История одного поиска
В белорусской деревне найдено захоронение нашего земляка
Автор этого материала, врач Нижнеудинской центральной районной больницы Владимир Васильевич Харламов, казалось бы, по роду своих занятий далёк от краеведения. Но после приезда в Нижнеудинск в конце 1980-х он увлёкся собирательством материалов по истории здравоохранения Присаянья. С тех пор регулярно публикует свои исследовательские работы в местной печати, пишет биографические материалы об известных медиках района, короткие рассказы под рубрикой «Миниатюры доктора Харламова».
В прошлом году выпущенная под его редакцией книга памяти о медицинских работниках военных лет «Нижнеудинский эвакогоспиталь» стала участником Всероссийского конкурса к памятным датам истории Отечества. Новую историко-биографическую книгу «Живём и помним», созданную с помощью местных краеведов и ветеранов медицинской службы, автор посвятил 365-летию родного города и 50-летию центральной районной больницы. И вот совсем недавно Владимир Васильевич прислал в полосу «Ветеран» статью о своей последней поисковой работе.
Начался этот поиск совершенно случайно. Три года назад совет ветеранов нашей центральной больницы поздравлял ветеранов с Днём Победы. Пришли мы и к Софье Николаевне Коровкиной, которая в годы войны работала санитаркой в Нижнеудинском эвакогоспитале. Поздравили с праздником, вручили подарок. А за чаем услышали её рассказ о жизни, о войне.
Родилась она в 1921 году в деревне Никольск Тайшетского района. Детство в большой семье было трудное, голодное. Хорошо помнит 1940 год. Тогда, будучи в Нижнеудинске, познакомилась она с Николаем Смолиным. Казалось, случайная встреча. Но вскоре они стали жить вместе. Да так ладно, душа в душу, что и регистрироваться не торопились. А тут – война! В первые же дни Николая призвали на военные курсы политруков в Иркутск. Оттуда – на фронт. В 1943-м он погиб, а где похоронен, неизвестно. От короткого семейного счастья остался сын Геннадий. Но и он умер в 2007 году.
– А я всё живу и живу, Богом пригретая около внучки, – тихо исповедовалась нам Софья Николаевна. – Сильно я Колю любила, хоть и прожили мы вместе крохотулечку времени. Потому и не верила, что он убит. Каждый день мерещилось, что отворится калитка и он войдёт в дом. Всю жизнь я его ждала, да так и осталась одна…
Льготами как жена погибшего участника войны Софья Николаевна никогда не пользовалась, потому как официальной регистрации брака не было. Да и не претендовала она никогда на эти льготы. Муж ушёл на фронт, а она устроилась санитаркой в развернувшемся к тому времени в Нижнеудинске эвакогоспитале. А после перешла в инфекционное отделение центральной районной больницы. Так и работала до пенсии. Растила сына и всё ждала и ждала своего дорогого мужа.
Эта простая история жизни пожилой женщины, вдовы солдата, запала в душу, взволновала преданностью первой любви и обречённостью на одинокую старость. Сколько их, военных вдов, осталось после второй мировой! Миллионы… И захотелось хотя бы одной из них помочь – найти какие-то сведения о её погибшем на войне муже.
Во втором томе книги «Память» областного совета ветеранов оказалась короткая запись: «Смолин Николай Григорьевич, 1914 года рождения, старшина, погиб 20 октября 1943 года. Похоронен в деревне Прогресс Гомельской области». С полным основанием можно предположить, что наш земляк сложил голову в боях, когда советские войска гнали немцев на запад после победных сражений на Курской дуге.
Первое письмо я послал просто жителям деревни Прогресс в надежде узнать подробности событий осени 1943 года и получить фотографию братской могилы. Ответ пришёл от военного комиссара Гомельской области П.Р. Алесько. Он сообщил, что, «согласно сведениям автоматизированного банка данных «Книги памяти» Республики Беларусь, старшина Смолин Н.Г. перезахоронен в братскую могилу д. Михалёвка Лоевского района. Его имя нанесено на мемориальную плиту братского захоронения и в районную книгу «Память».
Второй запрос был отправлен жителям деревни Михалёвка. В ответ пришло доброе, подробное письмо от 73-летней жительницы деревни, бывшей учительницы местной школы Нины Филипповны Куриленко. Она писала: «Владимир Васильевич, в войну тут были страшные бои, особенно когда шло форсирование Днепра. Помнится, сразу после войны были организованы два братских захоронения, куда свозили с разных полей, лесов и деревень погибших воинов. Сколько же их на нашей многострадальной белорусской земле! Но перезахоронения вашего земляка к нам из деревни Прогресс я не помню…»
Вот и получается: фамилия нашего земляка на могиле в Михалёвке есть, а перезахоронения его останков из деревни Прогресс не было…
В июле 2012 года по решению совета ветеранов нашей больницы я отправился в Белоруссию, в деревню Михалёвка. Там вместе с Ниной Филипповной, её зятем Дмитрием Скринником и внуком Андреем мы пришли к братской могиле. По русскому обычаю под мраморной плитой, на которой выбито имя нашего земляка, захоронили землю, привезённую с его родины, возложили цветы. И долго стояли в молчании. Позднее Нина Филипповна снова заверила меня, что ни она, ни кто-то из старожилов деревни перезахоронения в этой братской могиле не помнит.
По возвращении домой начался новый этап переписки с разными инстанциями – от администрации президента Республики Беларусь, исполнительных органов области и района, военных комиссариатов до Лоевского районного музея битвы за Днепр. 12 мая этого года наконец было получено последнее письмо, которое и расставило всё по своим местам. Оказалось, что фамилия нашего земляка ошибочно числилась в списках братской могилы № 2018 деревни Михалёвка. Вот почему её жители ничего и не помнят о перезахоронении. А Николай Григорьевич Смолин, как и записано в нашей книге «Память», был похоронен в братской могиле у деревни Прогресс. В пятидесятые годы прошлого века вместе с останками других воинов он был перезахоронен в братской могиле у деревни Переделка.
«На основании вышеизложенного, – пишет директор музея Р.Г. Стадникова, – в целях увековечения памяти Смолина Н.Г. его фамилия включена в списки воинов автоматизированного банка данных «Воинские захоронения Республики Беларусь», захороненных в братской могиле № 2020 у деревни Переделка, но исключена из списков братской могилы № 2018 у деревни Михалёвка».
Вот так закончился поиск могилы нашего земляка. К сожалению, Софья Николаевна не дождалась весточки о том, где нашёл последний приют её незабвенный Николай Григорьевич.