издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За решёткой, но с премией

«Иркутский репортёр» изучил дело наркоборцов, обвиняемых в вымогательстве

Иркутский областной суд оставил без удовлетворения апелляционные жалобы бывших сотрудников спецназа наркоконтроля Владислава Л. и Александра А., а также их адвокатов на постановление Свердловского районного суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Напомним, старшего прапорщика полиции Л. и его коллегу прапорщика А. задержали 22 августа нынешнего года, в тот же день было возбуждено уголовное дело по признакам превышения ими должностных полномочий и вымогательства денег у предпринимателя в особо крупном размере с применением насилия. По версии следствия, тремя днями раньше сотрудники спецназа регионального управления ФСКН старший контролёр Владислав Л. и контролёр Александр А. напали на руководителя строительной фирмы, у которого была назначена деловая встреча с будущим партнёром недалеко от кафе «Хуторок». 

Двое в масках и чёрной униформе с надписью на спине «Спецназ полиции» избили 33-летнего предпринимателя, застегнули на его руках «браслеты» и объявили, что задержали его как наркокурьера при перевозке наркотиков. Задержанному был предъявлен якобы принадлежащий ему ящик, полный спичечных коробков с «травкой». Третий член команды «борцов с наркомафией», тоже одетый в чёрную робу, но без надписи на спине, снимал на видеокамеру признания «нар-которговца». Водитель охранного агентства «Сэйв» Евгений Б. специально одолжил камеру у знакомого, чтобы поучаствовать в «проверочной закупке наркоконтроля». Задержанного заставили назвать себя и объявить, что он везёт «дурь» на продажу. После чего четвёртый участник «оперативного мероприятия», одетый по гражданке, предложил обменять порочащую предпринимателя и отца троих детей видеозапись на 5 млн. рублей. Это и был потенциальный партнёр директора строительной фирмы, приехавший якобы обсудить с ним совместное участие в многомиллионных субподрядных работах. В спектакле, сыгранном вместе со спецназовцами ФСКН, ему принадлежала роль оперуполномоченного наркополиции. Задержанный выполнил требования силовиков и их приспешников, всерьёз восприняв угрозы о 20 годах тюрьмы и о том, что из-за его несговорчивости пострадает семья, в том числе малолетние дети. 

Потерпевший, по его словам, пытался тянуть время и сам предложил съездить в Хомутово к приятелю якобы для того, чтобы занять у него денег, хотя знал, что дом стоит пустой. В заброшенной усадьбе «компрометирующие» съёмки были продолжены. По замыслу режиссёров, именно здесь располагалась «нарколаборатория», где выращивали «гидропонику», но оборудование «преступники» уже вывезли. Спецназовцы, в служебные обязанности которых на самом деле входят лишь конвоирование подследственных и силовая поддержка при задержании подозреваемых, так вошли в роль офицеров наркополиции, участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях, что пригласили прохожего быть понятым. Даже был составлен «акт», который потом пришлось выбросить. «Оперативный эксперимент» продолжался несколько часов: в поисках тех, кто мог бы одолжить деньги скованному наручниками предпринимателю, компания в полном сборе ездила на несколько встреч. В результате жертве вымогательства удалось скостить требуемую сумму до четырёх миллионов и договориться о рассрочке: 300 тыс. рублей сразу, 

2,5 млн. – через пару недель. В залог у «наркоторговца» забрали его автомобиль «Фольксваген Тигуан» – до того момента, пока не отдаст деньги полностью. Потерпевший, по его словам, нисколько не сомневался, что взявшие его в оборот люди на самом деле работают в полиции. Во всяком случае, когда на посту ДПС задержали принадлежавшую им «Хонду» без госномеров и с тонированными стёклами, достаточно было махнуть перед сотрудниками ГИБДД удостоверением – и путь был свободен. 

Когда директор строительной фирмы обратился с заявлением в правоохранительные органы, была проведена совместная операция, в которой приняли участие сотрудники регионального управления Следственного комитета России, УФСБ, уголовного розыска ГУ МВД и службы собственной безопасности ФСКН. Им удалось задержать только троих подозреваемых в вымогательстве: контролёра и старшего контролёра спецназа ФСКН, а также водителя ООО «Сэйв». Последний, по его словам, не сомневался в законности происходящего до тех пор, пока «оперативник» в гражданской одежде, который одним назвался Иваном, другим – Алексеем, не стал требовать с «наркоторговца» миллионы в обмен на ролик с «компроматом». Сотрудники наркоконтроля почему-то не возражали против такого поворота событий в «оперативном мероприятии». О четвёртом члене команды «борцов с наркоторговлей» известно, что он ранее судим. 

Владислав Л. после неудавшегося «оперативного эксперимента» изменил вид своей машины – вернув на место табличку с госномером, он поменял диски, снял антенны. Когда троих подозреваемых в вымогательстве задержали, они заявили, что не знают в точности, как должны проводиться и оформляться оперативно-розыскные мероприятия. Содержанием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» сотрудники спецназа якобы не интересовались, но очень хотели помочь коллегам поймать настоящего наркокурьера. Мол, намеревались передать им для более глубокой разработки видеозапись с «признанием торговца» и «вещдок» – коробку с наркотой. 

Уголовное дело находится в производстве следственного отдела по Свердловскому району Иркутска регионального управления СК России. 22 августа всем задержанным было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 163 (вымогательство с целью получения имущества в особо крупном размере). Сотрудникам наркоконтроля Л. и А. инкриминируют, кроме того, превышение должностных полномочий, совершённое с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК РФ). Следствие считает, что контролёр и старший контролёр ФСКН действовали умышленно группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений. При этом они использовали своё служебное положение, были одеты в форменное обмундирование установленного образца и применяли спецсредства. В результате их действий потерпевшему были причинены телесные повреждения, существенно нарушены не только его права, но и охраняемые законом интересы государства: подорван авторитет ФСКН – правоохранительного органа России. 

Ходатайство предварительного расследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу было связано с предположением, что обвиняемые, используя связи в правоохранительных органах, могут угрожать участникам процесса, воздействовать на них с целью дачи ложных показаний, принять меры к сокрытию и уничтожению доказательств. Следствие уверено, что оба бывших спецназовца должны во время сбора доказательственной базы находиться в изоляции, тем более что преступления, в которых их обвиняют, имеют повышенную степень общественной опасности, относятся к категории тяжких и особо тяжких. Уголовный закон предусматривает за совершение таких преступлений наказание в виде длительного срока лишения свободы. Ходатайство следствия было удовлетворено Свердловским районным судом Иркутска. Сыграл свою роль и тот факт, что у обвиняемых не выявлено заболеваний, препятствующих содержанию в СИЗО. Кроме того, потерпевший считает, что, если бывшие сотрудники наркополиции останутся на свободе, ему и его семье может грозить реальная опасность.

Обвиняемые А. и Л. выразили несогласие с постановлением районного суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и просили апелляционную инстанцию это решение отменить. Они ссылались в том числе и на положительные характеристики. Любопытно, что обвиняемые в тяжких преступлениях сотрудники ФСКН были уволены со службы задним числом. Приказ по личному составу подписан 20 августа, за два дня до возбуждения уголовного дела. Запятнавшие мундир спецназовцы исключены из списков сотрудников органов наркоконтроля. Но при этом им почему-то выплачены пособия в размере двух окладов и премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере 25 процентов оклада пропорционально прослуженному времени. Так что после колонии, если суд признает А. и Л. виновными, их ждут неплохие пенсии.

Апелляционная инстанция оставила постановление Свердловского суда без изменения – бывшие спецназовцы наркоконтроля находятся за решёткой следственного изолятора.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры