«Писателям, живущим тут, ничего выдумывать не нужно»
Сегодня в афише мы публикуем книжный обзор. В качестве ведущей рубрики редакция пригласила Ирину Распопину, чей блог «Букеанариум» в Живом Журнале в июле получил региональную премию «БлогБест-2013».
Сергей Беляков «Гумилёв, сын Гумилёва»
Издательство: «Астрель», Год издания: 2012-й.
С теориями Льва Гумилёва, сына легендарных Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, знаком каждый образованный человек. Принимать или не принимать их – уже дело десятое (критики до сих пор ломают копья). Пассионарность, этногенез, евразийство, опровержение существования татаро-монгольского ига, степные племена и начало Руси – в голове не укладывается, как ему удалось переосмыслить такой огромный пласт истории, ведь 13 лет его жизни отняли сталинские лагеря, а до 30 лет у него не было не то что рабочего кабинета – не было даже кровати, он мыкался по сундукам и экспедициям (в самой первой, ангарской, его начальником был сам Окладников, знаменитый иркутский археолог). Критики опять недовольны: им хотелось бы получить житие святого (или Деда Мороза), да покороче (а не 800 страниц), и чтобы автор постарше (а не 36 лет), из столицы (а не из Екатеринбурга), и вообще да как он посмел. Не слушайте. Дельная получилась книга, в одной только биб-лиографии почти 500 источников.
«Когда я умру, не говорите, что я был милым и ворчливым стариком, знающим всё про всё. Враньё. Я только узнал, что люди разные, и хотел рассказать, почему между народами были и будут кровавые скандалы. Должен сказать серьёзно: предмет моей науки довольно строг, хотя и не общепринят. Предмет мой – разнообразие».
Андрей Кивинов, Павел Крусанов, Сергей Носов и другие. «Петербург-нуар»
Издательство: «Азбука-Аттикус», год издания: 2013-й.
14 рассказов о Санкт-Петербурге, собранных под одну обложку по принципу кинофильма «Париж, я люблю тебя», когда за каждый район отвечает отдельный режиссёр. Однако здесь предписано не только место, но и настроение: нуар. Авторы – самая современная русская литуратура из той, которую будут проходить в школе после Пелевина: Элтанг, Кивинов, Левенталь, Крусанов и другие. Антология малой прозы – не самый распространённый сейчас вид литературы, но затея дивная. Хотелось бы, чтобы существовал такой сборник про каждый значимый город мира. И про Иркутск, конечно же. Совсем не обязательно нуар (чернуха, если по-простому). В связке с городом на Неве получились три ожидаемые части: 1) бандиты, солдаты и патриоты; 2) водяная могила; 3) бегство от призраков. Здесь просматривается и «Бандитский Петербург», и «Медный всадник», и многое другое. Интересно получилось, очень интересно.
«Гармония мрака для Санкт-Петербурга естественна, потому что он сам и есть нуар. Писателям, живущим тут, ничего выдумывать не нужно, стоит лишь внимательно посмотреть по сторонам, ну, или внутрь. Городские мифы могут быть заголовками криминальных хроник, а очередная новость в газете об убийстве старушки-процентщицы – великим романом».
Андрей Дмитриев. «Крестьянин и тинейджер»
Издательство: «Время», год издания: 2013-й.
Роман – лауреат премии «Русский Букер» 2012 года. Сюжет незатейлив: бестолковый сын богатых родителей скрывается в деревне от призыва в армию у крестьянина, прошедшего афганское пекло. События тянутся медленно, как телега. Вереница потерянных поколений, мрак, грязь и пыль. Череда бездельников новой России. От развала до путинской современности. Местами неточно, местами хватая лишку, в традициях принципа, что о плохом писать проще. Мёртвые и пустые деревни, бандиты, челноки, воротилы, шестёрки, безвольные подростки, сколовшиеся наркоманы, толпа слабаков, каждый из которых ничего не смог, потому что «страна такая». Автор ностальгирует по Советскому Союзу и пишет пейзаж всеми оттенками серого.
«Если у нас ты хочешь что-то изменить к лучшему для всех или чего-нибудь добиться для себя – доказывай и убеждай, а то и ври, что это нужно не тебе, не людям, но государству. А если людям или одному тебе – считай, что это никому не нужно. Если б младенцы, когда вырастут, не были бы нужны зачем-то государству, у нас младенцев можно было бы с капустой жрать…»
Ли Куан Ю. «Сингапурская история: из третьего мира – в первый»
Издательство: «Манн, Иванов и Фербер», год издания: 2012-й.
Рассказ от первого лица государства о том, как на пустом месте за 30 лет была создана преуспевающая страна с такими показателями (например, ВВП), которые многим и не снились. Захватывающая история, включающая рецепты, как избавиться от коррупции («просто посадите трёх своих друзей-чиновников»), от поджогов бедных кварталов («пусть застройщики покупают горелую землю по той же цене, как если бы на ней стояли добротные жилые кварталы»), от мусора и хамства, от утечки мозгов («мы стали широко закидывать сеть в поисках талантливых иностранных специалистов»). Болотистый остров, где ничего нет, куда нужно привозить даже питьевую воду, стал образцом для других. С нуля создать армию, разобраться с образованием и национальной неоднородностью, привлечь инвесторов… Огромный труд. Часть книги посвящена политике сотрудничества с другими странами, знакомые истории можно рассмотреть с нового ракурса, с азиатской стороны.
«Я написал эту книгу для молодых жителей Сингапура, которые воспринимают общественную стабильность, экономический рост и процветание как нечто само собой разумеющееся. Я хотел, чтобы они знали, как трудно было выжить маленькой стране с территорией в 640 км2, лишённой каких-либо природных ресурсов, окружённой большими, только что получившими независимость государствами, проводившими националистическую политику».
