Минус две сосны
«И всё-таки это случилось!.. Началась вырубка столетних сосен и других деревьев в Кайской реликтовой роще», – директор ботанического сада ИГУ, председатель Общественной палаты Иркутска Виктор Кузеванов вновь будоражит общественность через свой аккаунт в социальной сети. Однако в управлении по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации города его тревоги не разделяют, поясняя: снесено два дерева на территории, принадлежащей РЖД, и даже разрешение на рубку было выдано. Железная дорога обещает компенсировать потери.
«Срубили железнодорожники ВСЖД – филиала ОАО «Российские железные дороги». На месте вырубки выкопан котлован и идёт нулевой цикл закладки фундамента трёхэтажного дома, который строят 5 гастарбайтеров из братских южных республик», – вновь информирует общественность через свой аккаунт в Facebook Виктор Кузеванов, прилагая к сообщению фото огромных спиленных деревьев и копию разрешения на их вырубку за подписью руководителя управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации города Владимира Чубука. В эмоциональном сообщении директора ботанического сада ИГУ, много лет последовательно выступающего в защиту городских лесов, не обошлось без слова «беспредел» и вопроса «доколе?».
Виктор Кузеванов охотно согласился показать место вырубки вековых сосен «Конкуренту». В самом центре детского лагеря с обветшалой вывеской «Юный сибирячок» на воротах развернулась стройка. На поляне впритык к деревьям заложен фундамент. На стройплощадку привезли кирпичи, песок, леса. Рабочие с улыбками пытались отвечать на вопросы корреспондента и эколога, но из-за плохого знания русского языка разговор затянулся. Из беседы стало понятно, что приступили к строительным работам ещё 9 августа. По словам рабочих, на тот момент земля здесь была уже полностью подготовлена, вырыт котлован. По документам, копию которых показали строители, здесь возводится «административно-бытовое здание для обслуживания персонала детского оздоровления санатория-профилактория «Иркутский». Напомним, как ранее сообщали изданию в ВСЖД, на месте старых корпусов с частичным использованием существующих фундаментов планируется возвести лечебно-спальный корпус на 100 мест с пристроенным к нему бассейном, три двухэтажных корпуса по 110 мест каждый и крытый спортивный зал.
На небольшом пятачке в прошлый визит Виктора Кузеванова – 3 сентября – лежали сосны. 5 сентября на этом месте была насыпана куча песка, из-под которой выглядывали большие сосновые ветки со свежими срубами. «Присыпали, но даже до конца не скрыли следы. Смотрите, чуть подальше ещё такие же ветки. Сложно сказать, как давно они были срублены, но, судя по пням, которые я тогда видел, давность – три-четыре недели», – отметил Кузеванов, вытаскивая ветки. Рабочие рассказали, что две спиленные сосны вывезли ещё 3 сентября.
Однако гибель двух деревьев вполне укладывается в существующие нормативные акты. Информация о том, что в Кайской роще ведётся рубка, недостоверная, заявил корреспонденту «Конкурента» начальник управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска Владимир Чубук: «Рубка выполнена на территории, находящейся в собственности ОАО «РЖД», этот участок не входит в границы Кайской рощи, – пояснил чиновник. – Там действительно были вырублены две сосны под строительство капитального объекта – трёхэтажного корпуса профилактория».
Вообще, по правилам содержания зелёных насаждений Иркутска, утверждённым Думой города, владельцы земельных участков вольны рубить деревья на них по своему усмотрению. Деревья и кусты – объекты недвижимой собственности, связанные с земельным участком, и собственник имеет право сносить их на своей территории в уведомительном порядке. В ВСЖД, по словам Владимира Чубука, поступили добросовестно: вместо того, чтобы уведомить администрацию постфактум, предупредили о рубке деревьев заранее и, «чтобы это не прошло бесследно для города», заключили соглашение с мэрией о компенсационном озеленении.
В пресс-релизе ВСЖД сосны именуются «двумя старыми деревьями», которые «пришлось удалить в ходе строительных работ». В качестве компенсации ВСЖД осенью этого года высадит крупномерные саженцы четырёх сосен. «Кроме того, железнодорожники планируют не только восполнить, но и приумножить зелёное убранство Кайской рощи. ВСЖД поддерживает комплексную программу городской администрации по восстановлению лесов», – говорится в сообщении пресс-службы.
Тем не менее строительство вызывает беспокойство директора Ботанического сада, поскольку может повредить корневую систему деревьев, стоящих поблизости. В нескольких десятках метров от стройки Виктор Кузеванов показал ещё один участок пострадавшей рощи: мрачные выгоревшие тополя, черёмуха и кустарники. «Здесь горел старый корпус, пострадали растения. Теперь расчищают, не удивлюсь, если скоро и здесь будут возводить здания», – отметил он. По словам собеседника издания, сейчас готовится письмо президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину.
Администрация города готова была забрать землю в Кайской роще у РЖД, а взамен выделить участок из собственных фондов в другом месте, сообщила «Телеинформу» Ирина Алашкевич, руководитель управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации города Иркутска. «Мэр Виктор Кондрашов встречался с руководством РЖД, предлагал альтернативные варианты размещения лагеря. Но РЖД выступают против предложенных вариантов, их устраивает нынешнее расположение. Ситуация тупиковая, повлиять на неё не в силах администрации города, ведь собственники находятся «в своём праве». Тем не менее мы будем пристально следить за тем, чтобы дальнейших вырубок деревьев не производилось», – цитирует Алашкевич информагентство.
В границах рощи, которая имеет статус особо охраняемой природной территории, никаких строек не должно быть, уверяют в мэрии. Однако значительная площадь городского леса оказалась вне полномочий администрации. Никаких перемен в статусе пока не предвидится для участка вдоль реки Кая площадью более 50 га, которым владеет курорт «Ангара». Напомним, городская администрация предлагала включить его в границы ООПТ, однако по решению суда часть леса отошла курорту. «То есть город Иркутск к этой земле больше отношения не имеет, – признал Владимир Чубук. – Территория не перестала относиться к категории городских лесов, но теперь она нам неподконтрольна с точки зрения ведения там хозяйственной деятельности, благоустройства и так далее». Впрочем, на «курортной» земле тоже действует ряд запретов и ограничений, однако как они выполняются – другой вопрос.
В то же время есть надежда, что три участка в роще, на которых планировало строить жильё УКС, вызвав тем самым сильное возмущение горожан, будут включены в ООПТ: «С ними всё нормально, они в процессе возврата и до конца года будут возвращены городу», – пообещал Владимир Чубук.