«Дорога есть, но её как бы нет»
В редакцию газеты «Сибирский энергетик» обратилась жительница посёлка Пионерск Татьяна Александровна Толкачева. Пенсионерка рассказала, как уже несколько лет жители посёлка пытаются обратить внимание властей региона и Шелеховского района на свою дорожную проблему. Пионерск не имеет транспортного сообщения с «большой землёй». Чтобы попасть в райцентр, жителям приходится сначала идти 2,5 км по лесу, затем ещё 4 км по оживлённой федеральной трассе до Баклашей и уже оттуда выезжать в Шелехов. Школьники каждое утро вынуждены совершать марш-бросок по тёмному лесу, чтобы попасть на учёбу. «Сибирский энергетик» выяснял, почему сегодня так сложно организовать автобусный маршрут, даже если есть желание предпринимателя обеспечить транспортное сообщение селянам.
Транспортная проблема
Пионерск расположен на берегу Иркута, в паре километров от федеральной трассы М-53 «Обход города Иркутск». В былые времена этот небольшой посёлок процветал. Теперь здания начальной школы, фельдшерской, клуба стоят полуразрушенными. Сегодня в населённый пункт часто приезжают потенциальные покупатели земли для строительства дачи или частного дома, однако, узнав о главной проблеме Пионерска, отказываются от перспективы обосновываться здесь. Не спасают репутацию посёлка ни сравнительно близкое расположение к областному центру (Пионерск находится между посёлками Баклаши и Введенщина. – «СЭ»), ни свежий воздух, ни красивая природа.
В центре посёлка корреспондентов «Сибирского энергетика» встретила Татьяна Александровна Толкачева. Она уже несколько лет возглавляет инициативную группу жителей, которая требует у властей обратить внимание на пусть небольшой, но жилой населённый пункт. Татьяна Александровна рассказала, что работала и жила она раньше в Иркутске. После выхода на пенсию решила перебраться в более чистое с точки зрения экологии место. «Я деятельная натура, решила взяться за транспортную проблему Пионерска. Здесь ведь много стариков живёт, даже за пенсией поехать до Шелехова – целая проблема. К нам почта не ходит, аптеки нет, до этого года не было даже магазина, за продуктами или за лекарствами доехать до райцентра от нас очень сложно», – рассказала наша собеседница.
По словам Татьяны Толкачевой, все проблемы Пионерска начались со строительства федеральной трассы М-53 «Обход города Иркутска». Когда было решено делать дорогу, на берегу Иркута, недалеко от посёлка начали добывать гравий, его на стройку возили тяжеловесные грузовики через населённый пункт, улицы постоянно были в пыли, вспоминает Татьяна Александровна. Взамен разбитых дорог посёлка жителям пообещали организовать со временем транспортное сообщение с «большой землёй» по новой федеральной трассе.
«Раньше в посёлке была переправа, почти у всех жителей были лодки, мы на них добирались до противоположного берега, а оттуда до Баклашей рукой подать. Как только через Иркут построили мост и открыли федеральную трассу, переправу закрыли. Мы оказались отрезанными от внешнего мира», – рассказала Татьяна Александровна. Сначала жители безмолвно надеялись, что в местной администрации вспомнят об обещании и пустят до их посёлка от Баклашей или Шелехова автобусный маршрут.
«Отписки вместо автобуса»
В 2010 году жители Пионерска решили напомнить властям о своей транспортной проблеме. С того года началась бесконечная переписка с чиновниками, те со временем стали присылать ответы, которые дословно повторяли предыдущие. Для жителей Пионерска началась бесконечная «ходьба по кабинетам».
По словам Татьяны Александровны, сначала жители обратились в администрацию Шелеховского района через интернет-приёмную. Ответа, как и каких-либо действий со стороны муниципалитета, не дождались. Первая не-удача не смутила селян, которые решили дойти до региональной власти со своей проблемой, раз местная не реагирует должным образом.
В феврале 2012 года жители написали коллективное письмо на имя губернатора Дмитрия Мезенцева в отдел информационно-аналитической работы управления губернатора Иркутской области и правительства области по региональной политике. Ответ пришёл меньше чем через 20 дней из регионального министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи. Оперативность ответа не радовала: письмо было коротким, в нём сообщалось, что «в соответствии с действующим законодательством организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района». Обращение жителей перенаправили в администрацию Шелеховского района. Таким образом, в своей переписке с чиновниками жители вернулись к отправной точке.
Ответа от районных властей жители ждали до апреля. В нём исполняющий обязанности главы администрации Максим Модин обстоятельно разъяснял, что вопрос транспортного сообщения на самом деле неоднократно рассматривался, в том числе на заседании координационнной комиссии по повышению безопасности дорожного движения в Шелеховском районе. Запустить автобусное сообщение возможно, если Баклашинская администрация приведёт разбитую дорогу в порядок. «Маршрут должен быть оборудован остановочными пунктами с автопавильонами, площадками разворота и отстоя на конечных пунктах, также должны быть выполнены и другие требования, обеспечивающие безопасность дорожного движения», – сообщалось в письме.