Говард Шульц, Дори Джонс Йенг «Как чашка за чашкой строилась Starbucks»
Издательство: «Альпина Паблишер», год издания: 2012-й.
Сравнить яркость бренда сети кофеен «Starbucks» можно, пожалуй, только с яркостью бренда «Apple». Толпы поклонников готовы размещать логотип обеих фирм на чехлах своих смартфонов, на стенах социальных сетей и на футболках. Евангелистом Apple был Стив Джобс, а евангелистом Starbucks стал Говард Шульц, о чём он и рассказывает в своей книге. Обычно такие публикации скучны, от них веет глянцем рекламы и переизбытком идеологии. Но текст Шульца настолько хорош, что его даже сравнить не с чем (разве что с «Моя жизнь, мои достижения» Генри Форда, но Форд – титан, а Шульц – просто молодец). Идеальный пример отстройки от конкурентов, много интересных моментов. К примеру, когда нужно было уменьшить текучесть кадров и сделать «не как в Макдональдсе»: превратить работу в кофейне в престижную. Шульц добился максимальной медицинской страховки для сотрудников, а в США это много значит. Книга определённо для стартаперов, для бизнесменов и для людей, которые готовы впасть в уныние оттого, что на работе ничего не клеится. Почитайте, зарядитесь оптимизмом.
«Не имея собственных средств для вложения, я ни малейшего понятия не имел и о венчурном капитале. Просить денег у друзей или членов семьи я считал неправильным. Если в идее есть смысл, рассуждал я, опытные инвесторы захотят поучаствовать. Если же она обречена на провал, они дадут мне знать. Они дали, и не раз».
Джонатан Троппер «Как общаться с вдовцом»
Издательство: «Астрель», «Corpus», год издания: 2013-й.
После оглушительного успеха «Дальше живите сами» в России стали публиковать и другие романы Джонатана Троппера. Основные темы этого молодого автора – семейные ценности и отношения. С подкатывающим к горлу всхлипом главный герой рассказывает, как много месяцев погружался в депрессию после смерти жены, затворничал и занимался ничегонеделанием. Картину дополняют родственники с ворохом своих проблем. О грустном получается вполне искренне. После стадии уныния автор переводит своего героя в классический американский стереотип поведения «всегда говори «да». Кажется, даже слышно щелчок, переключающий настроение. После череды странных свиданий и парочки несчастных случаев на финише ждёт нарядный трёхэтажный торт из новой любви, смысла жизни и преуспевания. Похоже, в нашу эпоху сериалов женскую прозу начали писать и мужчины.
«И вот моя мать регулярно звонит и пытается свести меня с очередной девицей, с которой она или кто-то из её подруг познакомились в очередной поездке. Но, честное слово, как же надо любить падаль, чтобы пойти на свидание с угрюмым двадцатидевятилетним вдовцом, у которого нет ни нормальной работы, ни мало-мальской цели в жизни?»
Алан Беннетт «Непростой читатель»
Издательство Ольги Морозовой, год издания: 2010-й.
Сценаристы давно поняли, как сделать приличный сериал: там обязательно должен быть главный герой, с которым себя ассоциируешь. Да, я тихоня и лаборант, а на самом деле маньяк. Да, я социопат, но очень умный. Да, я гик и совершенно не умею общаться с людьми, но зато напишу любую программу. У Алана Беннетта главный герой – читатель (да, как мы все), только ещё и британская королева по статусу. Каждый ведь сам для себя главный и уникальный, каждый сам король своей жизни. Беннетт – мудрец: он в простейшие вещи и обыденность упрятал массу аллюзий, которые перекликаются, как пастушки на лугу (и эхом отдаются в душе читающего). Узнаёшь ситуацию и киваешь, улыбаешься одними глазами. Потому что английский юмор не под-разумевает смех, он просто поднимает настроение: на ровную, хорошую высоту. Ну и спойлер, невозможно удержаться: текст построен таким образом, что можно наблюдать эволюцию от некнижного человека через homo legens к человеку пишущему как венцу творения. Занимательное развитие, занимательный автор.
«– Мэм, но было бы неплохо, если бы мы могли, скажем, выпустить пресс-релиз, в котором бы говорилось, что кроме английской литературы Ваше Величество читает и этническую классику.
– Какую этническую классику вы имеете в виду, сэр Кевин? «Камасутру»?»
Джона Лерер «Как мы принимаем решения»
Издательство: «АСТ», «Corpus», год издания: 2013-й.
Работая над созданием искусственного интеллекта, учёные неустанно исследуют прототип человека. И, похоже, это исследование бесконечно. Популяризатор науки и специалист Джона Лерер делает свой вклад в изучение вопроса. Закончив Колумбийский университет по специальности «нейронаука», где специализировался на био-логических проблемах памяти, он продолжил обучение в Оксфорде, а его научно-популярные статьи публикуют «The Wall Street Journal» и «The New Yorker». Хороший фон для кредита доверия автору. В книге рассказывается о принятии решений с точки зрения нейробиологии, а также зачем на самом деле нужны эмоции. По его мнению, мы можем сделать процесс принятия решений более эффективным, если понимаем, как он происходит. Хорошо описаны популярные психологические ловушки: якорение, мысленное удушье, стадный инстинкт, ловушка высоких ожиданий и другие. Потребительское поведение – широкое поле для исследований.
«Однако мозг существует не в вакууме, все решения принимаются в контексте реального мира. Гербер Саймон, психолог, лауреат Нобелевской премии, придумал отличное сравнение – он уподобил человеческий мозг ножницам: одно лезвие – это мозг, а второе – конкретная обстановка, в которой он функционирует».