издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В борьбе с «последней милей»

Тарифы на электроэнергию для населения должны в ближайшие два года расти «чуть-чуть» быстрее, чем для крупных потребителей, считают в Минэнерго РФ. Тогда удастся оплату граждан за потреблённый ресурс приблизить к экономически оправданной. А это, в свою очередь, сделает процесс постепенного отказа от механизма «последняя миля» безболезненным для населения, убеждены чиновники федерального ведомства. Для исполнения задуманного уже в 2014 году планируется поднять тарифы для отдельных категорий потребителей до 7%. Подробности – в материале «Сибирского энергетика».

Перегрузились в  пять раз

Схема субсидирования крупными потребителями цен на электроэнергию для населения – так называемая «последняя миля» – обсуждалась на этой неделе в Иркутской области. Члены комитета Госдумы РФ по энергетике, провели выездное совещание в региональном центре, где обсуждали новый законопроект. Отметим, этот документ уже был принят во втором чтении в мае 2013 года, однако оказался резонансным, поэтому в преддверии третьего чтения (планируется осенью) продолжает обсуждаться и подвергаться критике со стороны экспертов. Основная цель законопроекта, за которую выступает Минэнерго РФ, – исключить в перспективе схему перекрёстного субсидирования.

Суть перекрёстного субсидирования заключается в том, что одна категория потребителей платит за ресурс больше, чем потребляет. Это позволяет другой категории, льготной, платить по более низким тарифам. Понятие «последняя миля» возникло ещё в 2004 году. Тогда для развития электроэнергетики на новых принципах – принципах конкуренции – в государстве решено было выделить генерирующие компании, которые обязаны поставлять ресурс на оптовый рынок. Появилась также Федеральная сетевая компания (ФСК), принявшая на себя сети напряжением 220 вольт. В результате этой реформы формально получилось, что у крупных потребителей уже в 2004 году появилась возможность покупать электроэнергию непосредственно с оптового рынка, минуя издержки перекрёстного субсидирования. Однако чтобы этого не произошло и обязанности по содержанию населения и потребителей, представляющих мелкий бизнес, сохранились за крупными промышленниками, был введён механизм аренды сетей у ФСК. «Этот механизм назывался «последняя миля». Предполагалось, что он просуществует до 2008 года», – поясняет директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Сергей Васильев. Но из-за разногласий сторон, представляющих интересы потребителей, вопрос отмены «последней мили» пришлось несколько раз откладывать.

В законопроекте, который обсуждал на этой неделе комитет Госдумы, рекомендуется отказываться от механизма не сразу, а поэтапно. Сделать это предлагают чиновники Минэнерго, ссылаясь на необходимость снизить нагрузку на крупный бизнес. «Крупные потребители платят в несколько раз больше, чем население. С экономической точки зрения это никак не обосновано: население потребляет энергию на сетях низкого напряжения, процесс поставки ресурсов для этой категории потребителей обходится гораздо дороже, чем для крупных. В итоге крупный бизнес заявляет: ему дешевле переводить свои энергоёмкие производства в США или другие страны, где тарифы на электроэнергию ниже. Чтобы поддерживать конкурентоспособность российской экономики, нужно установить справедливый уровень цены на энергию как для населения, так и для крупного бизнеса», – рассказал Сергей Васильев.

Нагрузка на крупный бизнес из-за существующей схемы перекрёстного субсидирования увеличилась практически в пять раз. Естественно, ему это не нравится, в итоге он обращается в судебные инстанции, пытаясь оспорить саму схему «последняя миля» и нормы действующего законодательства. Однако рассказывать в персоналиях, сколько же переплачивает каждое из крупнейших предприятий страны и как на них «наживается» мелкий потребитель – население, федеральный чиновник не стал.

«Чуть-чуть» быстрее, но безболезненно

За такие перемены высказываются и представители Федеральной службы по тарифам. Начальник управления регулирования электроэнергетической отрасли ФСТ Максим Егоров объявил о ежегодном росте нагрузки на предприятия. «Темпы роста тарифов для населения у нас в последние годы были гораздо медленнее, чем для естественных монополий», – замечает чиновник. В итоге объём перекрёстного субсидирования в 2011 году составлял 207 млрд. рублей, сейчас – 232 млрд. Тариф для потребителей на высоком напряжении составляет 88 копеек (средний по стране показатель), из них на перекрёстное субсидирование приходится ровно 44 копейки. Получается, что прак-тически все потребители, присоединённые к высокому напряжению, вынуждены сверх экономически обоснованного тарифа оплачивать ещё и субсидии. Тариф для среднего первого уровня напряжения составляет 1,35 рубля, из них 51 копейка (38%) – объём субсидирования. Для среднего второго уровня напряжения – 1,86 рубля, из них 44 копейки (24%) – субсидия.

С другой стороны, чиновники по-прежнему не могут решить, как будет выглядеть этот перекос в тарифах, если крупный бизнес освободить от его социальной нагрузки – оплаты части суммы за население. Все заявления представителей профильных ведомств пока сводятся лишь к одному – повышение тарифов для населения за электроэнергию должно быть плавным, без резких скачков. Тем не менее, по словам Васильева, уже в следующем году предполагается поднять тариф для всех возможных категорий потребителей до 7%. При этом чиновник добавляет: для населения тарифы должны расти «чуть-чуть» быстрее, что позволит в будущем привести их к более обоснованным экономическим показателям. А заодно и обезболить процесс отказа от «последней мили». В отдалённой перспективе, когда такие перемены свершатся, субсидирование должно сохраниться лишь за малообеспеченными слоями населения, объявил чиновник Минэнерго. Общая сумма, которая потребуется на перекрёстное субсидирование, должна сократиться в итоге с 220 до 50 млрд. рублей. «Через 13 лет это достижимо», – уверен Васильев.

Легализовать, чтобы отменить

Озвучил Васильев и общие предложения федеральных ведомств для решения проблемы «последней мили». Во-первых, в законопроекте предполагается ввести само понятие «перекрёстное субсидирование» (по факту эта схема, действующая в стране, не отображена в ФЗ), легализовать этот механизм, установить порядок определения, распределения и размера субсидирования. «Иными словами, теперь тарифный орган не сможет произвольно перераспределять объёмы перекрёстного субсидирования между потребителями. Расчёты будут производиться исходя из пропорционального полезного отпуска энергии в каждой группе потребителей. После того, как мы поймём, какой объём субсидирования приходится на каждую из групп, мы будем планомерно снижать его», – комментирует представитель Минэнерго РФ.

Решить предстоит и ещё одну проблему, которая может затормозить процесс ликвидации «последней мили». Речь идёт о сетевых компаниях, число которых ежегодно растёт. «Если в 2008 году их было около 400, то сейчас – 3,5 тысячи. Сети, которые раньше были бесхозными либо принадлежали садовым товариществам, сейчас оформляются предпринимателями как сети, принадлежащие сетевым компаниям. Они получают тарифы, но не включают в них ни ремонтные, ни инвестиционные программы. С этим надо бороться, надо вводить лицензирование сетевых организаций, ограничивать их деятельность», – рассказывает Васильев.

Предлагают чиновники исключить из «тарифного котла» также расходы на содержание «новых» сетей – тех, которые принадлежат одному потребителю (к примеру, промышленному заводу), ранее самостоятельно содержавшему имущество, теперь же, пользуясь действующим законодательством, переложившему расходы по содержанию сетей в общий тариф. В Томской области, по подсчётам чиновников, при исключении этих расходов из «тарифного котла» высвободиться может порядка 1 млрд. рублей, в Тюменской – 1,5 млрд.

После всех этих мероприятий, однако, предполагается сохранить «последнюю милю» ещё в 19 регионах (сейчас действует в 48), для которых переход будет наиболее сложным. В ФЗ предполагается установить специальный график поэтапного (от трёх до пяти лет) отказа от механизма для каждого из 19 субъектов федерации. Дольше всего процесс продлится, по словам федеральных чиновников, в Забайкальском крае, Бурятии, Амурской и Еврейской автономной областях. На этих территориях кроме РЖД, БАМа и Транссиба других крупных потребителей нет.

«Если всех этих мер будет недостаточно, то одна из последних мер по борьбе с перекрёстным субсидированием – увеличение тарифа», – резюмирует представитель Минэнерго.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры