издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Давайте вести себя как спортсмены»

Вид автоспорта, характеризующийся прохождением поворотов с намеренным срывом ведущей оси и проходом в управляемом заносе на максимально возможной для удержания на трассе угла скорости. Таково несколько сложное на слух определение дрифта. Для многих эта дисциплина, зародившаяся в Японии, ассоциируется исключительно с нелегальными ночными заездами по дорогам общего пользования, участники которых выделывают опасные для себя и окружающих кульбиты. Но в Иркутске есть энтузиасты, решившие пустить подобное развлечение в цивилизованное русло. Благодаря им 21 и 22 сентября на вертолётной площадке на острове Юность проходило мероприятие под названием «ОМНИ Дрифт Битва».

«Давайте вести себя как спортсмены, а не как гопники, которые пришли, сели семечки пощёлкать и друг с другом пообщаться, – обращается главный судья состязаний красноярец Сергей Калюжнов к пилотам, собравшимся на брифинг перед заездами. – Люди пришли посмотреть на дрифт, и это шоу для них делаете вы». Встреча проходит промозглым субботним днём, когда к температуре около пяти градусов выше нуля для полноты неприятных ощущений добавляются холодный ветер и мелкая морось. Несмотря на далеко не самую благоприятную погоду, желающих посмотреть на машины, едущие боком, находится немало. И об их безопасности позаботились так же, как на серьёзных официальных соревнованиях по автоспорту, – обозначенная оранжево-белыми конусами трасса огорожена бетонными блоками, которые отделены широкой полосой земли от ограждения для зрителей. 

К безопасности самих участников соревнований тоже подходят серьёзно. «Мы, понимая, что соответствие тому же регламенту официальной «Российской Дрифт Серии» сразу потребует достаточно серьёзных бюджетов для постройки автомобилей, ужесточаем требования к машинам постепенно, – рассказывает организатор «ОМНИ Дрифт Битвы» Антон Михайлов. – И если раньше гонщики спрашивали, зачем им каркасы безопасности или специальные комбинезоны, то теперь они прекрасно всё понимают и все требования соблюдают». Достаточно одного взгляда на проезжающие перед зрителями болиды, чтобы понять: за те четыре года, что в Иркутске проходят легальные соревнования по дрифту (впервые они проводились под эгидой журнала «Автомаркет» во время фестиваля «БайкалМоторШоу-2009»), выросло не только мастерство пилотов, но и уровень подготовки самой техники. 

«Конечно, в 2009-2010 годах мы сами катались по улицам, крутили «пятаки» и думали, что мы и есть самые настоящие дрифтеры, – вспоминает Михайлов. – Но потом решили выяснить на специальной трассе, кто же на самом деле круче. И теперь, естественно, на брифингах перед каждым мероприятиям говорим гонщикам, что не стоит гонять по улицам и раздражать жителей Иркутска – отношение к нам и так не самое лучшее. На самом деле, я вам скажу, те, кто катается в классе «Про», по улицам уже не ездят». Причин тому несколько. Первая и самая очевидная – болиды, в постройку и доводку которых было вложено немало денег, просто не созданы для передвижения по иркутским дорогам общего пользования, не отличающимся высоким качеством асфальта. Вторая – настоящие соревнования по дрифту обходятся их участникам недёшево: за один гоночный уик-энд приходится менять не один комплект дорогих покрышек, не говоря уже о других деталях мощных машин, которые также имеют свойство изнашиваться.

Значительную часть автомобилей из класса Street, заезды в котором проходили 21 сентября, тоже не увидишь гарцующими на улицах Иркутска. Гонщики, выступавшие на них в субботу, состязались в одиночных заездах – для этого не требуется столько опыта, сколько для парных выступлений в классе Pro. В остальном правила те же – каждый гонщик на старте получает 100 очков, из которых вычитают баллы за различные ошибки: сход с траектории, обозначенной судьями, сбитые конусы, недостаточную скорость или малый угол заноса. Теоретически можно набрать больше сотни за зрелищность – агрессивные «перекладки» между поворотами, густой дым из-под колёс. Но на деле такое происходит нечасто: к примеру, занявшие первое и второе места в классе Street Антон Добровольский на автомобиле Toyota Chaser и Станислав Ширяев на Toyota Mark II набрали по 90 баллов. На счету Алексея Шульгина на Nissan Silvia S15, ставшего третьим, – 80 очков. 

Тройка призёров на следующий день участвовала в квалификации в классе Pro. «Всё логично: если уж три пилота стали лучшими, то они могут ездить уверенно и безопасно», – объясняет организатор соревнований. Действительно, уверенность, опыт и то, что называют чувством машины, – это насущная необходимость, ведь в классе Pro проводятся парные заезды, в которых крайне важны точный расчёт и умение без малейших отклонений удержать болид на заданной траектории. Забегая вперёд, скажем, что Добровольский и Ширяев, участвовавшие в квалификации, успешно её прошли, даже несмотря на то, что погода была «нелётная»: моросящий дождь, на несколько мгновений сменившийся градом, намочил трассу настолько, что многие мощные машины, водители которых пытались сорвать их в занос, в первом же повороте попросту разворачивало. 

Тем не менее, когда подошло время самих заездов, небесная канцелярия сменила гнев на милость. Парные дуэли проходили по олимпийской системе: сначала в них участвовало шестнадцать гонщиков, лучшие из которых образовывали топ-8, и так далее, так что в итоге оставалось лишь два участника финала. В оценке, которую выставляли судьи (помимо Калюжнова в этой роли выступал иркутянин Алексей Горошко), учитывалось и то, насколько синхронно дрифтуют гонщики. «Дуэлянты» попадались разные: в одной паре запросто могли оказаться и два Nissan Skyline одного и того же поколения, но в то же время, к примеру, вместе с Nissan Silvia S13 Дмитрия Протасова боком проходил повороты ВАЗ-2101 Александра Некрасова, в котором от оригинальной «копейки» остались разве что фары и отдельные элементы кузова. 

В финал вышли два «Ниссана» из Иркутска – «Сильвия» Алексея Алдырова и «Скайлайн» Сергея Непокойчицкого. И в отличие от проходившего в тот же день в далёком Сингапуре очередного этапа чемпионата Формулы-1, который ожидаемо выиграл немец Себастьян Феттель из Infiniti Red Bull Racing, интрига в их борьбе на небольшом асфальтовом пятачке в Иркутске сохранялась до последнего. Пилоты, чьи машины ехали бок о бок не только в переносном, но временами и в прямом смысле, всё-таки допускали небольшие ошибки, стоившие им одинакового количества штрафных баллов. Поэтому ведущий вынужден был дважды давать старт дополнительного заезда короткой фразой на английском: «One more time». В итоге победил Непокойчицкий. И то, как непросто ему досталась победа, лишний раз подтверждает: настоящий дух автоспорта жив там, где нет больших денег. «Мы – энтузиасты, а не олигархи, которые на этом много зарабатывают», – улыбаясь, замечает организатор битвы дрифтеров. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры