Якутский узел
Строительство новой ГРЭС-2 в Якутске решит энергопроблемы столицы крупнейшего российского региона, но не поможет промышленному освоению юга республики
Недостаточное развитие энергетики Республики Саха (Якутия) ещё несколько лет назад считалось одним из основных препятствий для экономического роста самого большого российского региона. В конце 2000-х годов расширение инфраструктуры было объявлено приоритетом как для федеральных, так и для республиканских властей. Однако приблизиться к реализации задумки не удалось до сих пор. Чтобы решить текущие проблемы тепло– и энергоснабжения региона, федеральные власти вынуждены были привлечь одну из крупнейших энергокомпаний страны, находящуюся под контролем государства, – «РусГидро». Сейчас этой структуре поручено построить в Якутске ГРЭС-2 (ЯГРЭС-2), которая должна заменить устаревшие мощности действующей ГРЭС. Сегодня этот проект является основным для энергетики республики – столица региона уже не раз оказывалась на грани коммунальной катастрофы из-за изношенности оборудования, введённого в эксплуатацию более 40 лет назад.
Туманные перспективы экономического роста
В 2007 году власти Республики Якутия при поддержке компаний, готовых инвестировать в крупные ресурсные проекты, создали проект «Корпорация развития Южной Якутии». Новая структура подала заявку на финансирование в Инвестиционный фонд РФ. Проект выглядел чрезвычайно амбициозным и включал создание кластера добывающих и перерабатывающих предприятий неподалёку от границ Иркутской области. В частности, речь шла о строительстве Эльконского горно-металлургического комбината (добыча и обогащение урановой руды, инвестор – холдинг АРМЗ), Тарыннахского и Таёжного горно-обогатительных комбинатов, сгруппированных в Южно-Якутское горно-металлургическое объединение (добыча и переработка железной руды – ГМК «Тимир», дочернее предприятие АК «АЛРОСА»), Инаглинского угольного комплекса (производство коксового концентрата – УК «Колмар») и Якутского центра газодобычи (добыча и переработка газа и получение продуктов газохимии и гелия – «Газпром»), а также Селигдарского горно-химического комбината (производство фосфатов). Проект заручился поддержкой на федеральном уровне и вошёл в несколько госпрограмм, в том числе социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года.
Однако после этого реализация проекта «забуксовала». Его «энергетическим сердцем» должна была стать Канкунская ГЭС, которую планировалось возвести в безлюдном районе на реке Тимптон в Алданском районе Якутии. Предполагалось, что мощность станции составит 1,2 тыс. МВт – этой энергии было бы достаточно для обеспечения основных инвестпроектов в Южной Якутии. Проект прошёл стадию общественных слушаний, но затем застопорился. По итогам проектирования наиболее приемлемым вариантом было признано создание бетонной плотины. Однако в Якутии мощностей по производству этого материала в достаточном для такой стройки количестве просто нет. Его надо завозить издалека, например из Ангарска. Кроме того, строительство в условиях вечной мерзлоты неизбежно вело к более дорогим техническим решениям. Если в европейской части России цена строительства газовой генерации не превышала 1,3–1,5 тыс. долларов за каждый киловатт установленной мощности, ГЭС аналогичной мощности – около 3 тыс. долларов, то канкунский проект, по проведённым расчётам, обходился в разы дороже. Для сравнения: возводить станцию за свой счёт ОАО «РусГидро», имеющее значительную долю частных акционеров, отказалось, государство ассигновать значительные суммы также не решилось. В итоге проект Канкунской ГЭС повис в воздухе.
Одновременно с этим федеральные власти осознали, что крупнейший игрок изолированного энергорынка – РАО «ЭС Востока» (управляет 16 энергоструктурами почти на 1/3 территории страны) – не способен самостоятельно, без внешней поддержки переломить негативные тенденции. Из-за нехватки средств дальневосточная энергосистема с трудом справлялась с функцией поддержания работоспособности действующих мощностей, о дальнейшем развитии речи уже не шло. В этих условиях в Москве решили переложить ответственность за развитие энергосистемы региона на одного из крупнейших игроков госсектора – компанию «РусГидро». Структура, специализирующаяся на управлении большинством ГЭС России, получила контрольный пакет РАО «ЭС Востока» в качестве «социальной нагрузки». До этого «РусГидро» владело лишь дальневосточными гидростанциями, РАО ввело в периметр группы «РусГидро» ряд ТЭЦ, работающих как на «перспективном» природном газе, так и на угле и мазуте (последний вид топлива особенно затратен и характерен для Камчатки и дальневосточных регионов).
«Опасные» морозы
Получив в собственность активы РАО «ЭС Востока», «РусГидро» столкнулось со вполне ожидаемой проблемой. Большинство генерирующих мощностей (за исключением гидрогенерирующих станций) являлись крайне изношенными, а зачастую и нерентабельными. Федеральные власти поручили «РусГидро» обновить мощности дальневосточной энергосистемы. Основных проектов оказалось четыре: ТЭЦ в Советской Гавани (120 МВт, 200 Гкал/ч) первые очереди Сахалинской ГРЭС-2 (110 МВт, 15 Гкал/ч) и Якутской ГРЭС-2 (170 МВт, 160 Гкал/ч) и вторая очередь ТЭЦ в Благовещенске (120 МВт, 188 Гкал/ч). На реализацию проектов из федерального бюджета были выделены средства – 50 млрд. рублей. Деньги были перечислены «РусГидро» в виде допэмиссии: в обмен на них государство получило свежевыпущенные акции компании.
Для Якутии – одного из самых холодных регионов страны – проблема обновления генерирующих мощностей стояла особенно остро. Первые серьёзные неприятности начали возникать здесь ещё более 10 лет назад. В 2002 году значительная часть Якутска, где проживало более 210 тыс. человек, на два часа осталась без тепла и света при 40-градусном морозе. Трагических последствий тогда удалось избежать, но проблема не была решена полностью. С учётом того что к 2013 году население столицы республики выросло ещё на 70 тыс. человек, соответственно увеличилась и нагрузка на энергосистему. Ситуация постепенно становится всё более сложной.
Возможности стабилизации
В настоящий момент проектирование Якутской ГРЭС-2 завершено, уже получено положительное заключение Главгосэкспертизы по технической части проекта, сообщили корреспонденту «Сибирского энергетика» в пресс-службе «РусГидро». В декабре проект будет направлен на государственную экспертизу сметной стоимости.
Разработка проектно-сметной документации первой очереди Якутской ГРЭС-2 финансируется ОАО «РАО ЭС Востока». Строительством станции займётся специально созданная компания ЗАО «Якутская ГРЭС-2 (100-процентная «дочка» «РусГидро»), которая будет выполнять функции заказчика-застройщика. До конца года она приступит к проведению конкурсных процедур на право осуществления генподряда.
Новая станция заменит выбывающие мощности ЯГРЭС-1. Действующая станция обеспечивает 94% электропотребления девяти районов Якутии и 54% теплопотребления столицы региона. Вторым источником тепла является Якутская ТЭЦ. ЯГРЭС-2 возводится в зоне вечной мерзлоты – таких объектов на Дальнем Востоке не строили с 1980-х годов. Станция будет расположена за пределами города по Вилюйскому тракту, на природной возвышенности (горе Чочур-Муран). Новая ГРЭС разместится рядом с газораспределительной станцией, что повысит надёжность подачи топлива и удешевит строительство, подчёркивают в «РусГидро». Кроме того, строительство будет вестись на другой стороне Якутска от действующей ГРЭС и ТЭЦ, что позволит взять город в «тепловое кольцо» – вытеснить часть малоэффективных и экологически вредных котельных. Проблем с подачей топлива на новую ГРЭС возникнуть не должно: уже есть договорённость о поставке газа со Средневилюйского ГКМ, собственником которого является компания «ЯТЭК», входящая в группу «Сумма». В феврале 2013 года Минэкономразвития выдало разрешение на использование природного газа в качестве основного топлива ЯГРЭС-2, рассказывают в «РусГидро». Предполагается, что первая очередь новой ГРЭС будет введена в строй в 2015 году.
Правда, средств, выделенных из госбюджета в рамках допэмиссии, не хватит на весь цикл строительства первой части якутской станции. Стоимость работ и оборудования (поставщик которого пока не определён) оценивается в сумму порядка 18 млрд. рублей, допэмиссия покрывает лишь 13 млрд. рублей. Таким образом, стоимость 1 кВт установленной мощности ЯГРЭС-2 составит чуть менее 3,3 тыс. долларов. В качестве источников дополнительного финансирования прежде всего будут использованы проценты от размещения полученных 50 млрд. рублей на депозите в Сбербанке, а также собственные средства «РусГидро», отмечают в компании. Кроме того, при необходимости будет рассмотрен вопрос привлечения заёмного финансирования, говорит представитель «РусГидро».
Стоимость энергопроектов на Дальнем Востоке традиционно намного превышает среднероссийские показатели удельных капитальных затрат, отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Расстригин. Поэтому проверить обоснованность озвученной стоимости проекта ЯГРЭС-2, исходя из публичной информации, сегодня практически невозможно. В настоящий момент долговая нагрузка «РусГидро» не выглядит слишком критичной: основной показатель «чистый долг/EBITDA» (EBITDA – объём прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации) находится на уровне 1,7. Критичным для рынка традиционно является показатель 2,5–3. То есть «РусГидро» может безболезненно занять 60 млрд. рублей, при более негативном развитии событий – дополнительно 35 млрд. рублей, а в случае крайней необходимости – ещё 70 млрд. рублей, доведя показатель «чистый долг/ EBITDA» до 4, полагает Расстригин. Таким образом, группа имеет максимальный резерв в 165 млрд. рублей – этого с избытком хватит для строительства ЯГРЭС-2. Однако у компании есть и ряд других крупных проектов, требующих дополнительного финансирования, так что потенциальная «заёмно-денежная подушка» не кажется слишком большой.
Программа развития энергетики Дальнего Востока необходима, особенно если учесть изношенность и моральное устаревание действующих мощностей, согласен аналитик «ВТБ Капитала». Но «РусГидро», вероятно, будет вкладывать в эти проекты деньги из собственной прибыли и средства допэмиссии, то есть финансирование будет осуществляться фактически за счёт акционеров компании. И рассчитывать на справедливую доходность на инвестиции в этом случае вряд ли стоит. «Было бы справедливо, если бы финансирование осуществлялось не из баланса публичной компании – «РусГидро», а через непубличную госструктуру. В таком случае гидрогенератор мог бы работать над проектом в качестве управляющей организации, а свои прибыли распределять акционерам пропорционально их долям, выплачивая существенные дивиденды», – полагает Михаил Расстригин.
Якутская ГРЭС-2 войдёт в состав Центрального, а не Южно-Якутского энергорайона, в рамках которого и планировалось строительство Канкунской ГЭС. Южная Якутия присоединена к ОЭС Востока, а это значит, что здесь развитие энергетической инфраструктуры идёт в логике развития всего юга Дальневосточного федерального округа, отмечают в «РусГидро». Таким образом, пути развития этой перспективной территории пока не определены. Центральный же энергорайон Якутии с пуском новой станции получит надёжную генерацию, которая удовлетворит потребности стремительно растущей столицы республики.
Мощность ЯГРЭС-2 не намного превосходит генерирующие возможности ЯГРЭС-1: строительство новой станции необходимо для обеспечения покрытия растущих потребностей Центрального энергорайона в электроэнергии и мощности, а также для поэтапного замещения выводимых мощностей ЯГРЭС-1, отмечают в «РусГидро». Однако конкретизировать сроки и объёмы вывода устаревших мощностей в компании пока не готовы. Ориентировочно речь идёт о «списывании на берег» части оборудования ЯГРЭС-1 в 2016–2019 годах. Представитель генератора в прогнозах осторожен.