издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Грязи не боятся

Квадроцикл, «обутый» в покрышки с грунтозацепами, комплект «защиты», мужество и толика безрассудности. Это именно то, что было нужно участникам трофи-спринта «Квадроход-2013» – состязаний по преодолению бездорожья, проходивших под Иркутском 5 октября. Их участники доказали, сколь много значит выносливость техники и людей, а также способность без малейших колебаний прийти собрату на выручку. Свидетелями этому стали корреспонденты «Иркутского репортёра» Егор ЩЕРБАКОВ и Дмитрий ДМИТРИЕВ.

«С погодой подфартило!» – произносит кто-то из толпы квадроциклистов, выстроившихся неподалёку от линии старта. Ответом служат одобрительные восклицания и добродушный смех, которые далеко разносятся над местностью в пойме реки Хея, что находится дальше окончания асфальтированной трассы в сторону Мельничной пади. Наверное, в этот момент кто-то, глядя в окно уютной квартиры в городе, поёживается: на улице идёт снег с дождём, который спустя несколько часов прекратится лишь на пару десятков минут, чтобы вновь надолго зарядить. Но тем, кто приехал на «Квадроход» – набралось, кстати, 52 участника, не говоря уже о многочисленных зрителях, – именно это и было нужно: лучших условий для того, чтобы испытать на выносливость себя и своего железного коня, придумать попросту невозможно. 

Строго по двое

Некоторые препятствия можно было преодолеть, только предварительно хорошенько разогнавшись

Состязания в умении ездить по суровому бездорожью, организатором которых выступает мотосалон «Барс», проходят под Иркутском уже в третий раз. Трасса (вернее, трассы, потому что есть несколько маршрутов для квадроциклов и один для мотоциклов) не меняется – таким способом тем, кто её не прошёл, дают ещё один шанс. Требования к участникам предъявляются довольно жёсткие: обязательно наличие водительского удостоверения, техника должна быть зарегистрирована в Гостехнадзоре, без шлема на трассу попросту не выпускают, ношение защитной одежды и обуви настоятельно рекомендовано. Ещё одна особенность, продиктованная в первую очередь соображениями безопасности, заключается в том, что соревнуются экипажи по два человека – каждый на своём квадро– или мотоцикле. Исключение делают лишь для мотовездеходов категории UTV (от английского Utility Task Vehicle, или, в переводе, «транспортное средство для хозяйственных нужд»), где пассажир и без того сидит рядом с водителем, словно в обычном легковом автомобиле. «Трасса довольно сложная, и одному очень тяжело справиться, когда квадроцикл застревает в грязи или переворачивается, – поясняет главный судья соревнований Николай Коваль. – Поэтому и родилась идея движения «двойками». Это же стало своеобразным тестом, демонстрирующим готовность водителей прийти на помощь друг другу, который, к слову, все экипажи сдают блестяще». 

Это утверждение справедливо и для водителей квадроциклов, и для мотоциклистов. Последних, участвовавших в «Квадроходе» с 2011 года, на сей раз к соревнованиям привлекать не планировали. Организаторы решили, в полном соответствии с названием, сосредоточить как можно больше внимания на четырёхколёсной технике. Но всего за восемь дней до начала состязаний руководители ангарского клуба «Азимут» кинули клич на популярном интернет-форуме и взяли на себя организацию мотозачёта. Скорость и масштабы мобилизации впечатляют: на двух колёсах на «Квадроход» приехали 12 экипажей, тогда как у квадроциклистов, ездивших по практически непроходимой 50-километровой трассе в классе «Экстрим», набралось восемь «двоек», а в классе «Лайт», участники которого делали по бездорожью круг в 30 км, числились пять пар. Плюс экипаж единственной UTV’шки, состоявший из Рашида и Рената Фаткулиных. 

Ключ на старт

Организаторы предупреждали ещё перед стартом: грязь из-под колёс летит далеко

Итоги состязаний вместе с именами и фамилиями их участников мы узнаём только вечером, а пока, за восемь минут до полудня, зычный окрик Коваля перекрывает шум двигателей и говор участников состязаний: «Выстраивайтесь в порядке возрастания номеров – первый, второй, третий, четвёртый экипажи!» Гонщики, до этого выглядевшие обычной компанией единомышленников, выбравшихся отдохнуть на природу, словно преображаются: шутливые голоса умолкают, а лица под спешно одетыми шлемами приобретают сосредоточенное выражение. Пока судья линии старта Андрей Волошин ведёт обратный отсчёт по минутам, машины неторопливо выстраиваются в ряд. Стоящий неподалёку представитель Гостехнадзора рассказывает: если в прошлом году у них официально было зарегистрировано около 200 квадроциклов, то в нынешнем – уже больше тысячи. 

– Если смотреть, что сейчас мы их продаём по пять-семь штук в день, тысяча – это… – замечает Волошин, выразительно пожав плечами. 

– Пусть так, – соглашается его собеседник. – Но всё равно прилично. 

Наконец раздаётся долгожданная команда: «Пять, четыре, три, два, один… Пошли!» Первые два квадроцикла, рыкнув мощными двигателями, устремляются в сторону ближайшего леска. Следующие участники стартуют с интервалами в три минуты: комья грязи из-под колёс эффектно вылетают на несколько метров в высоту и медленно, словно в замедленной съёмке, падают. Экипажи из «Экстрима» довольно быстро скрываются из виду, пролетают квадроциклы из категории «Лайт», и приходит черёд мотоциклов-эндуро, едущих в отдельном зачёте, за который отвечает свой судья.

«Я с одним глазом ехал половину дороги!»

Достать увязший квадроцикл в одиночку – дело практически безнадёжное

На ближайшие полтора часа можно расслабиться. Со сложной трассы гонщики вернутся нескоро. Время пролетает незаметно, и вот уже раздаётся звук от двигателя мотоцикла Yamaha, к которому буквально через пару секунд присоединяется точно такой же звук – возвращаются Дмитрий Кутузов, президент «Азимута», и его напарник Алексей Пузырёв. Кто-то из гонщиков падает в последнем повороте, покрытом коварной жидкой грязью, и его коллега, не доехав до финиша (в противном случае возвращаться нельзя по условиям соревнований), бежит на выручку. Несмотря на задержку, экипаж показывает лучшее время – 1 час 18 минут 29 секунд. 

«Я с одним глазом ехал половину дороги! – возбуждённо рассказывает Кутузов, стоя рядом с ещё горячим мотоциклом и держа только что снятый шлем на сгибе руки. – Очки – что от них толку! – я уже километров через десять снял, и мне тут же грязью прилетело. Закрыл глаза, открываю – а там уже колея!»

Пока длится короткий эмоциональный монолог, приезжает квадроцикл, но, как выясняется, его экипаж проходил трассу вне зачёта. А на горизонте тем временем появляются ещё два мотоцикла, чей ярко-оранжевый фирменный окрас бросается в глаза издалека – это KTM Дмитрия Посякова и Александра Воронова. Картина, виденная несколькими минутами ранее, повторяется: машина Воронова застревает в грязи. «Неправильно траекторию выбрал и в самую грязь залез, – отрывисто объясняет водитель после финиша. – Надо было левее брать». Его напарник Посяков (между прочим, самый молодой участник «Квадрохода-2013», которому лишь 17 лет) на заднем плане молчит и лишь по-гагарински улыбается, совершенно не обращая внимания на грязь, покрывающую его вместе с мотоциклом. 

Постепенно подтягиваются квадроциклисты. Первым прибывает экипаж Владимира Астафьева, крепкого 54-летнего мужчины, при виде которого на ум приходят персонажи Джека Лондона или Джеймса Олдриджа, и Сергея Ткачёва. «Уже всё, здоровья нету», – с нотками удовлетворения в голосе констатирует Владимир Васильевич. Через полчаса возвращается единственный UTV, но тяжёлая машина крепко застревает в полутора сотнях метров от финиша, так что доставить её приходится около десяти или пятнадцати минут. Вскоре финишируют и победители гонок на квадроциклах в классе «Экстрим» Сергей Гаврилов и Михаил Полуянов. 

«Ну что, понравилась вам трасса?»

Соревноваться квадроциклистам пришлось в условиях сурового бездорожья и плохой погоды

Пару часов спустя все собираются возле импровизированного подиума – металлических бочек с номерами. Первыми на него всходят мотоциклисты-призёры: помимо уже упомянутых экипажей в их число вошли Ренат Галеев и Роман Кузьмин. Затем приходит очередь участников «Экстрима», второе место среди которых официально присвоили Михаилу Воронову и Александру Бирюкову (остальные либо сошли с дистанции, либо их время не было зачтено по тем или иным причинам). В классе «Лайт» в тройку призёров вошли Алексей Григорьев и Александр Михайличенко, а также Максим Ульянов и Дмитрий Однокопылов. «Ну что, понравилась вам трасса или нет?» – обратился ко всем присутствующим главный судья соревнований, когда завершилось награждение. Ответом стало дружное «Да!».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры