издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проблемное развитие

Развитие объектов инфраструктуры, расселение из ветхого и аварийного жилья, реконструкция дорог и строительство новых очистных сооружений. Вот лишь малая часть того, в чём нуждается Иркутск в самое ближайшее время. О том, как будет развиваться областной центр в ближайшие пять лет, на этой неделе рассуждали участники городской градостроительной конференции.

Иркутск развивается и растёт. Для того, чтобы этот процесс происходил эффективнее и быстрее, и был организован круглый стол в городской администрации. Участие в нём приняли представители властных структур, Общественной палаты, а также строители и архитекторы. Все вместе они, по замыслу организаторов, должны были нарисовать  гармоничную, но в то же время реальную картину развития города на ближайшие пять лет. В столице Восточной Сибири  уже работает программа социально-экономического развития до 2025 года. Она включает в себя 19 направлений работы, в том числе развитие гармоничной экологической среды, привлекательной для представителей «креативного класса». Однако уже в самом начале конференции выяснилось, что, несмотря на благое стремление привлечь в Иркутск представителей этого самого «креативного класса», у города есть более насущные и острые проблемы, которые нужно решать как можно скорее. Без этого невозможен не только прогресс, к которому так стремятся власти, но даже и поддержание качества жизни горожан на том уровне, который существует сегодня.

Изношенность коммунальной системы и вопросы городского строительства стали ключевыми темами, которые обсуждали эксперты. 

Стратегия развития областного центра предусматривает ежегодный прирост жилого фонда города примерно на  400–500 тыс. м2. Эта цифра, на первый взгляд не столь высокая, оказывается, может стать весьма большой проблемой для Иркутска, критическим довеском для его коммунальных сетей. Связанно это с тем, что примерно 60–80% жилья в области вводится за счёт уже существующей инфраструктуры Иркутска и Иркутского района.

– Сегодня развитие происходит за счёт не только городских земель, но и территорий, которые к городу не относятся, – заявил начальник комитета по градостроительной политике города Иркутска  Денис Воронов. – Всё опирается на сети Иркутска. Это самый больной вопрос – городская инфраструктура. Чтобы осуществить все программы, чтобы развивать инфраструктуру, нам нужно тратить каждый год бюджеты, сопоставимые с городским. Это огромные деньги, которые Иркутск сам  не потянет никогда. Развивать инфраструктуру, на которой сидят все близлежащие пункты, невозможно за счёт одного муниципального образования. 

Всё усугубляется тем, что сейчас самым популярным направлением строительной отрасли стало возведение целых посёлков, которые не относятся к городу, но существуют за счёт его инженерных сетей. «Сегодня в строительство вовлекаются земли, отнесённые к федеральному  имуществу. Пример – микрорайон в Университетском. Мы возвращаемся к тому, что строить целыми микрорайонами и удобнее и ра-зумнее. Также мы планируем возвести целый квартал в 6 микрорайоне. Сегодня в городе выделено немало земельных участков под строительство, но они не обеспечены инфраструктурой. Её можно развивать лишь во взаимодействии с федеральными программами», – подчеркнул чиновник.

Инженерные системы, которыми сегодня располагает Иркутск, изношены на 65%. Их модернизация – главное, в чём сейчас нуждается город, утверждают многие специалисты. В их числе и  Сергей Винарский, руководитель городского Водоканала. 

«Я вполне ответственно могу сказать, что если мы в течение полугода не решим вопрос по реконструкции наших очистных сооружений, то о застройке Иркутска можно вообще не разговаривать – её нужно будет просто прекратить, – уверен Винарский. – Сегодняшние очистные работают на пределе, новых объёмов они не вынесут». Не менее категорично он высказался и в отношении пригородных посёлков. «Сегодня Иркутск со всех сторон обступили посёлки с разной плотностью застройки, с разными домами, даже если и одноэтажными, но всё равно все они канализуются практически на рельеф – об этом  знают и молчат, – указывает Винарский. – Сбросы осуществляются в водохранилище. А Иркутск – это один водозабор. Рано или поздно придём к тому, что пить нечего будет». Также представитель Водоканала отметил, что в компании заканчивается работа над проектом реконструкции очистных сооружений по обоим берегам. Её ориентировочная стоимость – 20 млрд. рублей. Такие сооружения покроют потребности всего города с перспективой развития до 2040 года. 

Возможно, нынешние очистные сооружения работали бы с меньшей нагрузкой, если бы в городе была организована система ливневых стоков, которая есть пока только в Генеральном плане Иркутска. Однако сейчас такой системы нет, как и денег в бюджете на её строительство. «Сегодня тариф Водоканала отстаёт на треть от потреб-ностей, – продолжил Сергей Винарский. – Мы выбрасываем порядка 300–400 миллионов, потому что не укладываемся в предельный индекс. Кто на таких условиях будет вкладывать деньги?» По мнению эксперта, реализовать серьёзные инфраструктурные проекты возможно будет только на условиях 

господдержки: «Если государство через целевые программы окажет помощь, то через пять лет можно будет о чём-то говорить», – считает глава Водоканала.

Проблем городу добавляют отсутствие хороших дорог, ситуация с облагораживанием частного сектора, ветхое жильё. Между тем, по словам председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Икутска Булата Дугарова, на нужды ЖКХ до 2017 года будет направлено 14,7 млрд. руб., в том числе в 2013 году – 3 млрд. руб. Комитет по ЖКХ планирует провести работы по благоустройству частного сектора, построить новый полигон ТБО, повысить транспортную комфортность города и улучшить его инженерную инфраструктуру. Также в городе будут разбиты новые скверы, открыты дополнительные маршруты городского транспорта, а до 1 января 2014 года в Иркутске создадут муниципальный дорожный фонд. 

Тем не менее Иркутск уже стал не просто большим городом, а центром агломерации. И это, как отметили эксперты, вполне естественный процесс. Проблема только в том, что он никак не управляется. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры