Памятное ужесточение
До шести лет лишения свободы и штраф в 60 млн. рублей. В России ужесточили ответственность за нарушение правил использования объектов культурного наследия. Теперь деятельность в отношении памятников культуры любого значения – федерального, регионального или муниципального – регулируется на государственном уровне. В Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области посоветовали нерадивым собственникам домов-памятников менять место жительства, отказываться от прав собственности на ценные здания. Служба уже готовит несколько исков об изъятии памятников у недобросовестных хозяев.
Штрафы увеличили в десятки раз, расширили список нарушений, за которые назначается уголовная ответственность, и предусмотрели наказание для должностных лиц за повреждение объектов культурного наследия. В силу вступил ряд поправок как Административного, так и Уголовного кодекса, которые касаются правил использования памятников. Как рассказал заместитель руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Григорий Ивлев, ранее, до ужесточения наказания, за уничтожение и повреждение объектов культурного наследия можно было получить штраф до 30 тыс. рублей и лишение свободы до двух лет. «На сегодняшний день штрафная санкция увеличена до 3 миллионов рублей, а срок лишения свободы – до шести лет. Более того, в Уголовный кодекс введено ещё несколько составов преступления. Например, один миллион рублей и два года лишения свободы может получить собственник памятника за нарушение правил использования объекта культурного наследия», – отметил Григорий Ивлев.
Он добавил, что теоретически под данную статью попадает практически любой владелец объекта, который игнорирует правила, прописанные в охранном обязательстве. Это обязательство собственник подписывает при оформлении права на тот или иной объект культурного наследия. «Подошли сроки реставрации, человек её не выполнил, правоохранительные органы вместе с нами доказывают умысел собственника. Его могут привлечь к ответственности даже за такое деяние», – кратко пояснил Ивлев.
Штрафы по отдельным пунктам нарушения правил использования памятников выросли в десятки, а то и сотни раз. Так, отметил заместитель руководителя службы, за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения соответствующего государственного органа предусмотрен штраф для граждан в размере от 15 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 тыс. до 1 млн. рублей. Раньше нарушители платили от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность и для долж-ностных лиц, которые своими управленческими решениями нанесли вред памятнику. Максимальный штраф, который придётся заплатить должностным лицам, в том числе чиновникам, – 600 тыс. рублей.
Кодекс административных правонарушений пополнился ещё одной статьёй, которая касается уничтожения или повреждения памятников истории и культуры. Теперь за исчезнувший с лица земли ценный объект юрлицам грозит штраф от 500 тыс. до 20 млн. рублей. «Максимальный штраф – 60 миллионов рублей – предусмотрен за повреждение объектов культурного наследия, включённых в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но на территории Иркутской области таких объектов нет. Они располагаются только в Санкт-Петербурге, Москве и ещё ряде городов Центральной России», – отметил Ивлев.
Он добавил, что в связи с крайне высокими штрафными санкциями отныне они налагаются только по решению районных судов. В исключительных случаях служба намерена подавать иски о лишении права собственности на памятник. Такой прецедент, единственный в Сибирском федеральном округе, уже был. Дом Шубиных, который находится на улице Лапина в Иркутске, отсудили у нерадивых владельцев. По словам руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадима Литвиненко, его ведомство сейчас готовит документы для исков об изъятии памятников и о наложении новых штрафных санкций уже по новому законодательству.
«Мы понимаем, что бывает сложно, дорого и трудно выдержать все процедуры работы с памятником с точки зрения проектирования, историко-культурных экспертиз, получения разрешений, заданий, ввода в эксплуатацию. Но мы остаёмся на защите объектов культурного наследия. Многие памятники, в том числе в Иркутске, включены в особую категорию не из-за своей архитектурной ценности, а из-за исторических событий, происходивших в этом месте», – пояснил Вадим Литвиненко.
Чиновник посоветовал жильцам объектов культурного наследия не поддаваться панике, но реально оценить свои возможности. Лучше отказаться от памятника, перепродать его инвестору, который сможет привести ценный объект в порядок. «Не стоит говорить о том, что бабушки в тяжёлом финансовом положении и поэтому не могут содержать, не то что реставрировать памятник, в котором проживают. Выход из данной ситуации, с моей точки зрения, прост: им нужно уступать эти объекты, продавать, меняться», – заявил Литвиненко.
Григорий Ивлев добавил, что только сейчас люди стали понимать, что приватизация памятника в частную собственность – это двойная ответственность. Бремя содержания по действующему федеральному закону в любом случае несёт собственник. По словам Ивлева, в Иркутске есть положительные примеры того, как памятник получает нового хозяина. «На пересечении улиц Дзержинского и Богдана Хмельницкого есть новый жилой комплекс. Во дворе стоят два деревянных отреставрированных дома. Жителям этих домов в своё время выделили квартиры в соседней новостройке. Сейчас в одном из памятников находится детский клуб», – рассказал заместитель руководителя службы.