Стихийный спрос
Добывающие компании запасаются угольными участками в Иркутской области
Иркутский уголь, который выставляло на продажу в этом году Иркутскнедра, приобрёл определённую популярность. Игроки, желая получить активы, переходили за сотые шаги на аукционах. Цены за мелкие участки с ресурсными показателями, не доходящими и до миллиона тонн, взвинчивались на торгах до невероятных для таких объектов размеров. Крупный бизнес, который пошёл на аукционы, признаётся, что расширяет экспортное направление. Впереди – Китай. Но на арену выходят теперь и игроки поменьше, рассчитывая также зарабатывать на разработке участков. Подробности – в материале «ВСП».
Вопреки условиям рынка
Бум вокруг углеводородных участков, которые скупались в Иркутской области на аукционах в 2006–2008 годах, повторяется. Но теперь уже интерес проявляют добывающие компании к другому виду энергоресурсов – углю. Около десятка объектов было выставлено в этом году на продажу в территориальном Управлении по недропользованию по Иркутской области. За многие из них по-настоящему боролись конкуренты, взвинчивая цены с тысяч рублей до десятков миллионов. Один конкурс мог собрать до семи компаний, заинтересовавшихся активом и в той или иной степени рассчитывавших на победу. Но региональные эксперты отрасли сразу же оговариваются – сравнивать нынешний тренд с «охотой» на нефть и газ не стоит. Ажиотаж вокруг угольных объектов, который начался в 2012 году и продолжился в 2013-м, они расценивают как чисто региональную особенность, не связанную с общей ситуацией на российском или мировом рынке (как в случае с нефтью и газом). Так, на непростое положение угольной промышленности, не располагающее, по идее, к новым приобретениям, обращает внимание и эксперт отрасли – заместитель гендиректора компании «Востсибуголь» Владимир Смагин: «Цена на уголь на мировом рынке не растёт, зато увеличивается себестоимость его производства. Не позволяет эффективно продавать его на экспорт и тарифная политика железной дороги. В 1990-е, несмотря на то что внутри страны спрос падал, продукция была востребована на внешнем рынке, куда и можно было выходить российским компаниям. Теперь же, в сложившихся неудачных условиях, многие российские производители вынуждены конкурировать между собой на внутреннем рынке, чтобы сбыть продукцию. Увеличивать объёмы добычи возможно в основном только за счёт экспорта. Спрос на внутреннем рынке или стоит, или имеет тенденцию к небольшому снижению. Современным компаниям, чтобы выдержать конкуренцию, нужно искать способы повышать качество угля, снижать его себестоимость и налаживать грамотную, малозатратную логистику».
Не стоит также забывать, что стоимость лицензий на уголь значительно ниже стоимости лицензий на извлечение «чёрного золота», продававшегося в 2007-2008 годах. Соответственно, уголь доступнее для более широкого круга покупателей, чем и поспешили сейчас воспользоваться мелкие региональные компании. Однако не всё так прозаично, как может показаться на первый взгляд. Торги в 2013 году в Иркутскнедра не обошлись без «тёмных лошадок» (кто стоит за отдельными компаниями, до сих пор неизвестно не только широкой общественности, но и более узкому кругу представителей отрасли) и крупного регионального бизнеса (компания «Востсибуголь» впервые за последние годы также сделала интересные приобретения).
За ценой не постояли
Итак, о наиболее интересных аукционах 2013 года, свидетелями которых стал корреспондент «ВСП». Серия торгов состоялась в январе. Ныгдинская площадь (Вознесенское каменноугольное месторождение в Черемховском районе) и участок «Велистовский» (Азейское буроугольное месторождение в Тулунском районе) попали в поле зрения крупной региональной компании «Востсиб-уголь» (90–95% рынка твёрдого топлива Иркутской области). Ныгдинская площадь досталась КВСУ практически без борьбы за 3,7 млн. рублей. Прогнозные ресурсы залицензированного объекта по категории P1 – 11,9 млн. тонн. «Степень разведки на Ныгдинской площади невысокая. Известны лишь прогнозные ресурсы, но мы считаем объект интересным. Уголь здесь газовый, хорошего качества. Ресурсов с настолько высокими качественными характеристиками у компании сегодня нет», – поделился с изданием по итогам аукциона гендиректор КВСУ Евгений Мастернак. Твёрдое топливо после обогащения «Востсибуголь» намерен поставлять на внешний рынок. Промышленная эксплуатация Ныгдинской площади обеспечит прирост к существующему объёму экспорта КВСУ минимум на 500 тыс. тонн в год, прогнозируют на предприятии. Ресурсов газового угля хватит примерно на 25 лет. Не исключают в КВСУ и поставки ныгдинского угля в качестве коксовой шихты.
Куда темпераментнее оказались торги в Иркутскнедра за Велистовский участок Азейского месторождения (Тулунский район). Запасы бурого угля там составляют по категории B – 2965 тыс. тонн, по категории C1 – 1614 тыс. тонн. Стартовая цена – 5,6 млн. рублей. Основная борьба за лицензию развернулась между ООО «Востсибуголь» и ОАО «Облжилкомхоз» (учредитель – правительство Иркутской области). Обе компании уже занимаются добычей на Азейском месторождении в Тулуне, поэтому были заинтересованы в увеличении своей доли запасов. Игроки подняли стоимость участка с 5,6 до 46,26 млн. рублей, и на 72 шаге аукциона от борьбы отказалась КВСУ. В компании признают: участок входил в зону их интересов, но большой потери для себя угольщики не видят. Особого удовлетворения результаты торгов не принесли, похоже, и победителю – стоимость актива оказалась сильно завышенной. «Ожидали другого, но получилось так, как получилось», – коротко резюмировал событие гендиректор «Облжилкомхоза» Александр Трифонов. В компании рассчитывают, что запасов бурого угля им хватит на 10 лет. Таким образом, добыча должна составить порядка 400 тыс. тонн. Всё топливо будет использоваться на собственных теплоисточниках в Тулуне и Вихоревке Братского района. Общее годовое потребление там – около 300 тыс. тонн, отмечает Трифонов.
Серия дорогих и отчаянных покупок состоялась летом 2013-го. В начале июля прошли аукционы по угольным участкам, которые потрясли воображение как самих участников торгов, так и их организатора – Управление по недропользованию. Два небольших объекта с забалансовыми и прогнозными запасами и ресурсами ушли по астрономическим для них ценам – 16 и 8 млн. рублей. Тёмная лошадка ООО «Трансуголь», торгуясь, перевалила за сотый шаг аукциона и сделала приобретения. Побединский в Нукутском районе был выставлен с первоначальной стартовой ценой всего лишь в 231,5 тысячи рублей. Прогнозные ресурсы каменного угля по категории Р3 определены в 11 млн. тонн. Побороться за небольшой актив решили сразу шесть компаний – ООО «Крот», ООО «Труд», ООО «Трансуголь», ООО «Компания «Востсибуголь», ООО «Промрегион» и ООО «Трайлигн». Уже к середине торгов половина игроков от участия отказалась. Конкурировать между собой продолжали лишь представители «Крота» и «Трансугля», однако первый был вынужден сдаться. Не менее бойко торговались и за участок Голуметский Присаянской угленосной площади. Забалансовые запасы и ресурсы его составляют по категориям С2 – 229 тысяч тонн, Р1 – 950 тысяч тонн. Основные действующие лица в аукционе по Голуметскому практически не изменились, победитель, впрочем, тоже – на 98 шаге. За компанией-победителем может стоять капитал КНР, в последнее время выказывающей активный интерес к ресурсам сибирского соседа.
«Думаю, тенденция, которую мы сейчас наблюдаем (компании проявляют интерес к аукционам по продаже угля), продиктована не условиями мирового рынка, а особенностями регионального и даже муниципального характера», – конкретизирует заместитель руководителя Иркутскнедра Андрей Салаев. Он объясняет: некоторые игроки, которые делали приобретения в последние годы, «заточены» на ведение локального бизнеса. Добытый уголь компании планируют продавать внутри муниципалитетов главным образом для нужд ЖКХ. К примеру, в Заларинском и Зиминском районах недропользователи разрабатывают небольшие месторождения для обеспечения углём только этих территорий. Стоит оговориться, что сам региональный рынок не меняется – новых крупных потребителей не прибавляется. Но постепенно истощаются старые запасы угля и актуальной становится разведка и освоение новых объектов.
Мелкие и крупные предпосылки ведения бизнеса
Таким образом, за последние два года Иркутскнедра выставляло много небольших объектов с низкой стартовой ценой и уходили они в итоге за небольшие суммы представителям мелкого бизнеса. Однако и на этих участках можно точно так же зарабатывать, как и при ведении крупного добывающего бизнеса, считают эксперты. «Допустим, за объект отдают один миллион. Скорее всего, он даже не будет иметь данных по запасам (более высокая степень разведки. – Прим. авт.), а только ресурсы. Еще 100–500 тысяч придётся заплатить за доразведку, но отобьются в этом проекте деньги намного быстрее при минимальных затратах», – рассказывает заместитель руководителя Иркутскнедра. Так, к примеру, открывается много небольших разрезов в Зиминском, Нижнеудинском, Тайшетском, Усольском районах.
Такая активность мелкого бизнеса должна заставить задуматься местных лидеров по добыче твёрдого топлива, уверены собеседники газеты из Иркутскнедра. Но в том же «Востсибугле» уверяют, что «передела» рынка не боятся.
«Достаточно много предложений звучало по продаже маленьких участков. Но мы не стремимся участвовать во всех аукционах, потому что не считали и до сих пор не считаем целесообразным в каждом районе собирать по небольшому активу, – уверяет заместитель генерального директора КВСУ по развитию Владимир Смагин. – К примеру, Тайшетский район: там выставляются угли с запасами полмиллиона тонн. Какой-то предприниматель занимается разработкой этого участка и добывает по пять-десять тысяч тонн угля в год. И он конкурентоспособен на ограниченной территории. Причём в первую очередь за счёт транспортной составляющей – возить уголь никуда не надо и близлежащий потребитель обеспечен. Но мы, когда планируем свою стратегию развития, понимаем, что это небольшие потери, они составляют долю процента. Они не принесут явного ущерба. Являются проблемой другие игроки – недобросовестные конкуренты, скупающие у нас топливо и под маркой КВСУ продающие его на нашем рынке».
Ещё одной причиной, повысившей интерес к углю, представители Иркутскнедра называют новые возможности для реализации твёрдого топлива в Китай, где по-прежнему сохраняется спрос на ресурсы соседнего государства. «Конечно, там действуют свои строгие требования к качеству твёрдого топлива, а угли Иркутской области в основном не имеют высоких характеристик, в том числе из-за повышенного содержания в них серы. Поэтому недропользователям сейчас ничего другого не остаётся, кроме как доизучать свои давно действующие участкилибо брать новые лицензии», – комментируют специалисты Иркутскнедра.
Довод этот подтверждается и заявлениями самих представителей крупного бизнеса в Приангарье. В той же КВСУ уже не раз объявляли, что намерены выходить на экспорт в Китай. «Задача «Востсибугля», по большому счету, в том, чтобы закрывать потребности в топливе «Иркутскэнерго». Второе направление – создавать экспортно-ориентированную базу. Тут, конечно, возникает вопрос – надо ли это делать при сложившихся сейчас невыгодных условиях на общем рынке? Практика показывает – надо. Ведь дальнейшее развитие компании за счёт увеличения потребления внутри региона вряд ли произойдет. Потребление здесь остаётся достаточно стабильным. Более того, все усиленно говорят о новом виде топлива – газе», – объясняет собеседник издания из КВСУ. Заметим, что КВСУ экспортное направление уже развивает: поставки осуществляются в основном в Маньчжурию, среди потребителей в том числе и сфера ЖКХ, энергетика, несколько промышленных предприятий.
Выходить на новые горизонты компания вынуждена в том числе и из-за узкого регионального рынка, который не имеет предпосылок к расширению. Так, сократился рынок для крупного регионального игрока и на севере Приангарья (северный завоз для нужд ЖКХ). Туда сейчас поставки осуществляют предприятия из Якутии. «Этот уголь, который идёт через посредников, хуже по своим характеристикам, чем тот, что поставляли мы, хотя иногда и несколько дешевле. Но в целом для региона такая «экономия» мнимая: отказ от работы с местным производителем означает и снижение загрузки других местных компаний – железной дороги, Осетровского порта и Верхнеленского речного пароходства. При поставках через Якутию задействована, к сожалению, инфраструктура не местных предприятий. А это не на пользу экономике региона».
Российские аналитики рынка, с одной стороны, видят предпосылки для развития экспорта в Китай и другие страны Азии, где наблюдается подъём экономики, хоть и в последний год со снизившимися темпами, но с другой – предостерегают. «Российским угольщикам стоит иметь в виду, что в Китае есть собственные компании, которые являются сильными игроками и могут составить российским угольщикам серьёзную конкуренцию, причём не только внутри КНР, но и на рынках других азиатских стран, куда уже вышли или хотят выйти наши компании. Так что конкуренты у российских угольщиков уже есть, здесь можно не сомневаться, и в дальнейшем конкуренция будет только усиливаться», – комментирует ситуацию для «ВСП» ведущий аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Действительно, китайские инвесторы проявляют, похоже, интерес к приобретению новых угольных активов и расширению собственной базы, в том числе и в Приангарье. Последние аукционы, состоявшиеся в Иркутской области, по неофициальной версии Иркутскнедра, прошли при участии компаний, представляющих интересы Китая. Более того, ими уже сделан ряд приобретений, отмечают в ведомстве. «Но однозначно заявлять, кто стоит за этими игроками, всё же трудно: если мы посмотрим учредительные документы участников наших аукционов, то там, как и положено по законодательству, всё российское».
Между тем в «кубышке» Иркутскнедра ещё остаются объекты, которые оно готово предложить к услугам игроков. В нераспределённом фонде Иркутской области числятся большие запасы угля – 13521 млн. тонн по категориям А, В, С1 и С2, в том числе каменного угля – 11488 млн. тонн, бурого – 2033 млн. тонн. Запасы сосредоточены в основном на нескольких крупных и средних месторождениях – Вознесенском, Каранцайском, Ишидейском, Новометелкинском. Одним из лучших объектов является Ишидейское месторождение с запасами более 500 млн. тонн. Правда, оно неоднократно выставлялось на продажу в прошлые годы, но заявок на участие в аукционах не было. В какой-то мере сказалась высокая цена – начальная стоимость лота составляла около 35 млн. рублей. На его обустройство потребуются значительные вложения, к чему недропользователи региона до сей поры не были готовы. Кроме того, для таких больших объёмов добычи, которые прогнозируются, требуется большой рынок сбыта угля.
Однако не только крупные, но и более мелкие объекты, скорее всего, уже в 2014 году перестанут интересовать покупателей. Такой недолгий срок дают стихийному спросу недропользователей в теруправлении. «Небольшие инвесторы не станут покупать больше. Компании получили по одной-две лицензии, думаю, на этом они успокоятся. Ведь купить лицензию – это полдела. На участке потребуется работать. Геологоразведка займёт минимум год, организация добычи – ещё год. Если игроки продолжат скупку лицензий, велика вероятность, что они не смогут выполнить их условия», – заключает заместитель руководителя Иркутскнедра.