После настойчивого требования жителей, угрожавших митингом, в декабре 2012 года был запущен маршрут от Шелехова до конечной остановки на федеральной трассе. Впрочем, жители посёлка автобусному маршруту не обрадовались: до остановки им предложили добираться самостоятельно – 2 км в горку по лесу пешим ходом. Естественно, запущенный маршрут популярностью не пользовался, его в скором времени закрыли. «Нам от администрации пришло письмо, в котором они признали, что остановка слишком далеко находится от населённого пункта. Подобная переписка с властями продолжилась и в этом году. Проблема не решается, мы получаем одни отписки вместо автобуса», – рассказала наша собеседница.
В школу через тёмный лес
Пока чиновники решают проблему на административном уровне, жители каждый день вынуждены самостоятельно искать способы связаться с «большой землёй». Как рассказала Татьяна Александровна, старикам, как правило, привозят лекарства и продукты их дети, которые живут в других населённых пунктах. Сложнее семьям, которые постоянно проживают в Пионерске с детьми-школьниками.
Семья Олифиренко прочувствовала на себе отсутствие транспортного сообщения в полной мере. Как рассказала Светлана Олифиренко, чтобы внучка попала утром в школу, вечером на семейном совете просчитываются варианты, как доставить девочку на уроки. «Учится Катя в Баклашинской школе. Чтобы попасть на занятия к
8 утра, встаёт она в 5.30, в 6.15 мы с ней уже выходим из дома. По ночному лесу идём 2,5 км в горку до трассы. Потом ещё по магистрали идёшь и боишься, что фура какая-нибудь тебя ночью не заметит и собьёт. Потом на трассу подъезжает школьный автобус», – рассказала Светлана Олифиренко.
Она добавила, что порой Катю удаётся доставить на машине до Баклашей со знакомыми. К сожалению, бывают случаи, когда девочку никто не может проводить. «Очень страшно её одну отпускать, девушка она у нас видная, незнакомые парни часто предлагают её подвезти. Но это же ребенок, если её за руку схватят, в машину посадят, она даже сопротивляться не сможет», – с ужасом в голосе добавила бабушка Кати.
Семья пыталась договориться с водителем школьного автобуса, чтобы тот заезжал хотя бы в самое начало посёлка. Но тому пригрозили штрафными санкциями. Участок дороги от населённого пункта до федеральной трассы находится в неудовлетворительном состоянии, водитель не может рисковать жизнью других детей.
«В распутицу мы ходим в галошах, потом Катя в автобусе снимает их, отдаёт мне. Едет в школу в нормальной обуви. Получается, автобус по разбитой дороге пускать опасно, а что ребёнок ходит – ничего», – не сдерживает эмоции Светлана Олифиренко. В этом году Катя пошла в 8 класс, все школьные годы родители и бабушка безрезультатно пытаются добиться для неё и ещё нескольких ребят транспорта в посёлок.
Найти хозяина
Нынешней весной в Пионерске появился остановочный пункт, зачем – жители не поняли. «Маршрутное сообщение так и не было организовано. Остановку мы называем местным памятником архитектуры. В жаркие дни под навесом только местные коровы отдыхают», – с горькой усмешкой рассказала Татьяна Александровна. Местный предприниматель согласен запустить автобус до посёлка от Шелехова, но маршрут не согласовывает Госавтоинспекция. «Я пробовал маршрутку там организовать, но не получил разрешение. В ГИБДД мне пояснили, что дорога не соответствует требованиям, нет асфальтового покрытия, освещения, бордюров. Как только дадут разрешение, немедленно заработает маршрут», – рассказал генеральный директор ООО «Народный маршрут» Сергей Липин.
Глава Баклашинского муниципального образования Валерий Екимов пояснил, что ту часть дороги, которая принадлежит посёлку, привести в порядок несложно, необходимо лишь сделать освещение, отсыпать гравием, нет необходимости даже в асфальте. Но есть небольшой участок дороги, который не имеет хозяина: от поворота с федеральной трассы до границ посёлка. «Сейчас сделали запрос, ищем хозяина. Ведь должен найтись собственник, который возьмёт на себя обязанность содержать трассу. Зимой здесь гололёд, автобус пускать просто опасно», – рассказал Валерий Екимов.
По его словам, собственника дороги планируется найти в течение месяца. Возможно, что уже в этом году жители Пионерска получат долгожданное транспортное сообщение. Если только собственник будет должным образом следить за дорогой. Пока, рассказал Валерий Екимов, школьницу Катю Олифиренко возят до школы на служебном транспорте Баклашинской администрации. «Другие школьники – мальчики, их не так страшно пока отпускать ходить до трассы. Или их родители довозят. На трассе парней встречает школьный автобус из Введенщины. Как долго нам придётся Катю доставлять на служебном транс-порте, не берусь предсказывать. Следующее, заключительное совещание по просьбе Шелеховской администрации из-за выборов перенесли только на 13 сентября. Тогда станет ясно, как разрешить проблему с транспортным сообщением в Пионерск», – добавил Валерий Екимов.