издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Я влюблён в ваше тонкое имя…»

Александра Вертинского не стало больше полувека назад, а песни его до сих пор задевают в людях какие-то очень тонкие и чувствительные струны. Никто до сих пор не смог по-настоящему объяснить мировую известность исполнителя, он и сам от этого часто приходил в недоумение. Вертинский не обладал выдающимся голосом, картавил, он не был, как Шаляпин, монументально красив… Но при этом он был очень артистичен и изысканно театрален, а в каждой его песне сквозила маленькая история, которая не могла не волновать сердца, поэтически он был очень интересен и своеобразен.

Некоторые называют его родоначальником авторской песни, но это совсем разные жанры, назвать Вертинского бардом ни у кого не повернётся язык. Шостакович говорил про него: «Он музыкальнее всех композиторов, вместе взятых». Никто и никогда не сможет повторить этот жанр и стиль, как и скопировать его уникальную манеру исполнения. Да и ни к чему это. Иркутянка Анна Климашевская и «Декаданс-квартет» составили свою музыкальную программу из песен Вертинского. В прошлом году они дали несколько концертов в Иркутске и области, а 6 октября в концертном зале филармонии состоялось первое выступление уже нового сезона – «То, что я должен сказать…». Музыканты и вокалистка постарались уйти как от слепого подражательства, так и от принципиально иной трактовки известных песен. 

Отголоски Серебряного века 

Основная профессия Анны Климашевской не связана с музыкой, но она росла в музыкальной семье – бабушка пела в оперетте, дед был дирижёром. Муж Анны также музыкант, поэтому можно сказать, что музыка сопровождает её с самого детства и всю жизнь. Сначала Анна исполняла классические русские романсы, затем попробовала петь со сцены и Вертинского – причём сразу в Германии. А впервые песенки Чёрного Пьеро она услышала очень давно:

– Не могу сказать, что 20 лет назад я слушала исключительно Вертинского. Но слушала и его тоже, он действительно западает в душу, так как очень своеобразен и ни на кого не похож. Может, мы просто доросли до него в конце концов.

С сольной программой Климашевская выступала в немецких городах Берлине, Хайдельберге, Маннхайме, программа состояла из двух отделений – «Русский классический и современный романс» и «Песни Вертинского». Как ни странно, концерты больше посещали не русские эмигранты, а немцы.

– После концерта зрители говорили, что им понравился именно Вертинский, потому что это был настоящий театр. На проекторе мы давали краткое содержание песен на немецком. И хотя мелодически романсы более разнообразны, Вертинский подкупил слушателей изысканной театральностью, которая заложена в мелодике и поэзии. Это отметили даже люди, не понимающие оригинальный текст, хотя в его песнях слова несут огромную смысловую нагрузку. После этого в 2011 году в Москве был записан диск и создана отдельная программа песен Вертинского. К счастью, мы смогли найти в Иркутске музыкантов, которым был интересен этот проект, уже здесь завершили работу над альбомом, который назвали «Дорогая пропажа». И начали выступать, первый концерт в Иркутске состоялся в усадьбе Сукачёва. И если в Германии мы звучали камерно – было всего лишь две гитары и скрипка, то теперь появился целый ансамбль (саксофон, скрипка,   фортепиано, контрабас, две гитары и аккордеон). Собрался настоящий музыкальный коллектив, который мы назвали «Декаданс-квартет». Название, конечно, не случайное – ведь тот период якобы упадка был временем настоящего расцвета искусства. Эстетство и особая утончённость восприятия, которые в наше время несколько старомодны и, может быть, неуместны, до сих пор, как ни странно, актуальны, а ведь прошло по сути 100 лет с того времени. Но отголоски и следы прекрасного Серебряного века витают в воздухе, мы их чувствуем – прежде всего это болезненное восприятие того, что ты бы хотел иметь и что ты имеешь на самом деле, контрасты и противоречия. Хотя тогда это было действительно очень ярко – творили поэты Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Волошин, Блок, композиторы Рахманинов, Шостакович, Прокофьев. Может, и наши современники через сто лет будут смотреться так же интересно и самобытно. 

С марта по май этого года музыканты выступали в иркутском Доме актёра, в усадьбе Сукачёва, в концертном зале филармонии. Тогда был подготовлен целый перфоманс под названием «Весна Вертинского», шесть концертов прошло в Иркутске, а также в Слюдянке и Байкальске. Программа называлась «Я влюблён в ваше тонкое имя…», это строки из его знаменитой «Пани Ирэн».

– Эта программа шла достаточно хорошо и заканчивалась большим майским концертом в филармонии. Потом художественный руководитель филармонии Марина Токарская пригласила нас выступить  снова. Кстати, в канву программы была вписана и поэзия Серебряного века – стихи Северянина, Волошина, Цветаевой, Гумилёва и Мандельштама. И это, по мнению профессиональных критиков и зрителей, было очень уместно, создавало особую атмосферу той эпохи. Осенняя программа построена иначе – мы подготовили много новых песен и, кроме того, решили включить в неё стихи Вертинского и его воспоминания. А программу так и назвали – «То, что я должен сказать…».

На джазовой основе

Большинство музыкантов «Декаданс-квартета» играют джаз, они сумели и привнести что-то своё, и при этом не нарушить грубо контекст и структуру произведений Вертинского. В проекте заняты известные иркутские исполнители. На контрабасе и аккордеоне играет Александр Шуберт, он же занимался и записью, сведением диска уже как звукорежиссёр. На гитаре обычно играл Даниил Клешнин, а в осеннем проекте занят  Евгений Серёдкин. На скрипке солирует Герман Цогла, в песне «Рафинированная женщина» он зажигает нечто этническое, закарпатское.  На саксофоне играет Иван Константинов, извлекая из своего инструмента совершенно чудные и нежные звуки. На рояле – Дмитрий Агафонов, известный в Иркутске джазовый пианист.

– Музыканты – профессионалы, их не нужно осекать, чтобы они не уходили в «своё». Так как они все тонко чувствуют музыку, то играют ровно столько особенного и «своего», сколько нужно, никогда не перегибая палку. Меня очень радует, что я окружена командой мужчин-профессионалов. Чаще всего Вертинский выступал под аккомпанемент рояля, а мы рискнули создать иную аранжировку. Работать было очень легко, потому что меня понимали буквально с полуслова. Помогало то, что в песнях Вертинского заложено очень много музыкальных образов: там и танго, и босанова, и фокстрот, и вальс, то есть его творения – это очень благодатный материал для музыканта, большое поле для импровизации. 

Очень важно было продумать наряд для этих выступлений. Ни смокинг, ни фрак, ни строгий костюм, ни платье в стиле 19 века совершенно точно не вписались бы в стилистику концертов. Анна нашла выход. На концерте в филармонии было два отделения, и Анна позволила себе менять наряды. Для первого отделения она сшила длинную шёлковую рубаху с расклешёнными рукавами, вышитыми кружевами «ришелье». Естественно, она выходила без грима, это скорее стилистический Пьеро. А для второго отделения Климашевская приготовила длинное филармоническое платье с шёлковым хитоном в стилистике начала 20 века. 

– Кстати, зрители мне часто говорили, как им странно было узнать, что Вертинского будет петь женщина. Но почему нет? Для меня это совершенно естественно, ведь речь идёт о человеческих чувствах, я не стараюсь ничего придумывать или добавлять от себя, всё уже сказано, но каждый (я не исключение) может найти в этом что-то своё, и тем больше, чем интереснее и глубже источник. После концерта обычно все вопросы на тему мужской-женской песни отпадали сами собой. Даже когда текст был довольно эпатажный и насквозь мужской, например «Мне не нужно женщины, мне нужна лишь тема…».

Всего в программе прозвучало около 30 песен Вертинского плюс три инструментальные композиции тех лет, так называемый ретро-джаз. В течение года состоится ещё несколько концертов Анны Климашевской и «Декаданс-квартета». 

«Отоспался и… готов на «новые авантюры»

Отрывок из письма Вертинского жене, написанного в Иркутске:

«Дорогая моя Пекочка. Ну вот всё и закончилось. Улан-Удэ был последним городом Дальнего Востока. Теперь я уже в Сибири, а это на 10 тысяч километров ближе и теплее, чем я был. Так странно, что морозы только 16 градусов вместо 50 и 60. Можно гулять, можно дышать! Гостиница приличная. Мне дали тот же номер, в котором я жил, когда был тут весной. Люди тут приветливее. Из Бодай-Бо (орфография авторская. – Прим. авт.) прилетел геологический генерал Гаврилов – мой горячий поклонник. Все рады мне – встречают как родного. Я потихоньку оттаиваю. От арктического холода и «вечной мерзлоты». Помылся горячей водой наконец. Надел новый костюм. Отоспался и… готов на «новые авантюры» и эксперименты над самим собой! О юность, это ты! Получил в Улан-Удэ твою телеграмму и сразу стало спокойнее. Теперь уже немного осталось. Пока у нас заделано три города – Иркутск, Красноярск, Новосибирск». 

«Вот что значит аристократ»

Воспоминания о концерте Александра Вертинского в Иркутске Ольга Ильинична Шмидт в январе 1951 года посетила концерт Александра Вертинского в иркутском Доме офицеров. Ей тогда было 13 лет, и она делится с нашими читателями своими обрывочными воспоминаниями:

– В Доме офицеров работал мой дядя. Он был меломаном, очень любил Вертинского, собирал его записи. Он и приобщил нас к этой музыке, купил нам билеты на концерт. Я помню, что зал был набит битком, мы сидели на хороших местах в самой середине. Мама оглянулась и говорит: «Одни старухи». Пожилых людей действительно пришло много, они были одеты старомодно и празднично, скажем так. И многие пришли с детьми, тогда было принято приобщать детей к музыке, водить их на самые разные концерты. Меня мама тоже часто выводила «в свет», поэтому не взять на этот концерт просто не могла. Вертинский вышел на сцену как князь, он держался очень прямо, и люди шептались: «Вот что значит аристократ». Мне он показался красивым и элегантным. Очень сильное впечатление произвела песня «Я маленькая балерина». Руками он изобразил эту балерину, я вообще запомнила, как много он жестикулировал, и всё это было к месту.  Потом про этот концерт я как-то рассказала сыну Серёже, он историк, ему это было любопытно. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры