Идеальное преступление не удалось
В суд направлено уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника Бодайбинского межмуниципального отдела МВД России Сергея Панкова, который, возглавляя в полиции северного района следственное подразделение, создал, по версии следствия, организованную преступную группировку для хищения драгоценного металла.
По роду деятельности Панков был хорошо осведомлён о технологии золотодобычи на месторождении «Голец Высочайший», знал структуру предприятия – самому не раз приходилось раскрывать кражи концентрата, которые на золотоизвлекательной фабрике происходят систематически. Офицер полиции анализировал действия подследственных и видел, что ошибок вполне можно было избежать: расставить людей так, чтобы обеспечить беспрепятственные хищения. Видимо, мыслительный процесс в этом направлении как-то незаметно перешёл на обдумывание идеального преступления, которое можно совершить чужими руками, заработав на правильно организованном хищении золота хорошие деньги. Такие прожекты, как считает следствие, в голове полицейского начали крутиться ещё в 2011 году, тогда же он и приступил к их осуществлению.
Первым, кого главный «следопыт» района посвятил в свои планы, предложив совместно руководить криминальной бригадой золотодобытчиков, был индивидуальный предприниматель Николай Зеленцов, ранее неоднократно судимый (в том числе за неисполнение обязанностей по воспитанию ребёнка и сбыт наркотиков). У полицейского с этим человеком, более двух десятков лет живущим не в ладу с законом, сложились, как ни странно, доверительные отношения. Следствие считает, что приятели сразу «поделили портфели» – договорились, что руководить криминальным предприятием будут вместе: заниматься трудоустройством нужных людей, разрабатывать способ хищения, делить прибыль. Вскоре «гениальный» план ловца преступников стал претворяться в жизнь. Зеленцов и Панков начали одного за другим подбирать верных людей, обещая им долю в наживе, при этом полицейский использовал свои связи и авторитет должности, чтобы пристроить членов преступной группировки на стратегически важные для осуществления их замыслов посты.
Так, Вячеслав Антипин и Дмитрий Чугайнов попали в службу бе-зопасности горно-обогатительного предприятия, затем ряды стражей месторождения пополнили Сергей Залысов и Сергей Бурмакин, должность дежурного оператора станции биологической очистки получил Игорь Галимов. Впоследствии в преступную деятельность были вовлечены концентраторщики фабрики Пётр Хазагаев и Герман Бардымов. К февралю все члены криминальной бригады золотодобытчиков были расставлены по местам, каждый хорошо знал свои «параллельные» обязанности.
Компания подобралась довольно пёстрая. Участниками организованной группы стали люди разных возрастов: Панкову, Бардымову и Галимову было далеко за 40, Залысову, Хазагаеву и Чугайнову не исполнилось ещё и 30 лет. Приехали они в Бодайбо на заработки из самых разных уголков региона: прежде законопослушный отец троих детей Бардымов на голец Высочайший прибыл из деревни Заходы Нукутского района, Залысов и Бурмакин не смогли найти работу в Листвянке, самый молодой член бригады Хазагаев прежде жил в деревне Осинского района, а ранее судимый за убийство в состоянии аффекта Антипин и бывший сотрудник милиции Чугайнов оказались местными жителями. Столь разных людей объединяла, по мнению следствия, лишь жажда наживы.
Давая показания на следствии, обвиняемые не скрывали, что согласились воровать золото, желая быстро и много заработать. Бурмакин и Залысов рассказали, что Панков, встретивший их в аэропорту, обещал: если они будут слушаться, то заработают за сезон по квартире в Иркутске. Не все члены преступной группировки знали, что создал её высокий чин в полицейских погонах. Но те, кому этот факт был известен, крышевание предприятия заместителем начальника отдела МВД расценивали как серьёзную страховку. По словам Зеленцова, из семи заработанных миллионов полтора получил Панков, обещавший, если коллеги-полицейские выйдут на след расхитителей и начнутся какие-то мероприятия по пресечению краж, предупредить, чтобы все члены группировки затаились.
Предназначенный для хищения концентрат, содержащий химически чистые золото и серебро, фасовался отдельно и маленькими частями переправлялся на хранение в структурные подразделения, где о нём могли позаботиться свои люди. Собрав приличную партию, её выносили с территории комбината, минуя КПП, и передавали в руки Зеленцова, отвечавшего в группировке ещё и за сбыт. Но напрасно начальник следственного отдела полиции Панков был уверен, что пре-дусмотрел в своём тайном предприятии всё до мелочей: придуманная им схема хищения продержалась лишь с февраля по апрель 2012 года. За это время удалось вынести с месторождения «Голец Высочайший» 39 килограммов 995 граммов концентрата, содержащего 10,5 килограмма химически чистого золота и 3,4 килограмма химически чистого серебра.
Начальник службы безопасности ОАО «Голец Высочайший» рассказал, что довольно скоро повысил Антипина: протеже Панкова получил должность старшего охранника. Но потом начальнику подразделения показалось подозрительным, что его работник стал ездить на фабрику не на служебном транспорте, а бить свою машину по очень плохой дороге. Оперативная информация о том, что на предприятии действует группировка, занимающаяся хищениями, поступила уже в апреле прошлого года, тогда же начались оперативно-розыскные мероприятия. Благодаря совместным спланированным действиям сотрудников УФСБ России по Иркутской области и регионального Следственного управления СК РФ весь похищенный драгоценный металл был изъят, к уголовной ответственности привлечены в общей сложности 13 человек.
При очередной попытке вынести краденый концентрат с фабрики задержали Антипина, Бардымова и Чугайнова, главари пока оставались на свободе. К тому времени, когда возбудили уголовное дело, 10,5 кило концентрата на сумму более семи с половиной миллионов рублей было уже продано. При обследовании территории горно-обогатительной фабрики в апреле прошлого года в аппаратном отделении сгустителя оперативники обнаружили заначку стоимостью 4,5 миллиона рублей. Через три дня на территории месторождения правоохранительными органами было изъято фактически украденного драгметалла ещё на 742 тысячи рублей. В середине мая во время обыска на станции биологической очистки Галимов добровольно выдал правоохранителям приготовленную к выносу за территорию фабрики партию концентрата, содержащую 2,5 кило-грамма чистого золота и полкило серебра на сумму почти четыре миллиона рублей. Оперативно-розыскные мероприятия продолжались до января 2013 года – тогда на дороге в пионерлагерь «Звёздочка» задержали покупателя, у которого в багажнике «Тойоты» оказался пакет с 10 килограммами похищенного с фабрики драгоценного металла.
В Бодайбо не было секретом, кто занимается скупкой золота. Поторговавшись, Зеленцов сбавил цену с 750 до 600 рублей за грамм. (Согласно справке Центробанка РФ, один грамм золота стоит 1551,5 рубля, серебра – около 29 рублей.) Следствие считает, что золото и деньги не менее пяти раз переходили из рук в руки, пока у одного участника сделки не оказались 10 кило концентрата, у другого – сумма в семь миллионов рублей. Покупатель прятал золото в лесу возле Кяхты, где у него был тайник. Он якобы не знал, что металл краденый, но не мог не осознавать, что совершает незаконную сделку. В тот день, когда он решил сменить схрон, его машину остановили на дороге правоохранители.
Все обвиняемые прошли через судебно-психиатрическую экспертизу, признаны вменяемыми и способными осознавать характер и опасность своих действий. В зависимости от роли и степени участия в работе криминального предприятия они обвиняются по п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 158 (кража, совершённая организованной группой в особо крупном размере) и ч. 2 ст. 191 (незаконный оборот драгоценных металлов) УК РФ. Акционерному обществу «Высочайший» преступлениями группировки причинён ущерб на 16 миллионов 757 тысяч рублей.
Прокуратура Иркутской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении расхитителей жёлтого металла. В настоящее время оно передано в Бодайбинский городской суд для рассмотрения по существу.