издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Круг чтения

Дело Иркутского фондового центра до сих пор не передано в суд

Органы предварительного следствия рассчитывали в начале нынешней осени передать наконец дело о самой внушительной пирамиде последних лет в суд. Однако судебные слушания опять откладываются – как минимум до января. В Следственный департамент МВД России направлено ходатайство о продлении процессуальных сроков по уголовному делу, возбуждённому 4 марта 2008 года, уже до 70 месяцев. Причиной очередной проволочки стало решение одного из обвиняемых – заместителя генерального директора ООО «Иркутский фондовый центр» Андрея Кузнецова – ввести в процесс двух новых платных адвокатов для защиты собственных интересов. А защитникам потребовалось время, чтобы изучить материалы дела, составляющего более двух тысяч томов.

Напомним, генерального директора ООО «Иркутский фондовый центр» Алексея Решетникова и его заместителя по юридическим вопросам Андрея Кузнецова органы предварительно следствия обвиняют в  мошенничестве и легализации денежных средств  по предварительному сговору и в особо крупном размере. 250 томов уголовного дела, возбуждённого в марте 2008 года, содержат доказательственную базу, которая свидетельствует: создатели фонда заключали заведомо неисполнимые договоры заёма денежных средств у населения для инвестирования в российский фондовый рынок через Московскую межбанковскую валютную биржу. Компания, которая не занималась ничем, кроме торгов на бирже, обещала своим вкладчикам доход от 30 до 47 процентов в год, и многие несли в неё все свои сбережения – от десятков тысяч до десятков миллионов рублей. О прекращении процентных выплат руководители предприятия, построенного по принципу финансовой пирамиды, объявили лишь в феврале 2008 года, при этом уже с конца 2004-го, судя по отчётам в налоговую инспекцию, доходов торги не приносили. 

Благодаря броским рекламным кампаниям в договорные отношения с ними вступили около шести тысяч жителей Иркутской области и других регионов страны. Лишь половина из них обратилась с заявлениями в правоохранительные органы, чтобы получить статус потерпевших по уголовному делу. Из их карманов руководители ИФЦ похитили порядка 700 миллионов рублей. Часть этих денег, считает следствие, обвиняемые легализовали – они вывозили наличку в Москву с курьерами, отправляли посылки спецсвязью. 

Производство по громкому уголовному делу было окончено ещё в июле 2010 года. Однако потерпевшие до сих пор ожидают правосудия. «Обвиняемые пытаются различными способами затянуть сроки расследования, – говорит заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД РФ по Иркутской области Ольга Павлова. –  Выпущенные из-под ареста на подписку о невыезде, они очень долго знакомились с материалами уголовного дела, посвящая выполнению требований ст. 217 УПК РФ лишь по два-три часа в день. Решетников при этом ссылался на необходимость в послеобеденное время заниматься торгами на бирже ради погашения долговых обязательств перед вкладчиками, однако так и не вернул потерпевшим ни копейки. Кузнецов тоже отговаривался тем, что не может проводить целые дни в кабинете следователя, – ему якобы нужно работать, кормить семью». 

Чтобы защитить права потерпевших на доступ к правосудию, следствие было вынуждено обратиться в суд с ходатайством об установлении для обвиняемых предельного срока ознакомления с материалами дела. И Кировский суд в июне нынешнего года признал требование органов предварительного следствия справедливым. Тем более что тома, в которых зафиксированы следственные действия и доказательственная база, были к тому времени изучены и Решетниковым, и Кузнецовым, непрочитанными оставались лишь процессуальные документы, содержащие списки потерпевших и перечень вещдоков.      

«Обвиняемые выполнили решение суда об ограничении сроков изучения дела и 2 августа подписали соответствующий протокол, – говорит старший следователь по особо важным делам следственной части ГСУ Елена Берданова, в производстве которой находится резонансное дело. – Но Кузнецов обратился к другому известному способу затянуть разбирательство – он ввёл в процесс новых адвокатов, которым необходимо время для ознакомления с огромным объёмом доказательственной базы». По словам подполковника юстиции, когда следственные действия были завершены, Андрей Кузнецов официально отказался от услуг защитника, в том числе бесплатного. Обосновал он это тем, что при выполнении требований ст. 217 УПК (ознакомление с материалами дела) он в состоянии сам защищать свои интересы. Обвиняемый действительно имеет высшее образование по специальности «правоведение» (окончил юрфак Института народного хозяйства), в прошлом сам работал юристом. Его решение нанять для защиты на этой стадии процесса сразу двух адвокатов – Виталия и Павла Горельских – ничем иным, кроме желания уйти от ответственности, объяснить невозможно. В течение полутора лет Андрей Кузнецов вполне обходился без помощи защитников и испытал в них нужду, только когда пришла пора направлять материалы дела вместе с обвинительным заключением в суд. По всей видимости, создатели финансовой пирамиды, так и не признавшие свою вину, далеко не уверены в том, что им удастся в судебных заседаниях разбить доводы следствия. А возможно, они просто боятся встречи в зале суда с тысячами своих жертв. Никому из них долги они так и не вернули, хотя средства, чтобы нанять платных адвокатов и затянуть процесс, нашлись без проблем.

По словам Ольги Павловой, Кировский районный суд Иркутска признал право обвиняемого Кузнецова на получение квалифицированной помощи по защите, о котором он вспомнил так не вовремя. 

В ограничении сроков на этот раз следствию было отказано. С 1 августа Горельские приступили к изучению материалов дела, в день им удаётся осилить примерно по семь томов. Сколько времени понадобится, чтобы прочесть более двух тысяч томов, неизвестно. Как неизвестно и то, какие ходы обвиняемые планируют в дальнейшем, чтобы заволокитить уголовное дело и отсрочить правосудие. Уголовно-процессуальный кодекс, например, не ограничивает в праве на привлечение в процесс новых защитников, обвиняемые и подсудимые могут менять их до бесконечности. 

Дело об Иркутском фондовом центре – единственный в стране прецедент, когда подобный способ отъёма денег у населения закончился для создателей финансовых пирамид уголовной ответственностью. Все громкие скандалы с пострадавшими от торгов на бирже в других регионах были признаны гражданско-правовыми отношениями. По словам Ольги Павловой, лишь часть потерпевших по уголовному делу до сих пор надеется, что утраченные сбережения к ним вернутся. Большинство жертв финансовой пирамиды желает сегодня только одного – чтобы наконец свершилось правосудие и виновники их бед получили по заслугам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры