И звучит байкальская сюита…
60-летний юбилей недавно отметил известный иркутский музыкант, педагог, дирижёр и композитор Николай Михайлович Мочалов. Для дирижёра 60-летие – это пора творческой зрелости, средоточие сил и возможностей.
Удивительным образом сплелись в нём исконная сила простого народа и дворянский аристократизм. Родиной его отца Михаила Алексеевича, как и его деда Алексея Ефимовича Мочалова, является Воронежская губерния. Однако дед его, будучи офицером царской армии, а вслед за ним и сын подверглись репрессии и были принудительно отправлены в город Норильск. Впоследствии реабилитированы.
Отец Николая Михайловича был одарённым инженером и, несмотря на статус репрессированного, сумел добиться успехов в профессии. Завершал свою карьеру он в должности главного диспетчера по строительству Норильского горно-металлургического комбината, в его ведении были транспорт и снабжение материальными ресурсами ведущих строек.
Избранницей Михаила Мочалова стала Лидия Чикинёва – девушка из простой семьи, выросшая в маленькой деревеньке Чикинёво (Красноярский край), жители которой по большей части были однофамильцами. От природы Лидия Лаврентьевна была наделена по-настоящему крепким сибирским здоровьем. Это и позволило ей выбрать совсем не женскую специальность, тяжёлую и порой опасную. Она работала экспедитором по металлу на строительстве Норильского комбината: получала металл на железнодорожной станции или в аэропорту и с этим грузом ехала до места, в пути иногда случались аварии…
Это были времена, когда на подъезд – один телевизор. Если начиналась телевизионная передача, счастливые (а может, в каком-то смысле и несчастные) обладатели этой «роскоши» открывали двери на лестничную площадку, в тесном пространстве которой собирались все соседи. Так, прижавшись друг к другу, многоголовое, многоярусное сообщество смотрело то, что показывал «волшебный ящик». Тогда люди ещё не были пресыщены разного рода информацией и почитали своим долгом делиться редкой возможностью её получения. Но основным источником «знаний о мире» всё же оставалось радио. Именно с ним у Николая Михайловича были связаны первые музыкальные впечатления. С замиранием сердца прислушивался он к человеческой речи, лившейся из приёмника, наслаждался музыкой, и эти звуки казались ему чарующими!
Хотя родители Николая Михайловича никогда профессионально не занимались музыкой, всё же семья была музыкальной: мама прекрасно пела, обладала хорошим слухом, папа тоже пел и к тому же играл на восьмиструнной мандолине, тогда этот инструмент был популярен.
В 12 лет Николай Мочалов решил заняться музыкой. По всем канонам было поздновато. На весь Норильск одна музыкальная школа, и, конечно, попасть в неё было невероятно трудно. Когда мама привела Колю, чтобы проверить данные, он совсем не понимал, что происходит, чего хотят эти люди, которые стучат карандашом по столу, просят что-то спеть – всё проходило перед ним как в тумане… Естественно, растерянный и к тому же очень взрослый для начала занятий музыкой мальчик по конкурсу не прошёл.
В тот вечер он долго плакал в своей комнате. Это было удивительно, потому что обычно из боевого парнишки трудно было «выдавить» хоть слезинку. Видя страдания сына, мама тоже очень переживала, и на семейном совете было принято решение отдать Николая в платный кружок.
Тогда при домоуправлении была сеть кружков: спускаешься в подвал, а там всё что душе угодно – шахматное объединение, спортивные секции, музыкальные кружки… Вот в такой кружок по баяну-аккордеону мама и привела «отвергнутого» музыкальной школой Колю.
Отец купил ему баян, и «понеслось»… С первым педагогом Николаю Мочалову повезло, хотя тогда, в детстве, он не мог оценить это в полной мере. Николай Петрович Стегний приехал из Москвы, был выпускником музыкального училища имени Октябрьской революции и очень квалифицированным музыкантом, который ввёл не на шутку увлёкшегося баяном Колю в мир музыки.
Впоследствии, вспоминая об этом времени, мама рассказывала Николаю: «Ты как с ума сошёл: приходишь со школы, ничего тебе не надо – портфель в угол и за баян!» Нередко повторялась и такая ситуация: утром, на уроке по специальности, преподаватель даёт одну или две пьесы, а Николай знает, что работает педагог до шести вечера. Прибегает домой, выучивает всё наизусть и вечером снова несётся к своему учителю.
Такое бурное развитие дало плоды, и уже спустя полтора года занятий Николай Мочалов пришёл в ту самую музыкальную школу, которая прежде закрыла перед ним свои двери, и восхитил всех педагогов! Мальчика, впереди у которого на тот момент оставались 7-й и 8-й классы общеобразовательной школы, решено было принять сразу в четвёртый класс «музыкалки», дабы к моменту получения аттестата зрелости он имел и документ об окончании музыкальной школы. Со своей задачей новый ученик справился блестяще и после окончания обеих школ сразу поступил в Норильское музыкальное училище. Оно находилось на той же улице, прямо напротив средней школы №5, которую только что закончил Николай Мочалов. Поступив на первый курс, он пришёл работать в свою родную школу, к своим бывшим одноклассникам, которые перешли в 9-й класс, преподавателем вокального кружка! Так в 16 лет началась его педагогическая деятельность. На эти же годы пришёлся и первый композиторский опыт Николая Мочалова, хотя сам он себя композитором никогда не называл и до сих пор считает это «отдельной стезёй». Работая концертмейстером в ансамбле песни и танца «Школьные годы» норильского Дворца пионеров, он сочиняет музыку для танцевальных номеров, пишет инструментовки для ансамбля народных инструментов. Во многом благодаря его усилиям ансамбль стал победителем краевого фестиваля детского творчества. Спустя три года Николай Михайлович организовал дуэт с баянистом Геннадием Григорьевым, и вскоре они стали лауреатами первого краевого конкурса педагогов-исполнителей в Красноярске.
Примерно в тот же период Николай Мочалов поступил в Дальневосточный институт искусств, но окончил только два курса: у него появилась семья, и нужно было нести за неё ответственность, поэтому пришлось воспользоваться полученным после училища направлением в город Дивногорск Красноярского края.
Высшее образование Николай Мочалов получил позднее – в Восточно-Сибирской академии культуры и искусства по специальности «руководитель народного оркестра». Также, повышая квалификацию, он прошёл двухгодичную ассистентуру в Воронеже по специальностям «дирижирование», «композиция», «инструментовка» у заслуженного деятеля искусств России профессора А.А. Тимошенко.
Почти десять лет проработал Николай Михайлович в Дивногорской детской музыкальной школе педагогом специальности «баян-аккордеон», руководил оркестром, его ученики становились лауреатами Красноярского края.
Помимо работы в музыкальной школе, он руководил самодеятельным академическим хором автотранспортного управления Красноярской ГЭС. Хор неоднократно становился победителем городских и краевых смотров художественной самодеятельности. В марте 1982 года коллектив был удостоен чести участвовать в культурной программе V зимней Спартакиады народов СССР, которая проходила в Дивногорске и Красноярске.
Потом наступил другой период: Николай Михайлович решил вернуться на историческую родину и переехал в Воронежскую область, благо неподалёку от Воронежа оказалась вакансия директора Верхнемамонской детской школы искусств, куда его и пригласили. Задачей Мочалова было открыть новую школу, и ему это было очень интересно – на тот момент школ искусств и по Союзу-то было не так много. За короткий срок было открыто музыкальное отделение, затем хореографическое, художественное, правда, из-за отъезда он не успел подготовить театральное отделение, которого нет там и по сей день, но Николай Михайлович уверен: если бы он задержался, то обязательно исполнил бы эту мечту…
Работу директором ДМШ Николай Мочалов успешно совмещал с художественным руководством народным ансамблем песни и танца «Придонье», для которого написал большое количество песен, обработок и инструментальной музыки. В 1987 году его настигли первые серьёзные композиторские успехи – он был удостоен премии имени Масалитинова за песню «У Дона тихого…» на слова Ивана Пахомова. В этом же году Мочалов становится лауреатом всесоюзного телевизионного конкурса «Товарищ песня», по центральному телевидению звучат его песни «Играй баян!» на стихи Н. Николюкина и «Товарищ наш, Афганистан» на стихи И. Пахомова. В довершение этого далеко не полного перечня наград, полученных Николаем Мочаловым в этот период, ансамбль «Придонье» под его руководством провёл успешные гастроли в Румынии.
А жизненные пути-дорожки вели дальше, и в 1988 году он прибыл в наш славный город. Поначалу работал педагогом музыкальной школы №5 и уже к 1992-му подготовил лауреата регионального конкурса «Надежда» (Красноярск) Сергея Филиппова. Николай Михайлович был приглашён на работу в Иркутское музыкальное училище (впоследствии – колледж, который с 2010 года носит имя Фридерика Шопена). Сергей Филиппов поступил в его класс и в 1994 году стал лауреатом международного конкурса «Гармоника-Балтика» (Санкт-Петербург) и VII смотра-конкурса учащихся отделений народных инструментов музыкальных училищ и училищ искусств Восточной Сибири (Красноярск, 1995 год).
Среди наиболее ярких учеников Николая Михайловича также можно отметить лауреата всероссийских и международных конкурсов Константина Коноплина и Данила Мухамедьярова, который заканчивает Иркутский музыкальный колледж в этом году.
Вот уже более 20 лет Николай Мочалов возглавляет оркестр народных инструментов и оркестр тембровых баянов Иркутского музыкального колледжа. Благодаря ему приверженцы тембровых баянов ведут активную концертную деятельность, а оркестр народных инструментов в 2007 году стал лауреатом международного видеоконкурса «Музыкальный Влади-восток».
Новый учебный год несёт свои заботы – надо помочь Дане Мухамедьярову успешно завершить обучение и поступить в выбранный вуз в Санкт-Петербурге. В классе Надежды Фёдоровны Васильевой появился одарённый юноша – Василий Соколов, обладатель многообещающего баритона. В прошлом году на юбилейном концерте он уже исполнил один номер с оркестром – «Из-за острова на стрежень». На этот учебный год специально для него Николай Михайлович уже аранжировал два номера – каватину Фигаро и «Вдоль по улице метелица метёт». Коллектив Мочалова участвует в совместном проекте с прима-балалаечником Горбачёвым – одно успешное выступление в филармонии уже состоялось, теперь Николай Михайлович будет восстанавливать для него «Калинку» в обработке Городовской.
Есть у Николая Михайловича и совершенно особая идея – написать сюиту для оркестра народных инструментов, посвящённую Сибири и Байкалу и так выразить свой душевный настрой, благодарность судьбе за то, что четверть века назад она привела его в наши края, суровые и прекрасные.