принимать близко к сердцу. Но я так не умею, характер другой, – рассказал Сергей Михайлович.
После аэропорта был небольшой период работы в жилищно-коммунальном хозяйстве. Затем знакомый предложил попробовать устроиться на тепловые сети ТЭЦ-2.
– Были сложные 1990-е годы. А энергетика всегда была стабильной отраслью. К тому же подрастали сыновья, нужна была квартира, в то время энергетикам выделяли жилплощадь. Сейчас понимаю, что сначала был только материальный стимул. Устраиваясь на работу, не скрывал этого перед руководством. Честно признался, что рассчитываю на квартиру. Начальник тогда удивился, ответил: «Посмотрим, как работать будешь». Через пять лет жильё выделили. Коллеги ещё говорили, что вот получу квартиру и уйду. Но у меня и в мыслях такого не было! Я понял, что нашёл своё место, мне действительно нравится сознавать, что причастен к большому делу – отоплению домов, – с улыбкой рассказал энергетик.
Сергей Михайлович отметил, что в первые годы ему очень помогали его наставники – Решат Закиров и Игорь Федотов. Именно они вводили в курс дела человека, который пришёл не из смежной отрасли.
– Предприятие опасное, работы связаны с горячей водой. Я сам по себе неосторожный человек. Наставники меня постоянно одёргивали, объясняли, что нужно опасаться давления, температур. Теперь уже и я внимательным стал. Сейчас сам с молодёжью работаю, вспоминаю советы, которые мне когда-то давали. Во главу угла поставлена охрана труда. Теперь не говорят, что нужно в первую очередь выполнять задание, главное – меры предосторожности. Больше стали обращать внимание на предварительную подготовку к работе. Всегда учу молодёжь: если не уверен, что сможешь сделать эту работу, лучше не берись, – объясняет Бушин.
Сергей Михайлович добавляет, что сейчас не представляет свою жизнь без большой энергетики. Кажется, программа максимум выполнена: безоговорочный авторитет у коллег заработан, рост мастерства налицо, квартира получена, даже к олимпийскому движению благодаря предприятию получится прикоснуться. Но уходить с работы совсем не хочется.
– Мне действительно нравится моя профессия. В отпуск ухожу и через 10 дней уже себя не в своей тарелке чувствую. Думаю: если совсем на пенсию уйду, чем тогда заниматься буду? Говорят, что люди на пенсии привыкают без работы, но я этого не представляю, – не сдерживает удивления энергичный пенсионер.
«Факел на память иркутской энергетике»
На встречу с «Сибирским энергетиком» Сергей Михайлович прибежал из отпуска. Именно прибежал: пенсионер уже несколько лет не пользуется общественным транспортом, предпочитая на работу добираться лёгким бегом.
– Каждый день я стараюсь пробегать по пять-шесть километров. Изначально бегом решил заниматься просто так, для души, спорт всегда как культуру воспринимал. Теперь не побегаю день–два – некомфортно себя чувствую. Я живу в Университетском, сначала на работу (в район остановки «Посёлок Энергетиков». – «СЭ») пешочком ходил, теперь лёгким бегом, даже зимой. С работы тоже стараюсь бегать, даже если устаю, был тяжёлый день. Уже есть любимые маршруты. Если проспал на работу, то беру более лёгкий путь.
В среднем за час до работы добегаю, равнозначно как если бы в пробках стоял, – считает наш собеседник.
Старается любовь к спорту прививать и родным. Так, пытается на лыжи поставить старшего внука Владика. «Но он ещё маленький, только в школу пошёл. Я, когда начал бегом заниматься, отказался от лифта, хожу по лестницам. На днях невестка рассказала, что Владик тоже решил не пользоваться лифтом. Приятно, что за дедом повторяет. В Иркутский клуб любителей бега многие на соревнования приводят ребятишек. Мне тоже как-нибудь хочется взять внука. Второй внучок, Сашенька, ещё совсем маленький, скоро годик будет, надеюсь, тоже когда-нибудь будет с дедом заниматься физкультурой. Владику рассказываю об Олимпиаде, объясняю, что буду нести факел», – отметил Сергей Михайлович.
Пенсионер добавляет, что по иронии судьбы ещё до того, как подал заявку на участие в Олимпийской эстафете, во время соревнований в Иркутском клубе любителей бега он пробовал проходить дистанции с небольшим самодельным факелом, вместо огня у которого развевалась ткань. «Наворожил», – смеётся энергетик.
– Бег мне нравится, но больших планов не строю, хотя в своей возрастной группе я всё ещё занимаю призовые места. Физическая подготовка важна на работе. Помню, раньше шутка ходила: хочешь повысить слесарский разряд – покажи старшему товарищу, что сможешь поднять крышку люка от теплокамеры, – улыбается факелоносец.
Несколько лет назад на корпоративных соревнованиях Сергею Михайловичу предложили выступить в дисциплине с гирями. Он тогда утёр нос всем молодым. «У меня до сих пор планка: меньше 100 раз гирю (24 килограмма. – «СЭ») не поднимать. Смотрю, молодёжь гонится за мной, тренируется. Хорошо, сейчас тренажёры и на предприятии появились», – добавил Бушин.
Сейчас Сергей Михайлович с нетерпением ждёт, когда на станции организуют обещанную легкоатлетическую олимпиаду между цехами.
– Я знаю, что олимпийский факел можно выкупить. Считаю, если предприятие захочет себе его оставить, будет намного лучше. Не дома же ему стоять пылиться. В отделе кадров сказали, что вопрос прорабатывается. Было бы здорово настоящий олимпийский факел использовать на открытии корпоративных соревнований, на легкоатлетической олимпиаде. Пока руководству не предлагал такую идею, но, думаю, меня многие спортсмены-энергетики поддержали бы, – отметил наш собеседник.
Уже 24 ноября Сергей Михайлович понесёт олимпийский огонь в Иркутске. Ещё год назад он, по личному признанию, даже представить не мог, что присоединится к олимпийскому движению Сочи-2014.