Аплодисменты для «Предместья»
В 1978 году режиссёр Лариса Серикова-Киркица создала в Иркутском политехническом нституте студенческий театр «Предместье». Студенты того далёкого времени восторженно приняли свой театр. Из года в год новые наборы политеховцев приходили в него, становились участниками спектаклей и благодарными зрителями, аплодирующими сокурсникам за актёрскую смелость, стремление говорить со сцены о современном и вечном, о наболевшем.
Театру «Предместье» в этом году исполнилось 35 лет – возраст творческой зрелости, солидного житейского опыта. Но актёры в нём по-прежнему молодые, они постигают тайны своей будущей профессии, мечтают, влюбляются. Если первые участники коллектива считали Серикову-Киркица почти ровесницей, то сегодня многие называют её мамой, гордясь тем, что она у них строгая и справедливая, легко ранимая и стойкая, с характером, закалённым непростой жизнью.
Время быстротечно. Начиная вспоминать своё детство, родителей-геологов, путешествовавших с детьми от Дальнего Востока до севера и юга Сибири, Лариса Степановна удивляется мужеству мамы, которая, как нитка за иголкой, ездила вслед за отцом по геолого-разведочным партиям, частенько оставляя своих четырёх дочек на попечение бабушек. Родители открывали месторождения нефти и газа в Тюменской области.
А сёстры-бабушки, воспитавшие Ларису, домоседками были, одна артистичнее другой. Девочка частенько посмеивалась над их спорами: кто у кого отбивал женихов или у кого было больше поклонников. Милые бабушки в платьях с белыми воротничками, опрятные и подтянутые, они были интеллигентными и начитанными. Поучиться у них было чему. Вырастая, среди сверстников девочка выделялась хорошими манерами, знанием литературы и была необычайно хороша собой. Не случайно в Ханты-Мансийске она стала первым диктором на открывшемся там телевидении.
В городе нефтяников Лариса выросла, обрела опыт работы в кадре. Как-то главный режиссёр заметил, что хорошо бы ей окончить институт: для этого она имеет все данные. Прислушавшись к совету, девушка поступила на режиссёрское отделение Восточно-Сибирского института культуры, тогда же вышла замуж за выпускника Иркутского художественного училища Льва Серикова, служившего в Улан-Удэ в армии.
По окончании Ларисой института молодые люди решили поработать в Нижнеудинске. Профессия режиссёра в небольшом городе нашей области местным чиновникам казалась чудной и никому не нужной. «Вот если бы вы мог-ли играть на баяне!» – частенько говорили ей потенциальные работодатели. И всё же она устроилась на работу в ДК слюдяной фабрики, начала создавать театр.
Молодой режиссёр собирала своих будущих актёров по школам и ПТУ, частенько вылавливала хулиганистых парнишек на улице, рассказывая им о чуде театра и перевоплощения. Она начала ставить спектакли, прививая нижнеудинцам любовь и тягу к театральному искусству. В пьесе американского драматурга армянского происхождения Уильяма Сарояна «Эй, кто-нибудь!» Лариса сама сыграла роль одинокой и обделённой судьбой героини. Сыграла настолько интересно, что на всероссийском фестивале любительских театров стала лауреатом. Режиссёра и актрису в качестве поощрения пригласили тогда в Москву на заключительный показ фестивальных спектаклей.
Нижнеудинский театральный коллектив стал хорошо известен, принимал участие в областных и российских фестивалях, о его руководителе говорили как о самобытном мастере. Увы… Работа у Льва Серикова в городе не задалась, и супруги переехали в Иркутск, где в театр политехнического института Ларису пригласила директор студенческого клуба Ирина Ильина.
Сколько в политехе ребят прошло через воспитание театром? Лариса Степановна, подумав, отвечает: «Наверное, около тысячи. Мы до сих пор дружим, некоторые выпускники, став бизнесменами, помогают нам в приобретении материалов для декораций, пошиве костюмов, поездках на фестивали в разные города Российской Федерации. При помощи наших выпускников мы побывали в подмосковном Щелыково, Екатеринбурге, Хабаровске. А сколько свадеб было сыграно в нашем коллективе! Некоторые уже стали бабушками и дедушками. Когда в спектаклях необходимы возрастные исполнители, они выручают и, несмотря на занятость, ходят на репетиции, играют с незаурядным мастерством свои роли».
Первой постановкой «Предместья» стал спектакль по инсценированной повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска». Для конца 1980-х годов это был прорыв в раскрытии проблемных молодёжных тем. В литературе на смену патриотичным и задорным комсомольцам пришли другие комсомольцы (без этого школу окончить было нельзя), с иными жизненными установками, практичные и не обременённые нравственными устоями. К счастью, история, написанная Владимиром Тендряковым, оканчивалась благополучно, но писатель доводил падение её героев до донышка, до поступков, едва не приведших их товарища к гибели.
Круг замкнулся. В юбилейном, 2013 году театр вновь обратился к повести Тендрякова. Купировав в ней устаревшие со временем мотивы, на обнажённом нерве современные молодые люди играют историю о выпускниках школы, увы, способных на подлость. Играют вечный конфликт, в котором любовь, дружбу, ненависть разделяет всего один шаг. Современные студенты – молодые люди, выросшие и повзрослевшие в XXI веке, – остро чувствуют мотивацию поступков своих героев, на сцене демонстрируют подлинный темперамент персонажей, так неудачно начавших путь в свою взрослую жизнь.
Между этими спектаклями была целая плеяда работ, поставленных по произведениям драматургов и писателей, отражающим проблемы времени, в котором жил театр. Александр Володин, Валентин Распутин, Евгений Шварц, Людмила Петрушевская, Александр Вампилов – авторы, которые были интересны как студентам-исполнителям, так и студентам-зрителям. Огромный зал политеха на спектаклях «Предместья» всегда был переполнен, всегда было зрительское сопереживание образам, создаваемым театром.
«Держать руку на пульсе времени» – расхожее выражение для художника советского периода. Ларисе Степановне помогало совершенствование режиссёрского мастерства, она постоянно училась. Сначала была участницей семинара любительских театров под руководством доцента Московского высшего училища имени Щукина Виктора Манюкова. Поднабравшись опыта столичной режиссуры, перешла на семинар главного режиссёра Ленинградского театра юного зрителя Зиновия Корогодского. Смена руководителя не была предательствам, просто Ленинградский ТЮЗ в 1970–1980-е годы был остро социальным и абсолютно современным театром. Лариса Степановна понимала: в работе с молодёжью опыт знаменитого режиссёра, наблюдение за его репетициями – это самое важное, что ей было необходимо для творческого роста.
Серикова-Киркица говорит:
«А ещё у меня есть «хобби». В детской музыкальной школе №3 я открыла театральное отделение. Сегодня некоторые мои выпускники поступили в технический университет и пришли в «Предместье». С этими ребятами мне работать легко. Мои ученики понимают меня с полуслова, выполняют сложнейшие задачи, которые я перед ними ставлю».
Действительно, режиссёр добивается от своих исполнителей полного погружения в роль, высекая энергию, соответствующую ритмам времени. Актёры не просто проживают роли, они живут характерами своих героев и предлагаемыми обстоятельствами и, если по ходу действия необходимо проявлять темперамент, не щадя своих нервов, проявляются до донышка, до предела человеческих возможностей. Безусловно, это высший пилотаж режиссёра-педагога, каким зарекомендовала себя Лариса Степановна.
Самоотдача, с которой Серикова-Киркица работает в «Предместье», была оценена по достоинству. Ей присвоено почётное звание заслуженного работника культуры. Это награда, которой удостаиваются лучшие из лучших, особенно те, кто работает с молодёжью, кто формирует души целых поколений.
Юбилеи театра и режиссёра совпали. Коллектив и его руководитель перешли в возраст зрелости – разумного и вдумчивого отношения к искусству, которому посвящают жизнь.