Вошли в кластер
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет стал участником Авиастроительного образовательного кластера, о создании которого объявили президент Объединённой авиастроительной корпорации Михаил Погосян и заместитель министра образования и науки РФ Алексей Климов на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском.
Трёхстороннее соглашение о создании Авиастроительного образовательного кластера подписано представителями Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), Союза машиностроителей России и вузовского сообщества. По словам президента ОАК Михаила Погосяна, создание Авиастроительного образовательного кластера – это требование времени. «К 2025 году объём производства авиастроительных предприятий, входящих в ОАК, должен вырасти более чем в четыре раза – до 800 миллиардов рублей. Без соответствующих кадров такую задачу решить невозможно, – сказал Михаил Погосян. – За шесть лет в техническое перевооружение предприятий мы инвестировали 45 миллиардов рублей. Оборудование, которое было приобретено на эти деньги, требует от работников соответствующего уровня подготовки». Потребность в квалифицированных кадрах только на предприятиях ОАК составляет порядка 10 тысяч человек, а на всех авиационных предприятиях страны дефицит наверняка выше в четыре-пять раз, заметил Михаил Погосян.
Новый кластер объединит ведущие вузы страны, такие как МГТУ им. Н.Э. Баумана, Казанский национальный исследовательский технический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет и Новосибирский государственный технический университет. Достойное место в этом проекте занял и Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, который уже более 50 лет готовит кадры для авиастроительной отрасли и является одним из опорных вузов ОАК. Выступая на презентации Авиастроительного образовательного кластера, и.о. ректора НИ ИрГТУ профессор Александр Афанасьев рассказал, что университет уже имеет опыт организации образовательных проектов, ориентированных на потребности промышленных предприятий: «ИрГТУ накоплен многолетний опыт тесного сотрудничества с компаниями, связанными с нефтегазодобычей и энергетикой. Производственный сектор и университет в деталях согласовывают все образовательные программы. Мы прошли этот путь пять лет назад и уже видим результат: быстрая адаптация выпускников на производстве, вместо пяти лет полтора года. Иркутский государственный технический университет, имея статус Национального исследовательского, создал пять суперсовременных лабораторий, деятельность которых направлена на повышение качества образования и научных исследований. Мы выиграли два крупных научно-исследовательских проекта по Постановлению Правительства РФ № 218. Реализация проектов способствует развитию исследовательского, научно-технологического и производственного потенциала корпорации «Иркут» и Иркутского технического университета».
По мнению профессора Александра Афанасьева, Авиастроительный образовательный кластер – это своего рода прорыв в развитии вуза: «Кластер открывает перед нами новые перспективы по сетевому взаимодействию, предусматривающему скоординированную работу между университетами, обмен информацией. Мы сможем сконцентрироваться на некоторых прорывных направлениях, связанных, например, с технологией обработки традиционных материалов и их соединения с элементами, изготовленными из новых материалов, а также с исследованиями в области армированных сплавов», – сообщил и.о. ректора.
Как рассказала вице-президент ОАК по персоналу Алла Вучкович, преподавание по краткосрочным модулям образовательных программ начнётся в 2014 году. На первом этапе занятия будут проходить в новом здании штаб-квартиры ОАК в Жуковском. С 2015 года здесь будут обучаться 250 слушателей-магистрантов, подготовка которых займет 1,5–2 года. Преподавание в кластере будут вести профессора лучших российских вузов: Московского авиастроительного института, Самарского государственного аэрокосмического университета, Казанского авиационного института, с привлечением для отдельных курсов профессоров лучших зарубежных школ и специалистов-практиков из ведущих отечественных компаний. В первую очередь будет сделан акцент на специальностях, которые востребованы в отрасли. Это производство деталей из композитных материалов, lean-технологии, послепродажное обслуживание гражданских и военных самолётов, лизинговые операции, производственная логистика и управление цепочкой поставщиков.
Образовательный кластер претендует на то, чтобы стать первым масштабным проектом частно-государственного партнёрства в сфере инженерного образования в России. «Уверен, что деятельность авиастроительного образовательного кластера будет эффективной, ведь тот уровень взаимодействия и взаимопонимания, который в настоящее время существует между университетами, Министерством образования и науки, ОАК и Союзом машиностроителей России, гарантирует проекту успех», – считает заместитель министра образования РФ Алексей Климов. Он не исключает, что по примеру Авиастроительного образовательного кластера подобные объединения будут созданы и в других отраслях российской промышленности.